Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение налогового учета

Бухгалтерский и налоговый учет

Этап X. Определение порядка уплаты налога.

Порядок уплаты налога - это способы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Порядок уплаты налога, будучи элементом закона о налоге, предполагает решение следующих вопросов:

· направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);

· средства уплаты налога (в рублях или валюте);

· механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

· особенности контроля за уплатой налога.

Налоговый оклад - это сумма, вносимая налогоплательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет в зависимости от его уровня может быть федеральным, региональным и местным. Бюджет - основной элемент правильной уплаты налога, поэтому уплату налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Для обеспечения правильности распределения доходов между бюджетами устанавливаются Правила указания информации в расчетных документах на перечисление организациями налогов и сборов. В Правилах указываются требования по кодированию информации в полях «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа». Каждый налогоплательщик должен получить в налоговом органе памятку с таблицей соответствия кодов ИНН-КПП-КБК-ОКАТО.

Задачи, стоящие перед бухгалтерией предприятия по обеспечению порядка уплаты налогов, следующие:

1) правильно установить направление платежа с разбивкой по соответствующим уровням бюджета;

2) правильно оформить платежные документы, чтобы избежать ошибок с направлением платежа. Для выполнения этой задачи рекомендуется иметь реестр реквизитов по всем налогам с указанием кодов налогов и уровней бюджета;

3) своевременно контролировать полноту поступления платежей в бюджет путем назначения ответственных лиц и проведения сверки расчетов с налоговым органом.

В заключение следует отметить, что неисполнение или несвоевременное (неполное) исполнение вышеуказанных задач по всем этапам влечет за собой наказание со стороны налоговых органов в виде штрафов

Переход России к рыночной экономике в 90-е гг. XX в. сопровождался становлением налогового законодательства. Большинство федеральных законов о налогах было принято в 1991 г. Это произошло не случайно. Бурное зарождение коммерческих организаций в те годы, их активная деятельность по получению собственных средств в виде прибыли послужила основанием для формирования доходной части бюджета страны поступлениями от налогов и сборов взамен централизованного изъятия доходов предприятий.

Первые законы о налогах содержали основные принципы налогообложения. Более подробно механизм исчисления налога излагался в ведомственной инструкции Государственной налоговой службы. При разработке законов и инструкций предполагалось, что для определения суммы налога будут использоваться данные бухгалтерского учета. Например, выручка — для исчисления НДС, актив баланса — для налога на имущество, бухгалтерская прибыль — для налога на прибыль.

Но со временем выяснилось, что налоговые органы по-иному понимают формирование выручки, себестоимости и прибыли, нежели бухгалтеры, которые подсчитывали эти показатели согласно правилам бухгалтерского учета. Так, формирование выручки в бухгалтерском учете традиционно происходит с использованием счетов реализации, по кредиту которых отражается сумма, подлежащая к получению от покупателя денежных средств согласно договору, отгрузочным и платежным документам (счетам, счетам-фактурам, накладным).

Налоговые же органы, проводя контроль правильности исчисления и уплаты налогов, оставляют за собой право согласно ст. 40 НК РФ проверить сделку на соответствие рыночным ценам, установившимся в регионе на аналогичную отгруженной продукцию (товар). И, если установившаяся в регионе цена выше, чем цена по договору, работники налогового ведомства вправе пересчитать выручку и доначислить соответствующие налоги (например, НДС и налог на прибыль.

Что касается себестоимости продукции (работ, услуг), то перерасчет бухгалтерской себестоимости в целях налогообложения имеет, наверное, самую давнюю историю.

Законодательно различные подходы к формированию бухгалтерской и налоговой себестоимости были установлены с принятием Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибылей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552. В этом Положении указан закрытый, т.е. ограниченный, перечень затрат, которые могут быть отнесены на себестоимость и таким образом уменьшить налогооблагаемую прибыль. Остальные, не вошедшие в перечень затраты, подлежат отнесению за счет собственных средств организации, т.е. за счет чистой прибыли.

Но поскольку Положение было принято в 1992 г., практически на заре рыночной экономики, а с развитием коммерческой деятельности необходимые для ведения успешного бизнеса затраты не могли уместиться в тесных рамках закрытого перечня и буквально истощали источники собственных средств, возникала необходимость разумного рыночного подхода к учету таких затрат. Реализацией этого подхода явилось постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661. Этим постановлением бухгалтерский учет затрат был отделен от налогового. Закрытый перечень затрат с 1 января 1995 г. предписывалось применять для налогового учета путем корректировки данных бухгалтерского учета. Другими словами, все затраты отчетного периода, в том числе сверхнормативные, сверхлимитные и не входящие в закрытый перечень подлежали включению в бухгалтерскую себестоимость. А в целях расчета налоговой себестоимости они должны были быть откорректированы, т.е. увеличивали налогооблагаемую прибыль.

Апофеозом налоговой реформы явилась Справка к расчету налога от фактической прибыли, которая в конце 2001 г. занимала четыре листа убористого текста и для ее заполнения были изданы специальные методические рекомендации. В этой Справке перечислялись все возможные расходы организации, возникающие в ходе коммерческой деятельности, но не принятые налоговыми органами и не уменьшающие прибыль в целях налогообложения.

Ситуация с налоговым и бухгалтерским учетом себестоимости, а значит, и прибыли, разрешилась с принятием гл. 25 НК РФ, которая вступила в силу 1 января 2002 г. Согласно этой главе организация обязана вести раздельный учет доходов и расходов в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения. Таким образом, необходимость корректировок отпадает.

Еще один важный налог, в отношении которого разделение бухгалтерского и налогового учетов имеет давнюю историю, — НДС. Как база для исчисления НДС применяются методы определения выручки «по оплате» или «по отгрузке». В ст. 167 НК РФ впервые в практике налогообложения введен термин «учетная политика в целях налогообложения».

Аналогичным образом законодательно регулировался бухгалтерский и налоговый учет базы для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог (отменен с 1 января 2003 г.).

Наряду с налогами, базы по которым исчисляются в налоговом учете, часть налогов определяется только по данным бухгалтерского учета. Это налог на имущество, транспортный налог и другие.

Тенденция развития налогового учета в направлении отделения исчисления налогооблагаемой базы от бухгалтерского учета позволяют предположить, что и в отношении других налогов также будет установлен специальный порядок.

Следует отметить, что Россия не одинока в отношении продвижения по пути к отделению бухгалтерского учета от налогового учета.

Параллельное ведение учета в этих направлениях характерно для учетной системы США, Великобритании, Австрии. В Германии бухгалтерский и налоговый учет различаются по многим позициям. В то же время практически совпадают бухгалтерский и налоговый учеты в Швеции и Италии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этап VIII. Определение порядка и способа исчисления налога | Определение налогового учета и его задачи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.