Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Североамериканское соглашение о свободной торговле




Особенности интеграции в америке

НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле {NAFTA, North American Free Trade Agreement), которое действует с января 1994 г.

 

Предпосылки формирования торгового и экономического союза в Северной Америке складывались задолго до официального создания НАФТА. Так, фактически первым официальным шагом в данном направлении послужил принятый в США еще в 1947 г. план Эббота, который имел своей целью поддержку и стимулирование инвестиций корпораций США в экономику Канады. Позднее (в 1959 г.) США и Канадой было заключено соглашение о совместном военном производстве, которое помимо всего привело к внедрению американских военных стандартов в производство военной техники в Канаде.

Собственно движению в направлении создания зоны свободной торговли этих двух стран способствовало заключение в 1965 г. соглашения между США и Канадой о либерализации торговли продукцией автомобилестроения. Понятно, что заключение та­кого рода соглашения в области автомобилестроения неизбежно способствовало существенной активизации связей предприятий других отраслей, тесно связанных с автомобилестроением.

Американские корпорации еще с 60-х гг. стремились расширить двустороннюю интеграцию, сделав ее трехсторонней, за счет «включения» Мексики. К этому процессу подталкивали радикальные изменения (к началу 90-х гг.) в политической и экономической ситуации в мире: Евросоюз резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; страны АСЕАН, Япония, Китай наращивали свой экономический потенциал; усилилось Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество.

На этом фоне США поставили задачу активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций на мировом рынке.

Развитие связей в «треугольнике» США, Канада и Мексика стало активизироваться с конца 70-х гг. XX в. Первым шагом в этом направлении стало создание энергетического союза указанных государств. При этом уже в 1979 г. конгрессом США была принята директива в адрес президента США о необходимости в законе о торговых соглашениях рассмотреть перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли.

Исторически подписанию соглашению НАФТА предшествовало подписание в 1988 г. Канадой и США соглашения о свободной торговле этих двух стран {CUSFTA).

В соответствии с этим соглашением на протяжении 10 лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли. Эконометрические расчеты показали, что в результате практической реализации Соглашения о свободной торговле между Канадой и США уровень реальных доходов в обеих странах повысился на 3,5%. Если же принять во внимание последствия динамических эффектов, таких как усиление конкуренции, стимулирование совершенствования технологии, роста инвестиций, а также эффект масштаба, то эти оценки будут еще выше.

Тем не менее, существующая экономическая интеграция США с Канадой перестала удовлетворять США и в 1992 г. было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании Североамериканской зоны свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г.

 

При этом каждой из стран при создании НАФТА преследовались свои интересы.

Интересы США в НАФТА

Для США эти интересы были связаны, прежде всего, с их общей геополитической стратегией, в экономической области ориентированной на то, чтобы обеспечить свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций за рубежом, защиту прав интеллектуальной собственности, рост международной конкурентоспособности американских товаров на основе объединения высоких технологий и инвестиций, имеющихся в США, с дешевой рабочей силой и относительно дешевыми природными ресурсами Канады и Мексики. Результатом этого должны были стать новые региональные сравнительные преимущества.

 

Интересы Канады в НАФТА

Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.

Для Канады подписание соглашения НАФТА было связано не только с сохранением основных положений и преимуществ соглашения CUSFTA, но и с созданием условий для свободного доступа своих товаров, услуг и инвестиций на рынок Мексики, а затем – в перспективе – и на развивающиеся рынки стран Латинской Америки.

Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА (Американской зоны свободной торговли {Free Trade Area of the Americas — FTAA). В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.

Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.

Участие в КУФТА и НАФТА дало сильный импульс канадской экономике: только за 1989–2000 объем канадского экспорта более чем удвоился, доля в нем машин и оборудования повысилась с 28% в 1980 до 45% в 1999. Это опровергает опасения тех противников соглашения о свободной торговле на североамериканском континенте, которые считали, что оно приведет к «деиндустриализации» канадской экономики.

В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).

 

Интересы Мексики в НАФТА

Интересы Мексики были связаны с решением задач завершения экономических реформ и модернизации экономики страны. Как показали последующие события, эти задачи в значительной мере удалось решить. Достаточно сказать, что если раньше, по существу, весь экспорт Мексики был связан с экспортом нефти, то к настоящему времени эта страна является уже нетто-экспортером промышленных товаров. Иными словами, Мексике удалось решить стоящие перед многими странами мира задачи диверсификации своего экспорта.

В рамках переговоров о создании НАФТА Мексика добивалась обеспечения надежного доступа своих товаров на рынок США (что требовало снятия американской стороной соответствующих барьеров – тарифных и нетарифных). Кроме того, перед Мексикой стояли задачи увеличения притока иностранных инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата в Мексике должно было привлечь иностранный капитал не только из США и Канады, но и из третьих стран (вне НАФТА).

Кроме того, для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Одной из особенностей НАФТА явилось то, что, несмотря на заявленную в соглашении полную либерализацию торговли, в нем были сделаны определенные исключения. Так, Мексике удалось сохранить ограничения на иностранные инвестиции (на практике – на инвестиции США) в свою нефтяную промышленность. Отметим, что в нефтяной промышленности Мексики до сих пор очень велика роль государства (государство обладает исключительным правом на инвестиции в данную отрасль).

Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.

Критики мексиканского членства в НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.

Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.

В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

Основными целями соглашения НАФТА были:

• снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между подписавшими соглашение странами;

• установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

• существенное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах НАФТА;

• обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран НАФТА;

• выполнение и применение данного соглашения для урегулирования торговых споров;

• в перспективе рассматривалась возможность расширения рамок данного соглашения за счет подключения к нему новых стран-участниц.

В НАФТА существует определенная институциональная структура. Это относится к таким органам НАФТА, как Комиссия по свободной торговле; различные комитеты (по торговле товарами, по торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фитосанитарному контролю; по стандартам; по малому бизнесу; по финансовым услугам); рабочие группы по правилам определения страны происхождения товара, по субси­дированию сельского хозяйства, по торговле и конкуренции (всего 30 различных комитетов и рабочих групп). Главным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли США, Канады и Мексики. Однако принципиальным моментом является то, что в НАФТА, в отличие от ЕС, нет каких-либо наднациональных органов.

 

Соглашение НАФТА обладает определенной спецификой по сравнению с ЕС. Дело в том, что это было первое торгово-экономическое соглашение, подписанное, с одной стороны, двумя высокоразвитыми странами (США и Канадой), а с другой – развивающейся страной (какой в момент подписания соглашения была Мексика). Во-вторых, НАФТА можно рассматривать как своего рода «асимметричное» соглашение. В центре экономической «конструкции» этого соглашения оказываются США, а экономическое взаимодействие Канады и Мексики выглядит значительно слабее, чем взаимодействие США и Канады и США и Мексики.

 

Важно то, что НАФТА пошло дальше первого этапа реализации интеграционного процесса – зоны свободной торговли. Здесь не только были сняты таможенные барьеры и другие ограничения для экспорта и импорта товаров стран-участниц соглашения, но и были созданы условия для свободного движения товаров, а также услуг, рабочей силы, капиталов. Огромное значение для НАФТА имело включение в соглашение раздела, посвященного торговле услугами. Это было особенно актуально для Мексики, поскольку начиная с 80-х гг. услуги уже составляли более 50 % ВВП этой страны, а уровень занятости в этой сфере превышал 60 %. НАФТА охватывает все виды услуг (включая и финансовые услуги). Однако при этом было сделано достаточно много исключений по отдельным видам услуг, которые не охватывались соглашением НАФТА. Это касалось авиационных и морских перевозок, инжиниринга, издательского дела, коммерческого образования, рекламы, строительства, туризма, здравоохранения, юридических услуг. По существу, уже к концу 90-х гг. были отработаны общие подходы предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций.

В целом же НАФТА находится на начальных стадиях интеграционного процесса по сравнению с ЕС. Поэтому еще рано говорить об успешности и завершенности процесса международной экономической интеграции в рамках этого соглашения.

 

В этом году между всеми участниками NAFTA обострились противоречия. Канада и Мексика критикуют положение “Покупай американское”, которое Конгресс США включил в принятый в начале года многомиллиардный пакет стимулирования экономики США. Согласно этому положению, при реализации любых общественно значимых строительных проектов, финансируемых из этого пакета, должны использоваться материалы, произведенные только в США. Беспокойство Канады и Мексики связано с тем, что их экспорт ориентирован на рынок США. Так, на США приходится 78,9% экспорта Канады и 76,5% экспорта Мексики.

Президент Обама при обсуждении стимулирующего пакета не был убежден в необходимости упомянутого положения, но продолжает считать его неспособным навредить торговым отношениям. “Невозможно, чтобы это положение угрожало многомиллиардному торговому обороту между нашими странами. Важно то, что мы не предприняли каких-либо масштабных шагов в направлении протекционизма”,— говорит президент США. При этом, как признал сам президент Обама, канадский премьер Стивен Харпер при каждой встрече утверждает, что положение “Покупай американское” носит протекционистский характер и способно подорвать торговлю между североамериканскими партнерами.

Больше всех претензий у Мексики. Правительство страны возмущено тем, что Конгресс США с подачи американского профсоюза водителей грузовиков ввел запрет на передвижение грузовых автомобилей из Мексики по территории США. Конгресс США мотивировал свое решение тем, что мексиканские грузовики якобы не соответствуют нормам безопасности. Мексика ответила на эти ограничения запретом ввоза на свою территорию американских товаров на сумму $2,4 млрд. В свою очередь мексиканские водители, которые теперь доставляют грузы только до северной границы Мексики, предъявили иск правительству США на сумму $6 млрд. за нарушение Североамериканского соглашения о свободной торговле, благодаря которому была образована NAFTA. Президент Обама заявил, что запрет на въезд мексиканских грузовиков на территорию США был связан с вопросами безопасности, пообещал президенту Кальдерону решить этот вопрос в ближайшее время.

Кроме того, мексиканский президент Фелипе Кальдерон выразил свое несогласие канадскому премьер-министру Стивену Харперу в связи с введением Канадой визового режима для граждан Мексики. В середине июля Министерство иммиграции Канады объявило о введении визового режима для мексиканцев из-за с резко увеличившегося количества обращений граждан Мексики о предоставлении политического убежища в Канаде. Так, в 2008 г. 9,4 тыс. мексиканцев обратились в канадскую иммиграционную службу с просьбой предоставить им убежище. Это составляет 25% от общего количества таких заявлений от иностранных граждан. Миграционная служба Канады в 2008 г. удовлетворила только 11% прошений мексиканских граждан о предоставлении им убежища.

По информации мексиканских СМИ, Стивен Харпер с пониманием отнесся к заявлению мексиканского президента и признал, что во многом та нездоровая обстановка, которая сложилась вокруг мигрантов, вызвана несовершенством канадского миграционного законодательства. Лидеры Мексики и Канады поручили рабочим группам найти взаимоприемлемые решения по снятию визовых ограничений, которые противоречат подписанному между странами в 1993 г. Договору о свободной торговле.

 

В последние годы руководство США предпринимает усилия для распространения принципов НАФТА на все страны Америки и подписания соответствующего соглашения всеми странами этого континента. Речь идет о попытках создания так называемой Американской зоны свободной торговли {Free Trade Area of the Americas — FTAA), которая могла бы объединить 34 страны Северной и Южной Америки. На совещании этих 34 стран в 2003 г. было принято решение разработать и принять до января 2005 г. (когда, по проектам, должна начать функционировать FTAA) рамочное соглашение, цель которого – очертить минимальный круг достигнутых договоренностей.

Однако к середине 2004 г. эти попытки успеха не имели, хотя в декабре 2003 г. США завершили переговоры с четырьмя странами Центральной Америки (Гватемалой, Никарагуа, Сальвадором и Гондурасом) о создании Центрально-Американской зоны свободной торговли {Central American Free Trade Agreement — CAFTA).

В то время как США добились того, чтобы центральноамериканские государства открыли доступ к их сектору услуг, сами Соединенные Штаты отказываются полностью либерализовать доступ на свой внутренний рынок сельскохозяйственных товаров. Таким образом, в данном соглашении достаточно отчетливо проявляется политика «двойных стандартов» США по отношению к своим партнерам по переговорам.

Вместе с тем идеи CAFTA не были поддержаны Коста-Рикой — наиболее благополучной в экономическом отношении страной Центральной Америки.

США пока отказываются включить в обсуждаемое в рамках проекта FTAA соглашение вопрос об аграрных субсидиях, на чем настаивают их латиноамериканские партнеры по переговорам. Отмена или снижение таких субсидий не отвечает интересам американских производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. При этом Бразилия и другие латиноамериканские страны хотели бы исключить из переговоров вопросы защиты прав на интеллектуальную собственность, охраны патентов, а также инвестиционных стандартов и норм трудового права. Таким образом, первоначально поставленные США амбициозные задачи формирования Американской зоны свободной торговли пока еще решить не удается.

Поскольку цель создания FTAA в ближайшей перспективе оказывается труднодостижимой, переговоры теперь будут направлены на заключение двусторонних соглашений о свободной торговле, учитывающих интересы Соединенных Штатов и воз­можности отдельных стран. (При этом подобные соглашения, естественно, не будут обязательны для всех 34 американских государств, с которыми велись переговоры о создании FTAA.) Инициатива проведения более гибких переговоров исходит от Бразилии, которая не готова в настоящее время заключить всеобъемлющее соглашении о создании Американской зоны свободной торговли. США ведут такие двусторонние переговоры с Перу, Колумбией, Эквадором, Боливией и Панамой. Уже достигнуто такое соглашение с Чили, завершаются переговоры США с Гватемалой, Гондурасом, Сальвадором, Никарагуа и Коста-Рикой. Эти страны надеются, что двусторонние переговоры с США о свободной торговле помогут им решить долговые проблемы (прежде всего в отношении тех же самых США).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.