Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие педагогического идеала




1. Первобытное общество(40 - 35 тысяч лет назад).

Воспитание опиралось на житейские представления, заключалось в подготовке к простейшему существованию, носило групповой, коллективной характер.

Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно и стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания.

Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.

Педагогические идеи того времени проявлялись в традициях, фольклоре, наставлениях и назиданиях.

Цель воспитания в первобытном обществе – практическое воспитание и формирование трудовых навыков.

Эпоха Возрождения и Реформации (конец XIV – начало XVII вв.).

Эпоха позднего Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения провозгласила главной ценностью и идеалом – человека, духовно и физически развитую личность. В противовес церковному мировоззрению, обращающего надежды человека к Богу, Возрождение сделало главным самостоятельность личности, возлагающей надежды только на себя.

Деятели эпохи Возрождения, гуманисты, заново «открыли» идеи античности. Стремясь подражать народам Др.Греции и Рима, они и называли свое время – «Возрождением», т.е. восстановлением античной традиции. В классическом наследии гуманисты пытались отыскать то, что было утеряно – традицию воспитания физически (телесно), эстетически, духовно развитого человека, воспитанного в труде, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.

Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия, откуда идеи гуманизма распространились на Францию и другие страны. К числу наиболее ярких представителей этой эпохи можно отнести: Витторино де Фельтре (1378-1446), Батисто Гуарини (1374-1460), Франсуа Рабле (1494-1553), Мишель Монтень (1533-1592), Эразм Роттердамский (1467-1536), Томас Мор (1478-1533) и другие.

Цель воспитания в эпоху Возрождения – формирование самостоятельной, творческой личности на основе её стремлений, желаний и интересов.

Важно подчеркнуть, что между идеалами Возрождения и реальными условиями европейского воспитания и образования существовала громадная разница.

2. Античный мир Средиземноморья.

Древняя Греция.

Среди городов – полисов Др. Греции особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта.

К основным чертам процесса воспитания и обучения в Спарте можно отнести: замкнутый характер, насыщенная физическая и военная подготовка, аскетизм и готовность к лишениям, немногословность, равноправное воспитание мальчиков и девочек в специально организованных и поддерживающихся государством учебных заведениях, формирование минимальных навыков чтения и письма.

Воспитание осуществлялось полисом, который определял цель, задачи, содержание и методы воспитания.

Цель воспитания в Спарте – подготовка членов военной общины, военно-патриотическое воспитание.

Идеалом воспитания в Афинах была совокупность добродетелей, всестороннее формирование личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Достигнуть подобного идеала мог лишь свободный и имущий гражданин Афин. Все афиняне получали домашнее воспитание, а с семи лет могли посещать школы: мусические и палестры. В палестрах занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием - т.е. всем тем, что пригодится будущему воину. Мусическая школа давала преимущественно литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний: изучались поэмы Гомера, азы математики, пелись песни под музыкальное сопровождение. Как правило, обе школы посещались одновременно.

Цель воспитания в Афинах – гармоничное сочетание интеллектуального и физического.

Древний Рим.

На римскую систему образования заметное влияние оказывали греческие традиции, но, вместе с тем она не теряла своей самобытности. Римская система образования и воспитания имела более практическую направленность на подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания часто исключали изящные искусства – музыку и пение, так как они, как полагали многие римляне, побуждают более мечтать, чем думать. Главным девизом в римском воспитании и обучении выступает польза.

Цель воспитания в Др. Риме – формирование свободного человека, его подготовка к исполнению гражданских обязанностей; обеспечение определённой карьеры в военном деле или политике.

3. Средневековье (V-XIV вв.)

Развитие и формирование педагогического идеала личности в эпоху Средневековья происходило под влиянием трех основных факторов.

1. Фактор античности, заключающийся в сохранении античных идеалов гуманистического воспитания.

Так, в трактате «Формулы благородной жизни» архиепископа Мартина де Брага (VI в.) рекомендовалось основывать воспитание на античных заповедях: благоразумии, осторожности, осмотрительности, мужестве, справедливости и воздержанности.

Однако, по мере своего укрепления, католическая церковь – духовный центр средневекового общества, отвергла античную образованность как «дьявольскую» мудрость.

2. Фактор дохристианства, характеризующийся стремлением интегрировать человека в определенный клан.

«Варварские» традиции более всего проявлялись в семейно-домашнем воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом оно окрашивалось сословными чертами и особенностями. В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено в системе ученичества и рыцарского воспитания.

Особенно эти факторы были заметны и значимы в эпоху раннего Средневековья.

3. Фактор христианства.

Христианское воспитание было обращено к каждому человеку в равной степени, но в месте с тем, имея корпоративный характер, одновременно преследовало цель воспроизводства сословной морали.

Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви. В этой педагогике заметно присутствие элемента авторитарности.

Идеалом являлась усредненная верующая личность; основа воспитания – формирование нравственности, под которой понималась «чистота сердца» достигаемая путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля над желаниями, мыслями, поступками. Это, однако, не означало и необходимости приобретения светских знаний.

Цель воспитания в Средневековье – спасение души через нравственное и религиозное воспитание.

Средневековье (V-XIV вв.)

РОССИЯ

В Древней Руси (VI – X вв.) община была раздроблена на слои-страты. У каждого слоя цель воспитания специфична и зависит от функции конкретного слоя: так, в семье ремесленников основная цель воспитания- развитие трудовых навыков, получение профессии; знатная прослойка готовила подрастающее поколение к ратному делу и руководству общиной, а жрецы «специализировались» на умственном воспитании и преподавании культовых знаний.

Педагогические воззрения дохристианской Руси в большей степени связаны с языческими представлениями, культом природы и её роли в развитии человека.

Мать творила заговор над ребёнком, желая, чтобы он вырос счастливым и здоровым.

Взяв чашу воды, свечу и платок, она удалялась с младенцем в лес, где совершала обряд со словами: «Умываю я своего для дитятко в чистое личико, утираю платком венчальным его уста сахарные, очи ясные, чело думное, ланиты красные, освещаю свечою обручальною его осанку соболиную, его лицо молодецкое. Будь ты, мое дитятко ненаглядное, светлее солнышка, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего…»

Идеалом в этот период был человек, осознанно следующий ритуалам и традициям (обычаям, церемониям) участия в институциональной жизни.

Киевская и Московская Русь (XI – XVII вв.).

Основой эволюции, определившей лицо древнерусской педагогики в этот период, стало православие, пришедшее в Древнюю Русь из Византии в X веке.

Православие хорошо вписывалось в жизненный уклад Древней Руси – патриархально общинный, деспотический, не связанный с рационализмом античной культуры. Оно дало педагогике прочные духовно-нравственные ориентиры и представления о способах их достижения. Для понимания особенностей древнерусской педагогической традиции важно иметь в виду, что в XIV – XV вв. сформировался семейный быт русского народа с сильной властью отца и высоким нравственным авторитетом матери.

Именно такой идеал семьи и воспитания в ней нашел свое воплощение в «Домострое» - выдающемся памятнике педагогической мысли и культуры Древней Руси XVI века.

«А пошлёт Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботится отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей».

В целом, обучение было подчинено религиозной цели: учили считать, чтобы определить сроки православных праздников, читать – для освоения церковного писания, молитв.

Православная педагогика ориентировала человека на самовоспитание, самосовершенствование, но при этом речь шла не о самореализации, а о преодолении собственной греховности путем смирения, о спасении души на основе Веры, Надежды и Любви к Богу. Смирение позволяло избавиться человеку от изначальной греховности и приобрести добродетель, доверяясь учителю (духовному отцу), любя его и опираясь на его опыт.

Педагогике Древней Руси был присущ ряд черт, сближавших её с восточными представлениями: ориентация на мудрость, обращённую к сердцу; преобладание авторитарных подходов в воспитании.

В XVII в. на фоне подъема всех сфер жизни российского общества, усиления контактов с Западом, проникновения европейской образованности наметилось зарождение новых подходов к осмыслению природы человека, целей и способов его воспитания и образования.

4. Эпоха Просвещения

XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания.

Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющийся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, для путешествий и т.п. Именно поэтому, в этот период значительно возрастает роль образования. Появляется небывалое до того времени число педагогических трактатов, в которых было выражено стремление сделать личность свободной посредством воспитания и образования, обновить духовную природу человека. Одним из приоритетных направлений научных исследований становится педагогическая проблематика. Новая педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований.

Яркими примерами проявления указанных тенденций могут служить идеи ряда мыслителей: Френсиса Бэкона (1561-1626), Вольфганга Ратке (1571-1635), Рене Декарта(1596-1650).

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит великому чешскому гуманисту Яну Амосу Коменскому (1592-1670), которого по праву можно назвать отцом современной педагогики.

Коменский, опираясь на принцип природосообразности, понимаемый как соответствие педагогического процесса законам природы, создал целостное гуманистическое и глубоко демократическое учение о воспитании, сформулировав по сути теорию непрерывного образования личности. Коменским предложена система получения образования начиная от материнской школы и закачивая академией (т.е., по сути, высшим образованием).

В одной из основных своих работ, посвященных проблеме образования, «Великой Дидактике» Я.А. Коменский пишет: «…Натуры высокоразвитые надо поощрять ко всему, чтобы не было недостатков в людях, получивших всестороннее образование и вполне обладающих мудростью.

Надо, однако, следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы».

Цель же воспитания, по Коменскому: «Вечное блаженство в слиянии с Богом. В земной жизни – знание, добродетель и благочестие»

Развивая идею Коменского о природосообразности обучения, Жан-Жак Руссо, ещё один ярчайший представитель эпохи Просвещения, поставил в центр своей педагогики вопрос о необходимости предоставить ребенку возможность развиваться свободно, естественно (сообразно своей природе), создавая лишь наиболее благоприятные условия для развертывания его внутренних потенциалов. В работе «Эмиль или, О воспитании» Ж.-Ж. Руссо определяет основные педагогические принципы свободного и естественного воспитания [101]:

1. Учащегося нужно ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины.

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни и от практики – не допустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда человек будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

5. Основная цель воспитания: «Свободное воспитание свободной личности, основанное на природных задатках и склонностях».

Имперская Россия (XVIII –конец XIX вв.).

Начавшиеся в начале XVIII в преобразования остро поставили вопрос о кадрах, способных претворять их в жизнь. Петр I создает сеть учебных заведений по западному образцу, сосредотачивая главное внимание на проблеме обучения наукам и ремеслам.

Идеалом был патриот, «слуга Отечества», человек, приносящий пользу обществу.

Ускоренное развитие светской культуры, усиление установки на полное отождествление человека с социумом – основные черты педагогической идеи того времени.

Этот период в истории педагогической мысли в России связан с большим количеством имен, развивших педагогическую науку и практику. Это И.И. Бецкой, Ф. Янкович де Мириево, И. Новиков, А. Радищев и мн.др. Среди педагогов XIX века в первую очередь следует назвать Константина Дмитриевича Ушинского (1824 – 1870). К основным идеям его педагогической системы относятся: принцип общественного характера воспитания; учет психологических познавательных процессов в обучении и воспитании; формирование умений и культуры учебного труда; принцип воспитывающего обучения и многие другие. Говоря о цели воспитания, К.Д. Ушинский определял её как - «Воспитание человека как сына своего народа, своей Родины, познавший душу своего народа и свободно трудящегося на его благо».

Для русской педагогической практики конца XIX века было характерно значительно более широкое, чем на Западе, распространение идей и практики свободного воспитания. У истоков этого движения стоял Лев Николаевич Толстой, который продолжил и углубил на российской почве идеи Ж.-Ж. Руссо, творчески восприняв его тезис о необходимости обеспечить естественное развитие ребёнка, отказаться от какого-либо педагогического насилия по отношению к нему. Цель воспитания по Толстому: «Свободное воспитание от природы совершенного и свободного ребенка как высшей ценности».

5. Россия XX века.

В этом периоде можно выделить два подпериода. Первый (до 1917г) – это период, характеризующийся усилением разрушения консервативных структур общества и формированием установки на «автономную личность». Резко усиливается роль общественных организаций, в первую очередь – земств, оформляется массовое общественно-педагогическое движение, создаются инновационные учебные заведения. По сути, обществу (не государству) интересно заниматься вопросами педагогики, оно сориентировано на разрешение противоречий, стоящих перед теорией и практикой формирования нового поколения.

Второй подпериод – время попытки создания нового общества, основанного на социалистических принципах. На практике это общество оказалось скорее псевдосоциалистичеким и не выдержало испытания временем.

Педагогические идеалы Советской России строились на доминирующей роли общества над личностью, интересы личности должны были соответствовать общественным. Важно отметить, что многие педагоги, предпринявшие попытки реализовать на практике идеи нового общества исходили скорее из гармонизации отношений между человеком, отдельной личности и коллективом, обществом. Ярким примером этой педагогики стал опыт Антона Семёновича Макаренко, показывающий эффективность воспитания, организованного на широкой и многообразной жизненно-практической основе. Макаренко совершенно по-особому подходит к роли общества и коллектива в воспитании личности. Он отмечает, что решительно нужно отказаться от непосредственного воспитательного воздействия, т. к. именно здесь и может быть заложен авторитаризм идущий от личности воспитателя и подавляющий личность воспитанника. Воспитывает, по мнению Макаренко, педагогически организованная среда, в которой взаимодействуют воспитатели и воспитанники.

Идеи педагогически организованной среды были востребованы наиболее видными педагогами страны. Например, написанная замечательным педагогом Василием Александровичем Сухомлинским в последние два года жизни «Методика воспитания коллектива» полностью соответствует макаренковской трактовке воспитательного коллектива как единого коллектива педагогов и учащихся, в котором создается эффективная система формирования активно-творческой личности, свободно развиваются индивидуальности, гармония интересов коллектива и личности.

С девяностых годов XX в., в связи с тенденциями гуманизации и гуманитаризации образования усиливается внимание в целях воспитания к признанию самоценности личности, важности автономии индивида, воспитания у индивида чувства собственного достоинства, формирования и доминирования творческого начала.

Для развития педагогики в этот период стало характерно стремление к синтезу традиций различных педагогических культур, их диалог, сотрудничество и взаимопонимание.

 

 
Период Характеристика периода Представители Педагогический идеал, цель воспитания, образования
  Первобытный строй Выделение человека из животного царства сопровождается постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Непременным условием существования древних является изготовление и использование орудий труда.    
  Античность (рабовладельческий строй) Древняя Греция: (IX – VIII вв. до н.э.) Спарта: авторитарное государство-полис, вынужденное вести постоянные войны, как с внешними, так и с внутренними врагами Афины: демократическое государство, имевшее более благоприятные географические и природные условия Пифагор, Геродот, Платон, Сократ, Демокрит, Аристотель  
Древний Рим: (VIII- IV вв до н.э.) демократическое государство, где сильно не только семейное, но и государственное воспитание. Эталоном почиталась греческая образованность, но она не полностью отвечала запросам государства, ведущему серьезные военные действия и стремящемуся развить демократическую государственность. Цицерон, Сенека, Плутарх, Марк Фабий Квинтилиан  
  Средние века (феодальный строй) Восток (VII – XVII вв.). Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, Сирия, Египет, Северная Африка), завоеванном арабами, отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания. Арабское завоевание не означало полного разрыва с культурными и педагогическими традициями эллинизма. Исламский мир воспринял античную философию, в частности идеи Платона и Аристотеля Абу Юсуф Якуб ибн Исхак Кинди; аль Фараби; аль Бируни; Ибн Сина; аль Газали; ибн Рушд  
Европа. Характерно наличие трех традиций в воспитании: дохристианской (варварской), античной и нарождающейся христианской. Сословность в обществе (духовенство, светские феодалы - рыцари, горожане, крестьяне). Августин; Абеляр; Винсент де Бове; Алкуин; Фома Аквинский  
  Эпоха Возрождения (феодальный строй, зарождение капитализма) Европа (XIV – нач.XVIIвв.) Интенсивное развитие искусства, литературы, научных знаний. Великие географические открытия, Изобретение книгопечатания. Возврат к античной традиции. Эразм Роттердамский; Томас Мор; Мишель Монтень; Франсуа Рабле  
Россия (X – конец XVII в.) Многонациональность; феодальная раздробленность. Опустошительные набеги ига, разорявшие культурные центры. Развитие христианства. Иоанн Златоуст; Владимир Мономах; Ярослав Мудрый; протопоп Аввакум  
  Эпоха Просвещения (начало капитализма) Европа, Америка (XVII- XVIIIвв.) Социальные институты и идеология феодализма становятся тормозом для развития общества, а также для развития воспитания и образования Френсис Бекон; Ян Амос Коменский; Джон Локк; Жан-Жак Руссо  
Россия (XVIIв.). Общественные реформы: политическое лидерство дворянства, укрепление позиций купечества и промышленников, складывание режима абсолютизма. Ориентация на общеевропейское развитие. Леонтий Магницкий; Василий Никитич Татищев; Михаил Васильевич Ломоносов; Иван Иванович Бецкой  
  XIX век Европа, Америка. Интенсивное развитие экономики, промышленности. Класс промышленной буржуазии занимает ключевые политические позиции. Развитие идей философии, утопического социализма И.Кант, Г. Гегель, О. Конт, А. Шопенгауэр, Р. Оуэн; Иоганн Генрих Песталоцци; Иоганн Фридрих Гербарт; Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег  
Россия. Нарастающий общественный кризис, связанный с крепостническими отношениями, традициями сословного обучения и воспитания. Появление группы разночинцев, которые становятся носителями идей переустройства общества. Ф. Янкович де Мириево; Николай Иванович Пирогов; Константин Дмитриевич Ушинский; Лев Николаевич Толстой  
  XX век Многочисленные педагогические течения: социальная педагогика, религиозная педагогика, экзистенциалистская педагогика, марксистская педагогика, фашистская педагогика, педагогика свободного воспитания (Vom Kinde aus), экспериментальная педагогика, теория отмирания школы, педагогика прагматизма Жан Поль Сартр, Э. Крик, Эллен Кей, Джон Дьюи, Селестен Френе, Петр Францевич Лесгафт, Павел Петрович Блонский, Виктор Федорович Шульгин, Станислав Теофилович Шацкий, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский,  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.