КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманистическая психология. Когнитивная психологияКогнитивная психология Гештальтпсихология Гештальтпсихология - (от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура). Центральный тезис этого направления – необходимость целостного подхода к анализу сложных психических явлений. В гештальтпсихологии в качестве предмета психологических исследований рассматривается структура и целостность в организации психических процессов, законах и динамике их протекания. Данное направление зародилось в начале 1920-г годов в Германии и получило признание в Европе. Его создание связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К.Коффки (1886-1941) и К.Левина (1890-1947), заложившими методологию этой школы. Человеческое поведение согласно данной теории подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции.
Изучается психическая обработка информации с помощью таких механизмов, как мышление, память, восприятие, воображение и т.п. Когнитивные психологи занимаются исследование ментальных (т.е. умственных) структур, регулирующих поведение человека. В настоящее время это направление представлено рядом вариантов. Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где познавательные процессы трактуются крайне механистически: психика выступает в виде устройств с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Известно, что одни и те же исходные данные, введенные в компьютер, порождают различные результаты в процессе их обработке в зависимости от того, по какой программе работает машина. Так и на уровне человека: для того, чтобы объяснить и предсказать его поведение в ответ на определенную совокупность внешних и внутренних стимулов, необходимо знать, как он их воспринимает и перерабатывает в своей голове, каким образом он принимает решения. Когнитивные (познавательные) процессы для психолога являются аналогом программы вычислительной машины Развитие гуманистической психологии стимулировала та идеология, которая сложилась в обществе и в психологической науке после Второй мировой войны. Если Первая мировая война показала всю меру бессознательной жестокости и агрессии человека, ужаснувшие человечество и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая мировая война, не опровергнув наличие этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики. Поведение многих людей в экстремальных ситуациях отличалось и их стойкостью, стремлением сохранить достоинство в трудных условиях, и осознанным выбором своей судьбы. Эти факты, как данные, полученные в 30-50 –е годы учеными, занимающимися психологией личности, показали ограниченность чисто механистического, биологического подхода к человеку, объяснявшего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации. Новым направлением психологии, которое возникло как антитеза предыдущим психологическим течениям – бихевиоризму и психоанализу, стала гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом (1897-1967), А. Маслоу(1908-1970) и К. Рождерсом (1902-1987). В качестве предмета исследования гуманистической психологии утверждалась здоровая, полноценная творческая личность человека, рассматриваемая как уникальная целостная система, стремящаяся к самоактуализации и постоянному личностному росту Маслоу основным источником человеческого поведения, человеческой деятельности, поступков считал непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. Одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремиться к равновесию со средой, а наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, укоренность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, к реализации всех своих способностей и предназначения в жизни есть основа развития человека, и общества. Маслоу перечислял различные потребности человека, выстраивая их в иерархический ряд: а) физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.; б) потребности в безопасности – стабильность, порядок; в) потребность в любви и принадлежности – семья, дружба; г) потребность в уважении – самоуважение, признание; в) потребность в самоактуализации – развитие способностей.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |