Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Вводная

Дисциплина: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

Хотя в информационном пространстве России всё шире используются новые информационные и коммуникационные технологии, печать, в том числе и периодическая, как и прежде, остаётся одной из ведущих массовых коммуникативных систем. Причем её перспективы нельзя рассматривать как пессимистические. Опыт стран Запада свидетельствует о том, что несмотря на существенные преобразования, произошедшие под воздействием новых технологий, периодика этих стран остаётся в числе основных средств массовой информации.

Небольшое запаздывание российского информационного пространства в использовании Интернет-технологий, спутникового и кабельного ТВ, мобильных информационных сервисов и программ создает возможность прессы пока ещё сохранять ведущие позиции по многим показателям. И это будет до тех пор, пока новые технологии не станут использоваться широкими слоями населения. К примеру, газета РБК-daily издалась в 2008 году, в Ростове-на-Дону тиражом 2000 экз., реально распространялось около 100 экз., однако количество прочтений одного номера достигало 1270. Это не вымышленный показатель, просто по данным медиаметрии проводимой Международной Тиражной Службой более 70% читателей РБК-daily читали её в сети Интернет. Между тем, мобильный контент печати остаётся довольно дорогим для скачивания, что существенно ограничивает его использование с мобильных телефонов. Хотя в некоторых странах мира доступ к подобным сервисам датируется государством.

Сегодня российская печать испытывает огромные трудности по причинам экономического характера. В постсоветский период значительная часть населения страны перестала быть читателем федеральных газет и журналов, ежедневные газеты многократно уменьшили свою долю в тиражах федеральной и региональной периодики. Большинство газет стало «редко выходящими», менее мобильными. Среди газетных изданий сейчас преобладают еженедельники, ежемесячники, а также те, которые выходят один, два или три раза в месяц, а их тиражи охватывают лишь небольшую часть потенциальной аудитории.

Преобладающая часть газет и журналов носит инвестиционный характер, пополняя в значительной мере редакционный бюджет за счет средств инвесторов. Значительную часть бюджете формируют и поступления от рекламы. Аудиторное, читательское влияние на бюджет редакций сегодня минимально.

В месте с тем, потребности общественного развития, связанные с развитием экономической, политической и духовной сфер, с процессами становления в России информационного общества, глобализации, активно влияют на СМИ в том числе и на прессу. Происходит адаптация старых коммуникативных моделей под современные реалии – диалоговые формы массового информационного общения. Замена примата объективности – приматом мнения одного человека (блогера в блоговой журналистике). Государство практически полностью избавилось от СМИ, введя их в конкурентное рыночное поле. Исключение пока составляют несколько федеральных телеканалов, радиостанций и газет из тысяч СМИ. В Ростовской области государство является соучредителем порядка 40 газет из пятисот и не является собственником ни одной телекомпании или радиостанции.

Несмотря на то, что текстовый контент является важнейшей содержательной частью СМИ, возможности прессы как публицистического и коммуникативного процесса используются далеко не полностью и в обогащении духовного потенциала общества, и в приобщении к нему широких слоев населения. Одна из главных причин состоит в том, что сложившаяся модель российской периодической печати пока не соответствует той модели, которую требуют условия современной цивилизации. Тип периодики в России не меняется так, как он изменился в странах Запада, когда они вступали в эпоху глобального информационного взаимодействия мирового сообщества. Чтобы стать целостным образованием, формирующим массовые коммуникативные связи между всеми частями общественного организма, прессе необходимо качественно обновить структурно-функциональную, предметно-тематическую, жанрово-методическую, организационно-управленческую и, главное, аудиторную модели.

Чтобы попасть в будущее сегодня, редакторам и издателям надо повсеместно использовать системный подход периодики нового типа в качестве принципов газетно-журнальной деятельности.

Процессы становления информационного общества, глобализация информационных отношений актуализируют функции прессы, существенно обновляя её функциональные модели. Перемены в условиях общественной жизни вызывают необходимость обогащения духовного потенциала общества, его научной, эстетической, аксиологической, этической и организационных составляющих. Сейчас как никогда необходимо активное общение между представителями науки, образования, управления и воспитания, между теми субъектами социального творчества, которые создают новые духовные ценности, увеличивая возможности общества в цивилизационном прогрессе, и теми, кто эти возможности реализует в повседневной жизни.

Далее патриархи отечественной журналистики предлагают рассматривать редакционный процесс не только как функцию журналистики в виде публицистической деятельности, а как регулятора коммуникативных функций различных сфер социальной деятельности возникшей на базе общественного разделения труда, исходя из общественных, а не узкокорпоративных интересов. Точками опоры должны быть функции общественного сознания, продуктивные идеологические, политические и иные концепции общественного развития. Позволю с ними не согласиться. В данном случае редакторам предлагается взять на себя функцию этаких социальных инженеров, которые знают больше и лучше и именно они и должны определять, куда пойдет мир завтра. Когда-то мы это уже проходили, когда каждому навязывали что читать и смотреть. Мало того, что такое этот мифический «общественный интерес»? Каким образом он определяется и кто его определяет? А что будет с теми, кто не будет ему следовать? В своё время Адольф Гитлер и Иосиф Сталин расстреляли миллионы людей исходя из общественного интереса.

Безусловно, общество остро нуждается в совершенствовании механизмов взаимодействия в экономической и политической системах, между субъектами экономических и политических отношений, однако появляющиеся в этих сферах газетно-журнальные типологические множества часто складываются стихийно, а возникающие издания быстро исчезают из данного информационного пространства или модифицируются в уродливые гибриды.

При этом многие коммуникативные функции политической и экономической деятельности часто слабо реализуются. Особенно это касается стадий управленческого цикла, в том числе связанных с исследованием политической или экономической ситуации, с учетом мнений специалистов и общественности, пропагандой принимаемых решений, с учетом и контролем в их реализации.

Рост количества развлекательных, сенсационных, досуговых, рекламных изданий помогает, конечно, редакциям иметь безубыточные бюджеты, но ведь реализацией этих функций роль печати в обществе не ограничивается.

Контент анализ СМИ обнаруживает противоречия между моделями периодики и социальной средой, с которой эти модели взаимодействуют. Выше мы уже говорили об отставании прессы в технологическом плане. В экономическом плане она также отстает и лишь частично перешла на рыночные законы. Редакционные сообщества часто не носят представительного характера в плане взаимодействия, сотрудничества с продуктивными участниками духовного производства в сферах экономики, политики и культуры. Предметно-содержательная, информационная подсистема прессы неполно, и зачастую искаженно отображает текущую российскую действительность и международную жизнь. Что касаемо аудитории, то её значительная часть отчуждена от массового информационного процесса, осуществляемого посредством газетно-журнальных изданий.

Сегодня существует острая необходимость структурных преобразований в прессе. Структура печати, как способ связи компонентов системы, её строение, призвана динамично реагировать на перемены в функциях, чтобы содействовать их осуществлению. Между тем, недостатки о которых было сказано ранее – изъяны информационной политики, процессы организации и самоорганизации коммуникативной системы препятствуют структурной модернизации газетно-журнальной сферы.

Динамичное и широкое информационное взаимодействие в национальном и глобальном масштабе – острая необходимость человечества, вступившего в постиндустриальную эпоху. Но это взаимодействие не является чисто технической связью. У периодической печати в соответствии с её особенностями как СМИ имеются большие возможности содействовать обогащению духовного потенциала общества, привлекая к этому процессу все творчески активные силы из различных сфер социальной деятельности. Располагая разветвленной и оптимально организованной сетью изданий, она способна приобщать к этому потенциалу широкую аудиторию, много численные группы, существующие в системе общественного разделения труда, помогать совершенствованию познавательных, образовательных, аксиологических, организационных и иных процессов.

Для оптимизации коммуникативного процесса в сфере печати, важное значение имеет типология как метод познания в журналистской науке. Типовая характеристика печати – это характеристика входящих в её структуру множеств изданий. Каждое из этих множеств вбирает в себя однотипные издания, т.е. такие, которые сходны между собой по важному типообразующему признаку и одновременно, по этому же признаку отличны от других множеств. Тип издания – это образ, модель однотипных изданий, входящих в отдельно взятое типологическое множество, которое может быть родом, видом, подвидом или другим квалификационным множеством. Причем основой типоформирующего признака этого множества является интегральный результат, который возникает в процессе функционирования каждого отдельного издания, в него входящего. Среди взаимодействующих признаков – прежде всего, характер аудитории, целевое назначение, которое включает реализацию коммуникативных функций всех основных видов социальной деятельности, а также характер информации. Это и коммуникативный результат – кто с кем взаимодействует, - отражающий характер информируемых и информирующих. Например, научно-практическое или научно-техническое издание. Это и результат той или иной функционально-целевой направленности: научно-исследовательское, художественно-публистистическое, развлекательное, рекламное. Это и характер тематической и иной содержательной дифференциации: общественно-политическое, экономическое, медицинское и др. издания.

Существует два основных подхода к определению типа изданий. Функционально-идеализированный (теоретическая типология), используемый старыми авторами и ситуационно-факторный (прикладная) применяемый как правило молодыми исследователями. При этом используются обычно оба в зависимости от удобства получения результата. Так, согласно функционально-идеализированному подходу, тип – не просто мысленный аналог исследуемого множества, а идеализированная модель данного множества. В процессе типологизации анализа издания выясняется, насколько реальные характеристики исследуемого объекта соответствуют тем, которые должны быть свойственны ему согласно его месту в системе печати, занимаемой информационной нише. В сфере внимания исследователя – вся совокупность системных характеристик объекта: его функциональных, компонентных, содержательных, экономических, технологических, аудиторных параметров. Ситуационно-факторный подход исходит из обратного анализа и типологизации по ситуации на основании полученных аудиторных характеристик. Когда на основе данных медиаметрии, как правило, с помощью компьютерной модели, производится факторный анализ (методом Varimax), сводящий различные СМИ к нескольким схожим факторам, после чего происходит их описание. Стоит отметить, что первый подход статичен, тогда как второй динамический.

Типология как метод анализа начинает активно использоваться в практических целях. Современный информационный рынок, ещё недостаточно прозрачный по целому ряду финансово-экономических параметров, но постоянно расширяющийся и демонстрирующий высокие темпы роста определенных секторов периодической печати, в частности в журнальном секторе периодики, ставит жесткое требование – выпуск полноценного и оригинального информационного продукта. Это, казалось бы, очевидное для всех субъектов информационного рынка требование предполагает полное соответствие содержательного поля любого издания реальным запросам, информационным интересам. Успешность газеты, журнала обусловливает полное и четкое представление редакционных коллективов о миссии, или целевой задаче издания, его типе.

Российская печатная периодика с начала 90-х годов столкнулась с проблемой освоения новых для неё моделей, стандартов мировой журналистики. Разумеется, вопросы о том, как делать, к примеру качественное или массовое издание, быть СМИ с определенным политическим направлением или следовать образцам так называемой объективной журналистики, возникли не только в контексте заимствования и стремления отвечать известным зарубежным стандартам. Становясь более сложной, изменялась социальная структура российского общества, формировались новые контуры политического пространства, экономика всё отчетливее воздействовала на все сферы общественной жизни. Вследствие этих процессов появлялись и формировались ранее не существовавшие социальные группы, группы организованных интересов, имеющие собственные, достаточно дифференцированные потребности в разнообразных СМИ.

Ответом на эти потребности стали и деловые издания, и религиозные, и культурологические, рекламные, с доминирующей функцией развлечения и многие другие печатные СМИ, обслуживающие целевые аудиторные группы. Росло и количество общественно-политических изданий, принадлежащих к традиционно распространенному в рамках отечественного информационного ландшафта типу периодики. Именно такие СМИ первыми ощутили давление конкуренции. Им пришлось искать «лицо с не общим выраженьем»: определять свою эксклюзивность относительно себе подобных.

Теоретическая типология в данном случае выполнила роль методологической основы и методологического инструментария конструирования концепции издания, способной обеспечить стратегию его функционирования. С помощью трех уровней типологического анализа (классификационного, типизационного, структурно-функционального) определились ансамбль ведущих функций и их иерархия, адекватные запросам и качественным особенностям целевой аудитории, выстраивалась типологическая модель издания. Ни одно из известных и занимающих высокие позиции на информационном рынке современных периодических изданий не выходило на орбиту читательского спроса без проектных расчетов контента (его форматов), базирующегося на типологозначимых признаках. Типологическая точность модели издания, с точки зрения обеспечения его общественной востребованности, значит больше, чем объем затраченных на него инвестиций. В новейшей истории отечественных СМИ немало примеров краткой жизни дорогостоящих проектов газет и журналов, которые из-за аморфности, невнятности типа издания не смогли обрести своего читателя.

Есть другие примеры, доказывающие необходимость типологического конструирования. Когда газета или журнал не согласовывали изменения функционального ряда с первоначально определенной целевой задачей, связанной с ориентацией на конкретные группы читателей, их запросы «ломали» типологическую модель. Они достаточно быстро маргинализировались, теряя аудиторию, следовательно – рекламодателей, и устойчивую экономическую платформу функционирования. Стоит отметить, что быстро завоевавшие информационный рынок лицензионные журнальные издания стали популярными не только потому, что выходят под «зонтиком» известных во всём мире брендов. Они появились лишь тогда, когда сформировались условия для их потребления – новые социальные группы. Какой бы креативной ни была концепция издания, без полного представления о целевой группе и четкого выделения задач с последующей разработкой предельно пригнанной к её информационным интересам модели она не будет жизнеспособной.

Типологическая структура российской прессы заметно модернизируется, что проявляется прежде всего в активном развитии печатных СМИ в виде нишевизации, то есть дифференцированного подхода к выбору социального адресата.

За постсоветское время сформировалась представительная группа информационно-аналитических еженедельников, специализирующихся на освещении политической и экономической сфер общественной жизни и адресованных образованному читателю с высоким социальным статусом. Появилась расследовательская пресса, концентрирующая внимание на сложных ситуациях, проблемах, деятельности персон, обладающих властными и экономическими ресурсами.

Одним из самых ярких явлений последних лет стала корпоративная пресса, выросшая на фундаменте крупных российских корпораций и структурных преобразований в социально-экономической сфере.

Однако модернизационные процессы в большей мере характерны для прессы мегаполисов, где есть экономические, кадровые, технико-технологические ресурсы, необходимые для расширенного производства печатной продукции. Местная пресса (городская и районная), опережающая по показателям читаемости федеральные издания, крайне редко дает привлекательные образцы изданий, отвечающих современным моделям. Особенно архаичен их дизайн.

Изучение процесса структурирования системы российских печатных СМИ выявляет разнонаправленные тенденции – позитивные и негативные. Первые отражают движение к разнообразию типов изданий и грамотное использование методов типологического анализа при проектировании и коррекции концепций газет, журналов, обеспечивая таким образом жесткую привязанность к целевым аудиториям. Вторые выявляют очевидный крен многих массовых изданий в направлении всепоглощающей таблоидизации и отсутствие условий (финансовых, интеллектуальных) для совершенствования типологических моделей местной периодики, что ведет к застою и деградации качества информационной продукции. И та и другая в равной мере являются полноценным аргументом пристального интереса к вопросам современной типологии печатных СМИ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция 1. «Электричество и магнетизм»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.