Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самосознание. Геотермическая зона. Геотермический градиент и геотермическая ступень, пределы и причины их изменений

План

Лекция 2. ЛИЧНОСТЬ. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Геотермическая зона. Геотермический градиент и геотермическая ступень, пределы и причины их изменений

В пределах геотермической зоны температура постоянна во времени и растет с глубиной. Вертикальный профиль θ определяется распределением внутренних источников тепла. Если принять, что основной источник тепла - распад радиоактивных элементов и учесть, что наибольшая концентрация этих элементов отмечается до глубины 300 км, то можно сделать вывод, что наибольшая изменчивость температуры пород происходит до этой глубины.

Вертикальный профиль θ принято характеризовать такими параметрами как геотермический градиент (gг) и геотермическая ступень (gг¢), которые показывают на сколько градусов повышается температура при углублении в недра Земли на каждые 100 м (gг) или расстояние (в метрах), на которое надо углубиться, чтобы Q повысиласьна 1 оС (gг¢). Их значения зависят от теплопроводности горных пород, их химического состава, геологических и гидрогеологических условий, расстояния от вулканических очагов, концентрации радиоактивных элементов.

Значения gг изменяются от 0 до 25 или даже 30 – 40 оС. Примерно одинаковые величины gг отмечаются в Южной Австралии и в Архангельске, в то же время gг в С-Петербурге – 5,1 оС, а в Москве – 2,6 оС. На Камчатке на глубине 400 – 500 м Q = 150 – 200 оС, а в Восточной Сибири (р.Вилюй) Q = 3,6 оС на глубине 1800 м.

Среднее значение gг для осадочных пород – 3 оС, что соответствует значению gг¢ = 33 м/ оС. Приведенные характерные значения gг и gг¢ отмечаются до глубины 15 – 20 км. Глубже – рост θ замедляется в соответствии с уменьшением содержания радиоактивных элементов. Большие различия имеются в вертикальном профиле температур для континентов и океанов. Так, на глубинах 40 и 50 км в пределах континентов отмечены температуры 650 и 700 оС, соответственно; на тех же глубинах для океанов значения θ достигают 850 и 1100 оС. На глубине 100 км на континентах θ достигает 1100 – 1300 оС. Приведенные цифры получены по температуре базальтовых лав и данным об электропроводности горных пород, которая зависит от их температуры.

На больших глубинах рост температуры замедляется. Ее изменение определяют по выделению тепла при адиабатическом сжатии вещества. Существуют несколько моделей поля температуры земных недр. По одной из них на глубине 400 км θ повышается до 1400 – 1700 оС, на глубине 1800 км θ = 1800 оС; на глубине 2900 км θ = 2200 - 4000 оС; экстраполяция последних значений до глубин 5000 – 6000 км дает θ, равную 5000 оС.

 

 

  1. Социально-психологический анализ личности
  2. Самосознание
  3. Социализация личности
  4. Периодизация развития личности
  5. Типология неправильного воспитания
  6. Жизненные кризисы
  7. Психологическая структура личности

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2. осознание своей активности – "Я управляю собой";

3. осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество");

4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект");

2. осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я");

3. познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");

4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

· самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

· самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1. отношение к себе;

2. отношение к другим людям;

3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то – хорошие люди");

2. группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший");

3. просоциальный уровень ("Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой");

4. эстохолический уровень – уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку").

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие понятия. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой целый комплекс услуг, формирующих среду обитания человека | Препарати
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.