Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые правоотношения. Финансовые правоотношения, возникающие в процес­се финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права




Финансовые правоотношения, возникающие в процес­се финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права.

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как от­расль права.

Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое го­сударством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обя­занностях.

Эти правила устанавливаются государством в строго установленном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они регулируют отношения, возникающие в про­цессе планового образования, распределения и использо­вания государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществле­ния своих задач.

Это выражается в особенностях:

• характера установленных в них предписаний;

• мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

• способов защиты прав участников финансовых отно­шений.

Содержание финансово-правовых норм составляют пра­вила поведения в общественных отношениях, возникаю­щих в процессе финансовой деятельности государства.

Содержание финансово-правовых норм обуславливает главную особенность финансово-правовых норм, которая состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Как правило, требования к учас­тникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отноше­ний, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее при­менения. Требования финансово-правовых норм точно оп­ределяют объемы прав и обязанностей участников финан­совых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение общегосударственных интересов, а также интересов каждого из участников финансовых отноше­ний, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в финансово-правовых нормах со­держатся адресованные к предприятиям и гражданам тре­бования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для прове­дения контроля со стороны компетентных органов и т. п. Вместе с тем, в целях соблюдения прав и интересов пла­тельщиков установлены обязанности государственных ор­ганов возвращать им излишне взысканные платежи.

Еще одна особенность: финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполни­тельных органов, они всегда имеют материальное об­основание. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими воз­можностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение кото­рых, в свою очередь, зависит от уровня развития матери­ального производства, что определяет поступление нало­гов и других платежей в бюджет.

Таким образом, финансово-правовая норма — это уста­новленное государством и обеспеченное мерами государ­ственного принуждения строго определенное правило по­ведения в общественных финансовых отношениях, возни­кающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) де­нежных фондов и доходов, которое закрепляет юридичес­кие права и юридические обязанности их участников.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, финансово-правовые нормы де­лятся на обязывающие, запрещающие и уполномочиваю­щие (управомочивающие).

Обязывающие нормы права регулируют активное по­ведение субъектов и предписывают в категорической фор­ме совершать определенные действия.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий в области финансов или обязывают участников финансовых отноше­ний воздерживаться от них.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы закреп­ляют права участников финансовых отношений на соверше­ние определенных действий в установленных пределах. Они позволяют принимать самостоятельные решения в области финансов, но в строго установленных границах. Вторая классификация норм осуществляется по крите­рию содержания. Так, в зависимости от своего содержания финансово-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные нормы финансового права устанавли­вают виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, иначе говоря, содержание прав и обязанностей участников финансовых правоотно­шений. Например, ставки налогообложения субъектов хозяйствования и граждан.

Процессуальные или процедурные нормы устанавли­вают порядок деятельности участников финансовых пра­воотношений в процессе мобилизации, распределения и использования государством фондов денежных средств. Например, деятельность субъектов по составлению, рас­смотрению и утверждению бюджета. В целом процессу­альные нормы требуют соблюдения предусмотренных про­цедурных правил в финансовой деятельности.

Нормы финансового права структурно делятся на 3 ос­новных компонента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза предполагает условия действия финансово-пра­вовой нормы, как правило, это несколько четко сформули­рованных условий, при наличии которых предоставляется право на совершение определенных действий в области фи­нансовой деятельности государства. Например, предприя­тие обязано уплатить налог на прибыль в бюджет при усло­вии, если оно имеет расчетный счет в банке, самостоятель­ный баланс и, кроме того, доход от своей деятельности.

Диспозиция указывает на содержание правила поведе­ния, требует определенного поведения от участников фи­нансовых правоотношений и не допускает отклонения от этих требований, определяет содержание прав и обязаннос­тей участников финансовых отношений. Например, по За­кону о налоге на прибыль предприятие должно делать в бюджет отчисления от прибыли в размере 35%, из которых 13% должно отчисляться в федеральный бюджет, а до 22% — в соответствующий бюджет одного из субъектов федерации.

Санкция, иначе говоря, мера ответственности, применяе­мая к нарушителям финансово-правовых норм. Отличие финансово-правовых санкций в том, что они имеют денеж­ный характер и содержат меры принудительного воздействия через денежные фонды и средства на нарушителя нормы. Например, начисление пени за просроченные платежи, штра­фы, прекращение финансирования или кредитования и т. д.

От­личительными особенностями финансовых правоотношений являются следующие:

• они возникают в процессе финансовой деятельности
государства при наличии юридических фактов или собы­тий и являются разновидностью имущественных правоот­ношений, т. к. возникают по поводу денежных средств;

• одной из сторон финансовых правоотношений являет­ся государство или местные органы самоуправления. При этом отсутствует равенство сторон, т. к. государственные органы наделены властными полномочиями, только они вправе издавать предписания, обязательные для исполне­ния другими участниками финансовых правоотношений — предприятиями, учреждениями и гражданами.

Это обусловлено тем, что само государство в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: органи­зует поступление денежных средств в различные государ­ственные денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие обще­ственно-необходимые потребности. Государственные орга­ны вправе при этом издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотно­шений — предприятиями, организациями, гражданами, находящимися в подчинении государственных органов. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Права всех участников финансовых правоотношений нахо­дятся под защитой государства, реализация их, как и вы­полнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

Для финансового правоотношения должны быть налицо все эти отличительные черты, взятые вместе, и именно они придают финансовым правоотношениям характер государ­ственно-властных имущественных (денежных) отношений.

Воля государства, его предписания по образованию, рас­пределению и использованию финансовых ресурсов на оп­ределенные периоды времени конкретизируются в финан­совых планах (годовых, квартальных) или нормативах. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязатель­ному исполнению.

Содержание финансовых правоотношений составляют
обязательства, связанные:

а) с платежами в бюджет;

б) с расходованием бюджетных средств;

в) с соблюдением государственной дисциплины в обла­сти расчетов, кредитования и денежного обращения.

Говорить о возникновении или прекращении финансовых отношений можно лишь при наличии юридических фактов.

К юридическим фактам в финансовом праве относятся дей­ствия (бездействия) или события. Действия — это юридичес­кие факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Например, утверждение финансового плана (баланса доходов и расходов), финансовой сметы учреждения и т. д. Событие — это обязательство, не зависящее от воли людей. Например, рождение или смерть человека, стихий­ное бедствие и т. д. Так, достижение лицом определенного возраста влияет на правоотношение по поводу налоговых платежей.

На основании правовых норм и финансовых планов об­щего значения принимаются индивидуальные финансовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, на­пример, извещение налогоплательщику со стороны налого­вого органа о необходимости уплаты определенной суммы налога и т. п.

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых пра­воотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы Российской Федерации.

При такой классификации выделяются финансовые пра­воотношения, возникающие в связи с функционированием определенного звена финансовой системы: бюджетные, на­логовые правоотношения, организация государственного страхования, кредитование и др.

В связи с существованием материальных и процессу­альных норм финансового права, которые выделяются в зависимости от объекта правового регулирования, финан­совые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные финансовые правоотношения реа­лизуются права и обязанности субъектов по получению, рас­пределению и использованию определенных ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. В результате реали­зации данных прав и обязанностей в конечном итоге регу­лярно образуются и используются государственные денеж­ные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выра­жается юридическая форма и порядок получения государ­ством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распре­деление и использование. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относится обязанность Правительства Российской Федерации представлять в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем исполь­зования установленных форм и видов актов государствен­ных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

Между процессуальными и материальными финансовы­ми правоотношениями существует неразрывная связь. Про­цессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязан­ностей в области финансов. При этом правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществ­лению материальных прав и обязанностей в области финан­сов, поскольку не только содержание, но и формы существен­ны. Поэтому одним из важнейших факторов повышения уровня финансовой деятельности государства является совер­шенствование процессуальной стороны этой деятельности.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его пред­мету общественные отношения, определяет круг участни­ков или субъектов этих отношений, наделяет их юридичес­кими правами и обязанностями, которые обеспечивают пла­номерное образование и использование государственных денежных фондов.

Носители этих прав и обязанностей являются субъекта­ми финансового права. Следует различать понятия “субъект финансового права” и “субъект (участник) финансового правоотношения”, хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъективностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект фи­нансового правоотношения — это реальный участник кон­кретных правоотношений.

Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные право­отношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства — он становится субъектом (уча­стником) правоотношения. Таким образом, субъект финан­сового права — понятие более широкое, чем субъект (участ­ник) финансового правоотношения. Субъект финансового правоотношения — это реальный участник. Существует три группы субъектов финансового права:

1. общественно-территориальные образования;

2. коллективные субъекты;

3. индивидуальные субъекты.

К первой группе субъектов финансового права относятся:

• Российская Федерация;

• субъекты Российской Федерации;

• административно-территориальные единицы — горо­да, районы, поселки и населенные пункты.

Вторую группу субъектов финансового права составля­ют коллективные субъекты.

Коллективными субъектами финансового права явля­ются государственные и общественные организации, к чис­лу которых относятся: органы государственной власти и управления; предприятия, организации, учреждения, ос­нованные на разных формах собственности.

Органы государственной власти и управления относят­ся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг вхо­дят органы представительной власти и исполнительной вла­сти федерального уровня и субъектов федерации. В числе органов исполнительной власти — как органы общей ком­петенции, так и различные органы специальной (отрасле­вой) компетенции: министерства, комитеты, департаменты и т. д., в том числе система финансово-кредитных органов.

Особую группу составляют органы местного самоуправ­ления, осуществляющие самостоятельное решение финан­совых вопросов местного значения.

Участие в правоотношениях не только органов государ­ственного управления, но и органов представительной вла­сти — характерная особенность круга субъектов финансо­вого права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной вла­сти не являются.

Третья группа субъектов финансового права — индиви­дуальные субъекты финансового права — это граждане. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговы­ми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства.

 

 


1 Халфина Р. О. К вопросу о предмете и системе советского финан­сового права // Вопросы советского административного и финан­сового права. М., 1952. С. 199-214.

2 Пискотин М. И. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 49-53.

3 Цыпкин С. Д. Финансово-правовые институты, их роль в совер­шенствовании финансовой деятельности Советского государства. М., 1983. С. 29-30, 33.; Советское финансовое право. М., 1982. С. 54-56.

1 Ровинский Е. А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 61-64.

2 Воронова Л. К. Советское финансовое право. М., 1982. С, 34-37.

3 Мартьянов И. В. Советское финансовое право. Киев, 1983. С. 23-25.

4 Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник. М., 1995. С. 20-21.

5 Бесчеревных В. В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М.,1976. С. 24-32

6 Лебедев А. Финансовое право В 2 т. 1-е изд.СПб., 1882-1885; Тарасов И. Очерки науки финансового права. СПб., 1883; Львов Дм. Курс финансового права. СПб., 1888; Слуцкий М. И. Популярные лекции по финансовому праву. СПб., 1902; Яроцкий В. Финансовое право. СПб., 1886.

7 Годме Поль Мари. Финансовое право. М., 1978.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.