Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дэвид Юм

ЮМ, ДЭВИД - шотландский философ, историк, экономист и литератор. Родился в Эдинбурге 7 мая 1711. Дэвид поступили в Эдинбургский университет в возрасте 12 лет. Через 3 года Юм по настоянию семьи, считавшей его призванным к адвокатской деятельности, оставил университет. Однако он продолжил тайно свое образование, которое заложило основу для его быстрого развития как философа. Чрезмерное прилежание привело Юма в 1729 (18) к нервному срыву. Юм отправился во Францию, жил в 1734-1737 в Реймсе и Ла-Флеше. Там он написал Трактат о человеческой природе. Труд Юма остался практически незамеченным. Разочарованный, но не потерявший надежды, Юм вернулся в Англию и выпустил встреченные с умеренным интересом две части своих Опытов, нравственных и политических. В 1748 (37) Юм начал подписывать сочинения своим именем. Вскоре после этого его репутация стала быстро расти. Молодой Эдуард Гиббон назвал его "великим Дэвидом Юмом", молодой Джеймс Босуэлл — "величайшим писателем Англии". Монтескьё первым из известных в Европе мыслителей признал его гений; после смерти Монтескьё аббат Леблан назвал Юма "единственным в Европе", кто мог бы заменить великого француза. Всего через 3 года литературную славу Юма признали в Эдинбурге. В 1766 (55) Юм привез в Англию преследуемого Жана Жака Руссо, которому Георг III был готов предоставить убежище и средства к существованию. Страдавший паранойей, Руссо вскоре изобрел историю о "заговоре" Юма и парижских philosophes, которые якобы решили его обесславить, и начал рассылать письма с этими обвинениями по всей Европе. Вынужденный защищаться, Юм опубликовал Краткое и истинное объяснение спора между г-ном Юмом и г-ном Руссо. В 1768 (57) году он вернулся в Эдинбург, здоровым и с очень большим годовым доходом. Однако этот счастливый период жизни Юма закончился, когда у него обнаружились болезни. Умер он в августе 1776 (65). Одним из его последних желаний было издание Диалогов о естественной религии.

 

Согласно Юму, опытное познание состоит из восприятия. Он утверждает, что мы не можем доказать существование внешнего мира как источника существования наших ощущений. Он полагал, что в процессе познания мы имеем дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с их источником. Поэтому мы не можем доказать ни то, что мир объективно существует, ни то, что он не существует. Все восприятия Юм разделял на два вида: "впечатления" и "идеи". Впечатления бывают первичными и вторичными. Первичные - это впечатления внешнего опыта(ощущения), вторичные - впечатления внутреннего опыта (желания). Впечатления внешнего и внутреннего опыта порождают простые идеи, к которым относятся образы памяти и воображения.

Идеи могут соединяться между собой и, таким образом, находиться в определенных отношениях. Юм насчитывает три типа таких отношений, которые он называет, ассоциациями. Первый вид - это ассоциации по сходству. Например, портрет друга, который в данный момент отсутствует, способен породить в нас идею о нем в силу того, что этот портрет и образ друга имеют сходство. Но такого рода ассоциации часто приводят к ошибкам.

Второй вид - это ассоциации по смежности в пространстве и времени. Например, впечатления и воспоминания в своем доме более живы, если находишься на более близком расстоянии от него, чем тогда, когда находишься на значительном расстоянии от него.

Третий тип - это ассоциации причинности, которые чаще всего встречаются в жизни.

Причинные отношения - основные, и на них он сосредоточивает свое главное внимание. Учение о причинности - главный центр его гносеологии. Юм полагал, что нельзядоказать наличие в мире причинной связи, так как следствие не похоже на то, что называется причиной. Мы обычно заключаем о существовании причины следующим образом: сначала фиксируем пространственную смежность расположения двух событий и их регулярное чередование, а затем на основании этого заключаем о существовании причинной связи.

В этом случае мы совершаем, по мнению Юма, логическую ошибку: после этого - значит, по причине этого. На основании такой ассоциации мы начинаем думать, что подобное следование событий является устойчивым и имеет тем самым причинную связь. У нас появляется вера в эту причинную связь.

Юм утверждал, что наши доказательства истинности христианской религии являются более слабыми, чем доказательства истинности наших чувств. Он не признает утверждения, что религия основывается на доводах разума или на том, что в ней очень нуждаются. Он писал: «Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее».

Вместо религиозной веры Юм выдвигает привычку обыденного сознания верить в установленный порядок, а также так называемую "естественную религию" - веру в сверхприродную причину.

Юм стоит на позициях отрицания общественного договора. Он утверждал, что общество развилось из семейных и родовых отношений на основе чувства симпатии.

Потребности и стремления к достижению прибыли - движущая сила развития общества.

С этими взглядами тесно связаны его воззрения по политической экономии. Он рассматривал прибыль в качестве одной из движущих сил развития производства. Его взгляды в области политической экономии оказали воздействие на формирование идей Адама Смита.

 

 

Рационализм.

Рационализм - (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Рене Декарт (1596—1650), Бенедикт Спиноза (1632—1677), Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716)) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия Нового Времени | Рене Декарт (1596-1650)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.