Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Мотивация успеха

1. Связь мотивации и успешности деятельности. Закон Йеркса-Додсона

2. Содержательные и процессуальные теории мотивации

3.

 

1.

2. Содержательные теории мотивации направлены на определение потребностей и связанных с ними факторах, побуждающих людей к действию.

Содержательные теории мотивации
Абрахам Маслоу Иерархия потребностей Человека побуждают к действию неудовлетворенные потребности пяти уровней пирамиды: физиологичес­кие; потребности в безо­пасности; в любви и принад­лежности; в уважении; самоактуали­зации. Потребности находятся в иерархической зависимости. Перед тем как потребности более высокого уровня будут удовлетво­рены, должны быть удовлетворены потребности нижних уровней. Параллельно поведение человека всегда определяется еще двумя потребностями: когнитивными (знать и понимать) и эстетическими
Дейвид МакКлеланд Мотивы власти, достижения и аффилиации   На поведение человека серьезно влияют три потреб­ности, сформированные под влиянием жизненных обстоятельств и опыта: потребности достижения, причастности, власти
К. Альдерфер Теория ERG Человека побуждают к действию неудовлетворенные потреб­ности трёх групп: существования, связи, роста, расположенные иерархично. Актуализация потреб­нос­тей происходит в зависи­мости от их неудовлет­воренности: вверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз – если верхнего
Фредерик Герцберг Двухфакторная теория мотивации Гигиенические факторы (административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными) не имеют мотивирующей силы, но их ухудшение порождает неудовлетворенность трудом. Мотиваторы (достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста) непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации сотрудников и трудовых достижений.

 

 

В процессуальных теориях мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

 

Процессуальные теории мотивации
Виктор Врум Теория ожидания Мотивация непосредственно зависит от силы ожидания получить вознаграждение за результат деятельности
Дж. Стейси Адамс Теория равенства (справедливости) Люди субъективно оценивают свои действия и те же действия своих коллег и на этом основании приходят к выводу о справедливости оплаты их труда
Теория Лаймана Портера и Эдварда Лоулера   Мотивация определяется следующими психологическими компонентами: усилия, способности, результаты, вознаграждение, удовлетво­ре­ние и восприятие.

 

3. Теоретические подходы к мотивации достижения успеха

 

 
   
   
Бихевиористический подход
Беррет Ф. Скиннер Теория усиления Поведение людей обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом
Гуманистический подход
А. Маслоу Иерархия потребностей Мотивация достижения в иерархии представлена на двух уровнях: сначала на четвертом, где направленность личности на достижение служит составляющей потребности в уважении и самоуважении, а затем на пятом, высшем, как основа потребности в самоактуализации (реализации собственных возможностей и способностей).
Когнитивный подход
Теория каузальной атрибуции Б. Вайнера Причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации (. в чем человек усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах) и стабильности (постоянство или устойчивость действия соответствующей причины). Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач: 1. Сложность выполняемого задания (внешний, устойчивый фактор успеха). 2. Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха). 3. Случайное стечение обстоятельств (внешний, неустойчивый фактор успеха). 4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха). Люди склонны объяснять свои успехи и неудачи в выгодном для сохранения и поддержания высокой самооценки свете.
Теория выученной беспомощности М. Селигмана Выученная беспомощность – психологическое состояние, включающее нарушение мотивации, когнитивных и эмоциональных процессов, возникающее в результате пережитой субъектом неподконтрольности. Источники беспомощности: 1) опыт переживание неблагоприятных событий, характеризующихся отсутствием возможности контролировать события своей жизни; 2) опыт наблюдения беспомощных моделей; 3) опыт отсутствия самостоятельности в детстве. Стиль объяснения – способ, которым человек привык объяснять происходящее: пессимистический (объяснение успехов внешними и конкретными, а неудач - внутренними и общими характеристиками) и оптимистический (объяснение нуспехов внутренними, постоянными и универсальными причинами).
Социокогнитивная теория К. Двэк Представления людей о способностях влияют на выбор целей и уровень их сложности, на настойчивость при столкновении с трудностями, определяют мотивацию достижения. Существует два паттерна поведения при столкновении с трудностями: 1) ориентация на мастерство (стремление к трудным задачам, настойчивость, сохранение позитивного настроя) характеризуется интерпретацией неудач как связанных с внутренними нестабильными причинами или внешними факторами; 2) беспомощный (стремление избежать риска, недостаток настойчивости и ухудшение деятельности после неудачи) характеризуется интерпретацией неудач как связанных с внутренними причинами.
Дж. Роттер  
Теория самоэффективности А. Бандуры Представления о самоэффективности - это суждения человека о своей способности выполнить некую последовательность действий, а не ожидания в отношении поощрения или наказания этих действий.
Теория самодетерминации Э.Деси и Р. Райана Внутренняя (интринсивная) мотивация основана на врожденных потребностях в компетентности (оптимальная трудность задач, позитивная обратная связь) и самодетерминации (автономность, внутренне воспринимаемый локус каузальности). Четыре уровня мотивации: 1) экстринсивная или внешняя (поведение регулируется наградами и наказаниями); 2) интроецированная (поведение регулируется частично присовенными правилами и требованиями); 3) идентифицированная (поведение регулируется ощущением собственного выбора данной деятельности, ранее регулируемой извне); 4) интринсивная или внутренняя (интерес к деятельности).
Р. де Чармс Переживание причастности как планируемой цели изменения мотива достижения Р. де Чармс описывал следующим образом: 1.Ставить себе реалистичные, но высокие цели. 2.Знать свои сильные и слабые стороны. 3.Верить в эффективность собственной деятельности. 4.Определить конкретные формы поведения, позволяющие достигнуть своих намеченных целей. 5.Получать обратную связь о достижении цели. 6. Принимать на себя ответственность за свои действия и их последствия и нести ответственность за действия других.
Эдвин Локк Теория постановки целей Поведение и деятельность человека определяется целями, которые он ставит перед собой. Цель определяет мотивацию. Характеристики цели: сложность, специфичность, приемлемость и привер­женность цели
Теория ожидаемой ценности Дж.Аткинсона и Дж. Экклс Человек действует в том случае, если ожидает, что ему удастся достичь поставленных целей, которые он воспринимает как субъективно значимые. «Формула успеха» Аткинсона гласила: чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему в связи с его ценой. М = Пду * Вдц * Здц, где М – сила мотивации (стремление); Пду – сила мотива достижения успехов как личностной диспозиции; Вдц – субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели; Здц – личностное значение достижения данной цели для человека.
Х. Хекхаузен Мотивация достижения - попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче. В мотивации достижения присутствуют две тенденции, собственно достижения и избегания: «надежда на успех» и «боязнь неудачи».
Теория самоценности М. Кавингтона  
Теория воспринимаемого контроля Э. Скиннер Классификация когнитивных конструктов, связанных с контролем: деятель (лицо или группа лиц, совершающих действия с целью контроля событий), средства (действия, с помощью которых можно достичь контроля) и цели (желательные или нежелательные результаты). Отношения между деятелем и целями, соответствует общему ощущению человека своей способности контролировать события. Термин контроль используется для обозначения как субъективного восприятия, так и для обозначения объекта саморегуляции. Для запуска мотивации необходимы вера в свои способности, представление о доступности средств достижения и представление о возможности контроля результата.
 
А.Адлер, Стремление к превосходству, совершенству и социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности.
Э.Фромм Психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами: возможностью награждать и наказывать людей; способностью принуждать их к совершению определенных действий; системой правовых и моральных норм, дающих одним право управлять, а другим вменяющих в обязанность подчиняться и беспрекословно следовать распоряжениям власть имущих; авторитетом, которым один человек обладает в глазах другого, являясь для него образцом для подражания, знатоком, в общем чем-то таким, что этому человеку крайне необходимо.

 

К. Альдерфер

Теория ERG

Самомотивация (Р.И. Цветкова)

Самомотивация - процесс стимулирования организации своей деятельности, убеждения, подбадривания себя, установки и внушение себе. Развитие самомотивации успешной деятельности зависит от:

- внешних факторов: требовательность, дисциплина, системный режим деятельности;

- внутренних факторов: глубина самосознания, самоопределение, потребность в самовыражении, эмоционально-чувственные переживания, степень удовлетворенности деятельностью.

 

 


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вид деловой прессы | Основные понятия. В настоящее время важнейшей задачей для науки, техники, бизнеса и образования является понимание законов развития вычислительных сетей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.