Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфуцианство (Confucianism)

Философские школы Древнего Китая

Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд­нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Янь, т.е. о женском и мужском началах; представление о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все су­щее (Огонь, Земля, Вода, Металл, Дерево), о тождестве (или хотя бы подо­бии) человека-микрокосма и вселенной-макрокосма (миф о Пань Гу) и др.

Количество направлений в ранний период развития китайской фило­софии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о су­ществовании «ста школ». Уже в древности предпринимались неоднократ­ные попытки классификации этих школ, наиболее известная из них при­надлежит китайскому «отцу истории» Сыма Цяню (II—I вв. до н.э.). Он выделил шесть основных течений в древнекитайской философии, основ­ными из которых впоследствии стали конфуцианство и даосизм.

Таблица 2 Школы древнекитайской философии

Школа Основная проблематика
Школа Инь-Ян философия природы (натурфилософия), проявления в природе Инь и Ян и их взаимодействие
Конфуцианство этико-политическая проблематика
Моизм социально-политическая проблематика
Школа имен проблемы семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями
Легизм законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми
Даосизм природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе

 

Основоположником конфуцианства был Конфуций (Кун Цзы — «учитель Кун»).

Биографические сведения. Примерное время жизни — ок. 551 — 479 гг. до н.э. Он родился в небольшом царстве Лу (на территории ны­нешней провинции Шаньдун), где прожил большую часть жизни. Кон­фуций был родом из аристократической, но обедневшей семьи. В 15 лет он начал учиться, получил хорошее образование и создал свою школу, в которой обучал учеников (по преданию их было несколько тысяч). В возрасте около 50 лет Конфуций получил высокий чиновничий ранг, но из-за политических интриг вскоре вынужден был подать в отставку, после чего несколько лет провел в странствиях по различным государ­ствам, надеясь осуществить свой политический и социальный идеал на практике. Но сделать это ему нигде не удалось, и он вернулся домой, где продолжил преподавание.

Последние годы жизни Конфуций посвяТил дальнейшей разработке своего учения, а также редактированию и комментированию древней­ших текстов, лежащих в основании китайской культуры.

Основные труды. Главным объектом изучения в школе Конфу­ция были «шесть канонов», т.е. шесть древних книг, которые составля­ли основу обучения знати, а позднее вошли в канон конфуцианской ли­тературы:

1) «И цзин» («Книга перемен» — гадательная книга);

2) «Ши цзин» («Книга песен»);

3) «Шу цзин» («Книга документов»);

4) «Ли цзи» («Записи о ритуале»);

5) «Юэ цзин» («Книга музыки» — не сохранилась как самостоя­тельное произведение);

6) «Чунь-цу» («Анналы Весен и Осеней» — хроника царства Лу, на­чинающаяся с 722 г. до н.э. и заканчивающаяся 479 г. до н.э., т.е. годом смерти Конфуция).

Существуют различные версии об отношении Конфуция к этим книгам. Согласно первой, он является автором всех «шести канонов», согласно другой, он был редактором и комментатором первых пяти книг, а автором только «Чунь-цу». Возможно, что Конфуций не был ав­тором даже «Чунь-цу».

Основным источником сведений об учении Конфуция является книга «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), составленная учениками за­пись бесед Конфуция с ними. 1.1. Конфуцианство (Confucianism)

Основоположником конфуцианства был Конфуций (Кун Цзы — «учитель Кун»).

Биографические сведения. Примерное время жизни — ок. 551 — 479 гг. до н.э. Он родился в небольшом царстве Лу (на территории ны­нешней провинции Шаньдун), где прожил большую часть жизни. Кон­фуций был родом из аристократической, но обедневшей семьи. В 15 лет он начал учиться, получил хорошее образование и создал свою школу, в которой обучал учеников (по преданию их было несколько тысяч). В возрасте около 50 лет Конфуций получил высокий чиновничий ранг, но из-за политических интриг вскоре вынужден был подать в отставку, после чего несколько лет провел в странствиях по различным государ­ствам, надеясь осуществить свой политический и социальный идеал на практике. Но сделать это ему нигде не удалось, и он вернулся домой, где продолжил преподавание.

Последние годы жизни Конфуций посвяТил дальнейшей разработке своего учения, а также редактированию и комментированию древней­ших текстов, лежащих в основании китайской культуры.

Основные труды. Главным объектом изучения в школе Конфу­ция были «шесть канонов», т.е. шесть древних книг, которые составля­ли основу обучения знати, а позднее вошли в канон конфуцианской ли­тературы:

1) «И цзин» («Книга перемен» — гадательная книга);

2) «Ши цзин» («Книга песен»);

3) «Шу цзин» («Книга документов»);

4) «Ли цзи» («Записи о ритуале»);

5) «Юэ цзин» («Книга музыки» — не сохранилась как самостоя­тельное произведение);

6) «Чунь-цу» («Анналы Весен и Осеней» — хроника царства Лу, на­чинающаяся с 722 г. до н.э. и заканчивающаяся 479 г. до н.э., т.е. годом смерти Конфуция).

Существуют различные версии об отношении Конфуция к этим книгам. Согласно первой, он является автором всех «шести канонов», согласно другой, он был редактором и комментатором первых пяти книг, а автором только «Чунь-цу». Возможно, что Конфуций не был ав­тором даже «Чунь-цу».

Основным источником сведений об учении Конфуция является книга «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), составленная учениками за­пись бесед Конфуция с ними. родным мужем делает человека не происхождение и не богатство, воспитание и культура, высокие нравственные качества.

Таблица.. Основные качества «благородного мужа»

Жэнь (гуманность) совокупность этических и нравственных норм взаимоотношений между людьми: «Чего не желаешь себе, того не делай людям», «тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла» («Лунь Юй»)
Сяо (сыновья почтительность) совокупность норм поведения между младшими и старшими: «Почтительность к родителям и ува­жительность к старшим братьям» («Лунь Юй»); при этом государство трактуется как «большая семья», где император — это «отец», а чиновники — «старшие братья»: «Служи своему отцу так, как бы требовал от сына служить себе. Служи своему правителю так, как бы требовал от подчиненного служить тебе» («Ли цзи»)
Ли (этикет) нормы общежития, являющиеся конкретным воплощением жэнь, методом его осуществления во всех сферах жизни (от семьи до государства): «Не знать этикет (ли) — значит не иметь воз­можности укрепиться (в должном поведении)» («Лунь Юй»)
И (долг, справедливость) совокупность «должного», которое человек обязан выполнять; смысл жизни состоит в выполнении долга, даже когда это противоречит собственным интересам и выгоде или является «действием без цели»; ценность должного деяния состоит в самом действии, а не результате; основой долга является жэнь
Мин (знание судьбы, или Воли Небес) в мире действуют силы, над которыми мы не властны, поэтому лучше всего поступать, как должно, не заботясь о том, ждет ли нас успех или неудача; поступать так и значит «знать мин»: «Тот, кто не знает мин, не может быть благородным

Таблица 4 «Благородный муж» и «низкий человек»

Благородный муж Низкий человек
Следует долгу и закону Думает лишь о своей выгоде
Требователен к себе Требователен к другим
О нем нельзя судить по мелочам О нем можно судить по мелочам
Можно доверить великие дела Нельзя доверить великие дела
Живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними
Ему легко услужить, но трудно доставить радость, так как он радуется лишь должному Ему трудно услужить, но легко до­ставить дешевую радость
Готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства Кончает жизнь самоубийством в канаве
Боится: "велений Неба великих людей слов мудрецов Не знает велений Неба и не боится его. Презирает великих людей. Не обращает внимания на слова мудрых

Судьба учения. После смерти Конфуция его ученики и последова­тели создали восемь различных школ, по-разному интерпретирующих его учение. Важнейшими являются две: школа Мэн-цзы и школа Сюнь-цзы.

Уже во II в. до н.э. Конфуций был обожествлен, и конфуцианство приобрело черты религии. Но и те, кто не считал его богом, почитали его как первого Учителя, данного людям.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Восемь вспомогательных средств для очищения и просветления читты | Даосизм (Taoism)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.