Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охарактеризуйте основные субъекты банковской системы Рос­сии

Перечислите основные признаки банковской системы России.

Дайте определение кредитной организации, банку и небанковской кредитной организации.

Дайте определение банковской системы России.

Охарактеризуйте основные этапы развития банковской системы России.

 

Вопрос 2. Правовой статус, цели и функции Центрального Банка РФ

 

В соответствии с российским законодательством ЦБ РФ является государственным банком, ключевым элементом статуса является его независимость, которая проявляется в том, что ЦБ РФ не входит в структуру Федеральных органов государственной власти, является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Федеральные органы власти не имеют право вмешиваться в деятельность Банка России. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, что отражает его финансовую независимость, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием. Кроме того, Банк России не отвечает по обязательствам государства, а государство — по обязательствам Банка России, если иное не установлено соответствующим договором или федеральным законом.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В его систему входят центральный аппарат, территориальные управления, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые (военные) учреждения, учебные заведения, подразделения безопасности и Российские объединения инкассации, необходимые для осуществления деятельности ЦБ.


Территориальные учреждения являются обособленными подраз­делениями Банка России, осуществляющими на территории субъ­екта Российской Федерации часть его функций на основе предостав­ленного им во владение и пользование имущества. Территориальные учреждения Банка России действуют на основании Положения о тер­риториальных учреждениях Банка России от 29 июля 1998 г. № 46-П, которое было утверждено Советом директоров Банка России.

Их основными задачами являются: участие в проведении еди­ной государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, обеспечение развития и укрепления банковской системы Российской Федерации, обеспе­чение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов, осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, организация и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг, организация валют­ного контроля, проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

В отличие от Банка России, его территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и обладают полномочиями, пре­доставленными им нормативными актами Банка России. Среди ус­тановленных ограничений для территориальных учреждений можно выделить запрет на принятие нормативных актов, а также на выдачу гарантий и поручительств, принятие вексельных и других обяза­тельств, а также кредитование дефицитов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Кроме того, территориаль­ные учреждения не вправе без разрешения Банка России осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами.

Территориальные учреждения могут создаваться на основе как территориального (по субъектам Российской Федерации), так и эко­номического критерия (по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации). В настоя­щее время территориальный критерий является преобладающим.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют Расчетно-кассовые центры (РКЦ), основ­ной задачей которых является обеспечение бесперебойного функцио­нирования платежной системы Российской Федерации. Типовое по­ложение о расчетно-кассовом центре Банка России было утверждено приказом Банка России от 7 октября 1996 г. № 02-373 «О типовом положении о расчетно-кассовом центре Банка России».

Отдельно выделим Второе операционное управление при Банке России (ОПЕРУ-2), в компетенцию которого входит осуществление надзора за крупными кредитными организациями, от деятельности которых зависит стабильность банковской системы и нормальное функционирование финансовых рынков.

В структуру Банка России входят также полевые учреждения Банка России, которые одновременно являются воинскими учре­ждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими ус­тавами. Их основной функцией является банковское обслуживание воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России, государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безо­пасность Российской Федерации, а также физических лиц, прожи­вающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреж­дениями Банка России, когда создание и функционирование терри­ториальных учреждений Банка России, кредитных организаций по каким-то причинам невозможны.

К иным территориальным учреждениям Банка России следует отнести подразделения, обеспечивающие деятельность центрального офиса и территориальных учреждений (столовые, лечебно-профи­лактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения). Создание и ликвидация учреждений, утверждение и изменение их учредительных документов осуществляется Советом директоров Банка России.

Уставный капитал Банка России составляет 3 млрд рублей. Устав­ный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Основные цели деятельности Банка России:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля;

2) развитие и укрепление банковской системы Российской Фе­дерации;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирова­ния платежной системы.

Для их реализации Банк России осуществляет ряд государст­венных функций:

1. Денежно-кредитная политика – система мероприятий, направленных на регулирование денежной массы в обращении. Основными инструментами денежно-кредитной политики выступают: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов; операции на открытом рынке, рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; эмиссия облигаций от своего имени.

2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение.

3. Устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, кассовых операций ( далее см. схему).

 

4. Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами.

5. ЦБ РФ принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их.

6. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп в целях поддержания стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

7. Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке, продаже иностранной валюты.

8. Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

9. Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ.

10. Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

11. ЦБ принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление.

12. Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам.

13. Издает нормативные акты (см. схему).

Нормативные акты Банка России подлежат государственной ре­гистрации и вступают в силу по истечении 10 дней после дня их опуб­ликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России». Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие курсы иностранных валют по отношению к рублю, изменение процентных ставок, размер резерв­ных требований, размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямые количественные ограничения, правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Не под­лежат опубликованию нормативные акты Банка России, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения ог­раниченного распространения, а также отдельные пункты норматив­ных актов Банка России, содержащие сведения такого рода.

Кроме того, Банк России хотя и не обладает правом законода­тельной инициативы, но при этом проекты федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, в обязательном порядке направляются на заключение в Банк России.

В целях выполнения делегированных государством полномочий Банк России тесно взаимодействует с государственными и муници­пальными органами власти. Для координации деятельности Банк России участвует в разработке экономической политики Правитель­ства РФ, представитель Банка России участвует в заседаниях Пра­вительства и Государственной Думы при рассмотрении законопроек­тов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики, проводит регулярные консультации с Минфи­ном России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг, обслуживания и погашения государственного долга.

К государственно-властной составляющей полномочий цен­трального кредитного учреждения относятся также операции Банка России со средствами федерального бюджета и государственных вне­бюджетных фондов, которые хранятся в Банке России. Центральный банк безвозмездно осуществляет операции со средствами бюджетов всех уровней, средствами государственных внебюджетных фондов, а также операции по обслуживанию государственного долга Россий­ской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

Несмотря на то, что получение прибыли не является целью его деятельности, Банк России постоянно осуществляет широкий спектр банковских операций. Он предоставляет кредитным организациям кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бу­магами и другими активами, а также кредиты без обеспечения на срок не более одного года, но только российским кредитным орга­низациям, имеющим соответствующей рейтинг, покупает и продает ценные бумаги на открытом рынке, продает ценные бумаги, высту­пающие обеспечением кредитов Банка России, собственные облига­ции и депозитные сертификаты, иностранную валюту, иные платеж­ные документы и обязательства, драгоценные металлы. Банк России проводит расчетные, кассовые и депозитные операции, принимает на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы, выдает по­ручительства и банковские гарантии, открывает счета в российских


и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации

и территориях иностранных государств.

Ограничение на его коммерческую деятельность может быть установлено только на законодательном уровне. Среди действую­щих ограничений можно выделить запрет на осуществление опера­ций с недвижимостью, торговую и производственную деятельность, осуществление банковских операций с юридическими лицами, не имеющими лицензий на осуществление банковских операций, и фи­зическими лицами, кроме случаев, когда на территории отсутствуют иные кредитные организации. Также существует запрет на приоб­ретение акций (долей) кредитных и иных организаций, за исключе­нием существующих у Банка России акций (долей) в отечественных и зарубежных кредитных организациях, и операций Банка России на открытом рынке (ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг).

 

Состав и порядок формирования органов управления Банка России.

Председателя Банка России назначает на должность сроком на четыре года и освобождает от должности Государственная Дума Фе­дерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации (ст. 83,103 Конституции России) (не более двух раз одну и ту же кандидатуру). Председателем Банка России не может быть одно и то же лицо более трех сроков подряд.

Председатель Банка России может быть освобожден от должно­сти только по истечении срока полномочий, из-за невозможности ис­полнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии, при подаче личного заяв­ления об отставке, совершении уголовно наказуемого деяния, нару­шении федеральных законов, которые регулируют вопросы, связан­ные с деятельностью Банка России.

Председатель Банка России осуществляет на постоянной и воз­мездной основе оперативное управление Банком России путем осуществления от его имени юридически значимых действий. Он председательствует на заседаниях Совета директоров, подписывает нормативные акты и иные правовые акты, назначает и освобождает от должности своих заместителей, издает приказы, а также пред­ставляет без доверенности интересы Банка России в отношениях с органами государственной и муниципальной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, междуна­родными организациями, другими учреждениями и организациями. Председатель Банка России несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств.

Ограничение на его коммерческую деятельность может быть установлено только на законодательном уровне. Среди действую­щих ограничений можно выделить запрет на осуществление опера­ций с недвижимостью, торговую и производственную деятельность, осуществление банковских операций с юридическими лицами, не имеющими лицензий на осуществление банковских операций, и фи­зическими лицами, кроме случаев, когда на территории отсутствуют иные кредитные организации. Также существует запрет на приоб­ретение акций (долей) кредитных и иных организаций, за исключе­нием существующих у Банка России акций (долей) в отечественных и зарубежных кредитных организациях, и операций Банка России на открытом рынке (ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг).

Высшим органом ЦБ РФ выступает Совет директоров Банка России, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление. Государственная Дума также на­значает на должность сроком на четыре года и освобождает от долж­ности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 чле­нов Совета директоров, которые работают на постоянной основе в Банке России. Для них установлен ряд ограничений в части совме­щения нескольких должностей в государственных и муниципальных органах власти и в части осуществления общественной деятельности. Так, члены Совета директоров не могут быть депутатами Государст­венной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законода­тельных (представительных) органов субъектов Российской Феде­рации, депутатами органов местного самоуправления, государствен­ными служащими, членами Правительства Российской Федерации, а также не могут состоять в политических партиях, занимать должно­сти в общественно-политических и религиозных организациях.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономи­ческого развития Российской Федерации или по их поручению один представитель от Министерства финансов Российской Федерации и один представитель от Министерства экономического развития Российской Федерации участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председа­тель Банка России, а в случае его отсутствия — лицо, его замещаю­щее, из числа членов Совета директоров. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц.

Основными функциями Совета директоров являются разработка и обеспечение выполнения основных направлений единой государст­венной денежно-кредитной политики (ст. 18 Закона о Банке России), утверждение отчета о деятельности Банка России и его годовой фи­нансовой отчетности. Кроме того, Совет директоров принимает ре­шения о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России, а именно утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России. К его компетенции также относится ус­тановление порядка назначения руководителей структурных подраз­делений и организаций Банка России, перечня должностей Банка России, форм и размеров оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка Рос­сии и других служащих Банка России.

К ведению Совета директоров относится установление прямых количественных ограничений, обязательных нормативов для кредит­ных организаций и банковских групп, величины резервных требований, процентных ставок Банка России, лимитов операций на откры­том рынке.

Совет директоров принимает решение об участии в международ­ных организациях, об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, а также опреде­ляет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации.

Также Совет директоров готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение предложения по правилам бухгал­терского учета и отчетности для Банка России.

Национальный банковский совет — коллегиальный орган Банка России появился сравнительно недавно. Основной целью его соз­дания являлось усиление контроля за деятельностью Банка России со стороны главы государства, законодательной и исполнительной власти, что не могло не отразиться на порядке его формирования. Численность Совета составляет 12 человек, из которых двое направ­ляются Советом Федерации из числа своих членов, трое — Государ­ственной Думой из числа ее депутатов, трое — Президентом РФ, трое — Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России. Отзыв членов На­ционального банковского совета осуществляется органом государ­ственной власти, направившим их в состав Национального банков­ского совета (ст. 12 Закона о Банке России).

Председатель и его заместитель избираются членами Националь­ного банковского совета из их числа большинством голосов от об­щего числа членов Национального банковского совета.

К компетенции Национального банковского совета относится:

1. рассмотрение проекта основных направлений единой государ­ственной денежно-кредитной политики;

2. ежеквартальное рассмотрение информации по основным во­просам деятельности Банка России в части реализации основных на­правлений единой государственной денежно-кредитной политики, банковского регулирования и банковского надзора, реализации по­литики валютного регулирования и валютного контроля, организа­ции системы расчетов в Российской Федерации;

3. рассмотрение годового отчета Банка России и вынесение в Го­сударственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений.

Банк России подотчетен Государственной думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя банка России и членов совета директоров, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет ЦБ РФ и аудиторское заключение, проводит парламентские слушания о деятельности банка, заслушивает доклады председателя 2 раза в год о деятельности Банка.

Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который определяет и порядок использования его имущества.

 

Вопрос 3. Банковское регулирование и банковский надзор

 

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Регулирование и надзор - взаимодополняю­щие понятия.

Банковское регулирование — издание Центральным банком Российской Федерации правовых актов, обязательных для испол­нения всеми кредитными организациями, а также в силу наличия полномочий совершение юридически значимых действий, кото­рые могут влиять на состав и структуру банковской системы.

Банковский надзор — это деятельность по обеспечению соот­ветствия кредитных организаций распространяющимся на них требованиям в банковском секторе.

Главными целями банковского регулирования и надзора явля­ется развитие и укрепление банковской системы Российской Феде­рации, обеспечение эффективного и бесперебойного функциониро­вания платежной системы, а также защита и обеспечение интересов физических и юридических лиц — вкладчиков и кредиторов кредит­ных организаций. Тем не менее, несмотря на столь важные цели, су­ществуют законодательно установленные пределы банковского ре­гулирования и надзора. Так, Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции через специально созданный на постоянной основе Комитет банков­ского надзора. Он объединяет все структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение надзорных функций. Состав Комитета утверждается Советом директоров. Его руководитель на­значается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров. Положение о Комитете банковского надзора и его струк­тура утверждаются Советом директоров.

Методы регулирования банковской деятельности можно раз­делить на административные (на основе одностороннего волеизъяв­ления Банка России) и рыночные (по соглашению сторон).

К административным методам регулирования относятся:

1. государственная регистрация кредитных организаций. Внесе­ние кредитной организации в единый государственный реестр юри­дических лиц осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей го­сударственной регистрации. Банк России ведет Книгу государствен­ной регистрации кредитных организаций;

2. лицензирование банковской деятельности. Кредитная орга­низация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения специального разрешения (лицензии), выданной Банком России;

3. установление квалификационных требований к руководите­лям и главным бухгалтерам, их заместителям кредитной организа­ции, их филиалов;

4. установление нормативов обязательных резервов, депонируе­мых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привле­ченных денежных средств (резервные требования);

5. установление обязательных для исполнения кредитными ор­ганизациями правил проведения банковских операций, а также пра­вил ведения бухгалтерского учета;

6. установление обязательных нормативов, среди которых можно выделить закрепление минимального размера уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, предельного размера иму­щественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, максимального размера крупных кредитных рисков, установление норматива достаточности собственных средств (капи­тала), максимального размера кредитов, банковских гарантий и по­ручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам);

7. проведение плановых и внеплановых, комплексных и темати­ческих проверок кредитных организаций;

8. предварительное письменное согласование на приобретение более 20% долей (акций) кредитной организации. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение 30 календарных дней с момента получения ходатайства, то сделка считается разре­шенной. При приобретении более 1% долей (акций) кредитной ор­ганизацией Банк России должен быть письменно уведомлен покупа­телем в течение 30 календарных дней с момента данного приобрете­ния;

9) введение прямых количественных ограничений Банка России
путем установления лимитов на рефинансирование кредитных орга-
низаций и проведение отдельных банковских операций. Использова-
ние данного метода возможно только после консультаций с Прави-
тельством РФ;

10) установление размеров процентных ставок по выдаваемым
кредитам, официальных курсов иностранных валют;

11) назначение кураторов в кредитные организации.
Рыночные методы регулирования предполагают:

1. операции на открытом рынке, а именно эмиссия облигаций, купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг для поддержания ликвид­ности рынка государственных долговых обязательств и кредитова­ния. Банк России также вправе осуществлять куплю-продажу акций только при условии совершения поздней обратной сделки, а также при их реализации при отказе контрагента от исполнения обяза­тельств по такой обратной сделке;

2. валютные интервенции путем купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке в целях воздействия на курс российского рубля, суммарный спрос и предложение денег;

3. кредитование (рефинансирование) на срок до одного года, но Банк России не имеет права пролонгировать кредитные договоры без разрешения Совета директоров Банка России, для обеспечения кредитных организаций ликвидными ресурсами (денежными средст­вами).

Также Банк России вправе: осуществлять операции с драгоцен­ными металлами, выдавать поручительства и банковские гарантии, проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, которые мо­гут влиять на соответствующий сегмент финансового рынка, способ­ствовать дальнейшему развитию предприятий отраслей народного хозяйства.

Как надзорный орган Банк России вправе налагать определенные меры ответственности на кредитные организации. Так, в случае на­рушения кредитными организациями федеральных законов, норма­тивных актов и предписаний Банка России, а также непредставле­ния информации или представления неполной или недостоверной | информации Банк России имеет право требовать от кредитной ор­ганизации устранения выявленных нарушений и взыскать штраф в | размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти на­рушения или осуществляемая кредитной организацией деятельность создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

· взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% раз­мера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

· потребовать от кредитной организации осуществления меро­приятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов, замены руководителей кредитной организации, осуществления реорганизации кредитной организации;

· изменить на срок до шести месяцев установленные для кредит­ной организации обязательные нормативы;

· ввести запрет на осуществление кредитной организацией от­дельных банковских операций, предусмотренных выданной ей ли­цензией, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

· назначить временную администрацию по управлению кредит­ной организацией на срок до шести месяцев;

· ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной ор­ганизации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной органи­зации, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных органи­заций» (ст. 3, 4); предложить учредителям (участникам) кредитной организации предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении на­рушения. При этом кредитная организация не может быть привле­чена к ответственности, если со дня совершения правонарушения прошло более 5 лет.

Подчеркнем, что применение мер воздействия к кредитной орга­низации не исключает применения к кредитной организации адми­нистративной ответственности в случае наличия в ее деятельности состава административного правонарушения, предусмотренного в Кодексе Российской Федерации об административных правонару­шениях.

Но наиболее серьезной мерой воздействия на кредитные ор­ганизации является отзыв лицензии на осуществление банковских операций. Применение данной меры ответственности означает для коммерческой организации запрет на осуществление в дальнейшем банковской деятельности. Основания для отзыва лицензии на осу­ществление банковских операций делятся на две группы.

К первой группе относятся основания, при наличии которых Банк России обязан отозвать лицензию. Данный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не под­лежит.

Банк России обязан отозвать банковскую лицензию, если:

· достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;

· размер собственных средств (капитала) кредитной организа­ции ниже минимального значения уставного капитала, установлен­ного Банком России на дату государственной регистрации кредит­ной организации;

· кредитная организация не исполняет в срок требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

· кредитная организация не способна удовлетворить требова­ния кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обя­занность по уплате обязательных платежей на сумму не менее 1000-кратного размера МРОТ в течение 14 дней с даты наступления их удовлетворения и (или) исполнения.

Отдельную специальную группу оснований, при наличии кото­рых Банк России обязан отозвать лицензию на совершение банков­ских операций, составляют основания, связанные с невыполнением банками требований по обеспечению необходимого размера соб­ственных средств (капитала):

• если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года равен 180 млн рублей или выше этой суммы, в те­чение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже 180 млн рублей, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изме­нении своего статуса на статус небанковской кредитной организа­ции;

• если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 г. менее 180 млн рублей, не достиг на соответствующую дату размера собственных средств (капитала) — 1 января 2010 г. — 90 млн рублей и 1 января 2012 г. — 180 млн рублей, или если этот банк в течение трех месяцев подряд допускает уменьшение размера собственных средств (капитала) (за исключением случаев такого снижения вследствие применения измененной методики определе­ния размера собственных средств (капитала) банка) менее большей из двух величин: размера собственных средств (капитала), достигну­того им на 1 января 2007 г., или размера собственных средств (капи­тала) 1 января 2010 г. — 90 млн рублей и 1 января 2012 г. — 180 млн рублей, и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

· если банк, имевший на 1 января 2007 г. собственные средства (капитал) в размере, равном 180 млн рублей и выше, и допустивший снижение размера собственных средств (капитала) ниже 180 млн рублей, вследствие изменения методики определения размера соб­ственных средств (капитала), в течение 12 месяцев не достиг указан­ного минимального размера собственных средств (капитала) и не по­дал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

· если банк, имевший на 1 января 2007 г. собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей и допустивший уменьшение размера собственных средств (капитала) по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 г. или установленным на со­ответствующую дату — 1 января 2010 г. — 90 млн рублей и 1 января 2012 г. — 180 млн рублей вследствие применения измененной мето­дики определения размера собственных средств (капитала) банка, в течение 12 месяцев не достиг большей из двух величин: размера соб­ственных средств (капитала), имевшегося у него на 1 января 2007 г., или размера собственных средств (капитала), установленного на со­ответствующую дату 1 января 2010 г. — 90 млн рублей и 1 января 2012 г. — 180 млн рублей, и не подал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной органи­зации.

Банк России вправе отозвать лицензию в случаях:

· установления недостоверности сведений, на основании кото­рых выдана лицензия на осуществление банковских операций;

· задержки начала осуществления банковских операций, преду­смотренных лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

· установления фактов существенной недостоверности отчет­ных данных;

· задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной от­четности (отчетной) документации;

· однократного осуществления банковской операции, не преду­смотренной выданной лицензией;

· неисполнения федеральных законов, регулирующих банков­скую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно при­менялись меры, предусмотренные Законом о Банке России, а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, преду­смотренных статьями 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Закона о про­тиводействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;

· неоднократного в течение одного года виновного неисполне­ния содержащихся в исполнительных документах судов, арбитраж­ных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (во вкладах) клиентов кредитных организаций при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;

· наличия ходатайств временной администрации, если к мо­менту окончания срока деятельности администрации имеются осно­вания, предусмотренные Законом о несостоятельности кредитных организаций;

· неоднократного непредставления в установленный срок кре­дитной организацией в Банк России обновленных сведений, необхо­димых для внесения изменений в ЕГРЮЛ, за исключением сведений о полученных лицензиях;

· неисполнение кредитной организацией, являющейся управля­ющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона «Об ипотечных ценнь!х бумагах» и изданных в соответствии с ним норма­тивных правовых актов Российской Федерации, а также неустране­ние нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмо­тренные Законом о Банке России.

Таким образом, в отличие от первой группы отзыв лицензии по основаниям второй группы является не обязанностью, а правом Банка России.

Сообщение об отзыве лицензии публикуется в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятии соответствующего реше­ния. Решение Банка России об отзыве может быть обжаловано в те­чение 30 дней со дня публикации. Обжалование решения Банка Рос­сии не приостанавливает его действия. Не позднее следующего со дня отзыва лицензии в кредитную организацию Банком России назначается временная администрация.

Одной из составляющих банковского надзора является проводи­мый Банком России на основе отчетности кредитных организаций анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Рос­сийской Федерации. При их возникновении Банк России вправе принимать перечень мер, идентичный при нарушениях кредитными организациями действующего законодательства Российской Феде­рации. При этом основной формой банковского надзора выступают инспекционные проверки Банка России кредитных организаций.

 

Вопрос 4. Инспекционные проверки кредитных организаций

Для осуществления функций банковского регулирования и бан­ковского надзора Банк России осуществляет проверки кредитных организаций (их филиалов). Основным документом, регламенти­рующим процедуру проведения проверок, является Инструкция Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации».

Цель проведения Банком России проверок кредитных орга­низаций (их филиалов) — оценка на месте общего состояния кре­дитной организации либо отдельных направлений ее деятельности. Эта процедура включает оценку соблюдения законодательства Рос­сийской Федерации и нормативных актов Банка России, оценку дос­товерности учета (отчетности) кредитной организации, определение размера рисков, активов, пассивов, оценку качества активов кредит­ной организации, величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценку систем управления рис­ками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации. Проверки кредитных организаций проводятся с учетом:

финансового состояния кредитных организаций (их филиа-

подверженности кредитных организаций (их филиалов) рис­кам;

— оценки систем управления рисками и организации внутрен­него контроля кредитных организаций (их филиалов);

— достоверности учета (отчетности) кредитных организаций (их

филиалов);

— результатов предыдущих проверок кредитных организаций

(их филиалов).

Различают два вида проверок: комплексные и тематические.

Комплексные проверки предполагают проверку деятельности банка по всем направлениям. Тематические проверки предполагают лишь проверку отдельных направлений деятельности кредитной ор­ганизации (кредитование, операции с ценными бумагами, операции с иностранной валютой). Проверки кредитных организаций прово­дятся не реже одного раза в два года. При этом проверка кредитной организации осуществляется за период деятельности кредитной ор­ганизации, который не может превышать 5 календарных лет, предше­ствующих году проведения проверки. Банк России не вправе проводить более одной проверки кредит­ной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, если такая проверка прово­дится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной органи­зации или по мотивированному решению Совета директоров Банка России (ст. 73 Закона о Банке России).

Проверки кредитных организаций проводятся рабочими груп­пами Банка России на основании поручения на проведение про­верки, в котором определяется персональный состав уполномочен­ных представителей Банка России, образующих рабочую группу чис­ленностью не менее двух человек, с указанием руководителя рабочей группы и членов рабочей группы.

Проверка кредитной организации начинается с момента предъ­явления руководителем рабочей группы поручения на проведение проверки кредитной организации и завершается после передачи акта проверки кредитной организации для ознакомления органам управ­ления кредитной организации на основании протокола приема-пере­дачи акта проверки или заказным почтовым отправлением.

Согласно Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиа­лов) уполномоченными представителями Центрального банка Рос­сийской Федерации» (п. 2.5) при проведении проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченные представители Банка России, образующие рабочую группу, вправе:

1. входить в здания и другие служебные помещения проверяе­мой кредитной организации (ее филиала);

2. пользоваться необходимыми для проведения проверки и орга­низации деятельности рабочей группы техническими средствами и вносить в помещения проверяемой кредитной организации и выно­сить из них организационно-технические средства, принадлежащие Банку России;

3. запрашивать и получать от руководителя и работников прове­ряемой кредитной организации все необходимые для достижения це­лей проверки документы (информацию) за проверяемый период;

4. снимать копии с документов кредитной организации и выно­сить их из помещения кредитной организации для приобщения к ма­териалам проверки;

5. требовать от кредитной организации демонстрации и ознаком­ления с функционированием и ресурсами автоматизированных бан­ковских и информационных систем и получать доступ к документа­ции на них, а также доступ в режиме просмотра и выборки необходи­мой информации и получения электронных копий документов;

6. требовать проведения ревизии банкнот, монеты и других цен­ностей комиссией кредитной организации в присутствии руководи­теля и (или) членов рабочей группы, а также оформления результа­тов ревизии наличной валюты.

Документы (информация) кредитной организации, необходимые для проведения проверки, предоставляются руководителю и (или) членам рабочей группы на основании заявки на предоставление до­кументов (информации) в сроки, установленные в заявке на предос­тавление документов (информации). По требованию руководителя и (или) членов рабочей группы предоставляемые копии документов (информации) должны быть прошиты и заверены подписями руко­водителя кредитной организации (ее филиала) и главного бухгал­тера кредитной организации (ее филиала), лиц, их замещающих, и оттиском печати кредитной организации (ее филиала).

В целях содействия в проведении проверок руководитель прове­ряемой кредитной организации определяет не позднее рабочего дня, следующего за датой начала проверки, должностных лиц, которые взаимодействуют с рабочей группой, и уведомляет об этом руководи­теля рабочей группы.

Проверки кредитных организаций (их филиалов) могут осуще­ствляться:

1. без предварительного уведомления кредитной организации (ее филиала);

2. с предварительным уведомлением кредитной организации (ее филиала).

Предварительное уведомление о проведении проверки направля­ется руководителю кредитной организации.

Предварительное уведомление о проведении проверки кредит­ной организации (ее филиала) может содержать требования о совер­шении кредитной организацией (ее филиалом) конкретных действий по обеспечению содействия в проведении проверки:

· подготовить документы (информацию) по вопросам, подлежа­щим проверке, либо необходимые для ее обеспечения;

· провести организационные мероприятия, в том числе выде­лить отдельное служебное помещение для рабочей группы и обору­довать его организационно-техническими средствами;

· совершить иные действия по обеспечению содействия в прове­дении проверки.

Проверка кредитной организации по вопросу соблюдения тре­бований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмы­ванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется без предварительного уведомления кре­дитной организации.

Руководитель рабочей группы предъявляет и вручает первый эк­земпляр поручения на проведение проверки руководителю кредитной организации (в случае проведения проверки кредитной организации) или ответственному работнику внутреннего структурного подразде­ления кредитной организации (в случае проведения проверки внут­реннего структурного подразделения кредитной организации). Факт получения поручения на проведение проверки удостоверяется на его втором экземпляре подписью руководителя кредитной организации либо ответственного работника внутреннего структурного подразде­ления кредитной организации, получившего поручение на проведе­ние проверки, с указанием должности, фамилии, имени и отчества, а также даты и времени его получения. Второй экземпляр поручения на проведение проверки остается у руководителя рабочей группы.

При предъявлении руководителем и членами рабочей группы поручения на проведение проверки и удостоверений, выданных Банком России или территориальным учреждением Банка России, работникам кредитной организации (ее филиала) или иных орга­низаций, осуществляющих на основании договоров контроль за со­блюдением пропускного режима или охрану кредитной организации (ее филиала), указанные работники незамедлительно обеспечивают беспрепятственный доступ руководителя и членов рабочей группы вздания и другие служебные помещения проверяемой кредитной ор­ганизации или внутреннего структурного подразделения кредитной организации.

Руководитель и работники кредитной организации, в том числе ответственные работники внутренних структурных подразделений кредитной организации, обязаны обеспечивать содействие в про­ведении проверки с момента предъявления поручения на проведе­ние проверки (п. 5.3 Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации»).

В случае необходимости в период проведения проверки руково­дитель рабочей группы по согласованию с должностным лицом Банка России, подписавшим поручение на проведение проверки, проводит совещание с руководителем кредитной организации для обсужде­ния предварительных результатов проверки кредитной организации, требующих получения от кредитной организации дополнительных пояснений, устранения возможных разногласий с кредитной орга­низацией по вопросу существенности выявленных нарушений и не­достатков в деятельности кредитной организации, недостоверности учета (отчетности) кредитной организации для их отражения (неот­ражения) в составляемом акте проверки и установления возможно­сти их устранения кредитной организацией.

Проверка кредитной организации может быть приостановлена. Так, должностное лицо Банка России, подписавшее поручение на проведение проверки, на основании сообщения руководителя рабо­чей группы может принять решение о приостановлении проверки кредитной организации при наличии обстоятельств, свидетельст­вующих об объективной невозможности продолжения проведения проверки, в том числе в случаях:

· угрозы жизни и здоровью руководителя и членов рабочей группы;

· противодействия кредитной организации (ее филиала) прове­дению проверки;

· иных оснований, препятствующих проведению проверки (п. 1.11 Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их фи­лиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации»).

Проверка кредитной организации может быть прекращена. Долж­ностное лицо Банка России, подписавшее поручение на проведение проверки, может принять решение о прекращении проверки кредитной организации при наличии обстоятельств, свидетельствующих о нецелесообразности или объективной невозможности продолжения проведения проверки, в том числе в случае выявления в ходе про­верки кредитной организации (ее филиала) фактов и обстоятельств, свидетельствующих о наличии:

· оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

· оснований для назначения временной администрации по управлению кредитной организацией;

· угрозы законным интересам кредиторов и вкладчиков кредит­ной организации и стабильности банковской системы Российской Федерации.

Результаты проверки кредитной организации отражаются в акте проверки. Разновидностью акта проверки является сводный акт проверки, который составляется на основании акта проверки голов­ного офиса кредитной организации (либо по материалам проверки головного офиса кредитной организации) и актов проверок филиа­лов и (или) представительств кредитной организации и (или) внут­ренних структурных подразделений кредитной организации. Свод­ный акт проверки составляется и подписывается руководителем и членами рабочей группы, которые проводили проверку головного офиса кредитной организации, и представляется на ознакомление руководителю кредитной организации.

Акт проверки составляется на бумажном носителе в двух экзем­плярах. Первый экземпляр акта проверки направляется в террито­риальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за дея­тельностью кредитной организации, второй экземпляр передается кредитной организации. Акт проверки должен быть подписан руко­водителем и членами рабочей группы.

При выявлении фактов и обстоятельств, требующих незамедли­тельного применения к кредитной организации мер в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, акт проверки может составляться до завершения про­верки.

Кредитная организация (ее филиал) должна быть ознакомлена с актом проверки. Акт проверки передается руководителем рабочей группы или членом рабочей группы на ознакомление руководителю кредитной организации (ее филиала) либо вручается ответственному работнику внутреннего структурного подразделения кредитной ор­ганизации.

Руководитель кредитной организации (ее филиала) должен оз­накомиться с актом проверки в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания протокола приема-передачи акта проверки или дня вру­чения заказного почтового отправления. Факт ознакомления с актом проверки удостоверяется подписью руководителя кредитной орга­низации (ее филиала) и оттиском печати кредитной организации на всех представленных экземплярах акта проверки с указанием даты ознакомления с актом проверки.

В случае несогласия с достоверностью, полнотой сведений или выводами рабочей группы по результатам проверки кредитной орга­низации (ее филиала), отраженными в акте проверки, руководитель кредитной организации (ее филиала) вправе представить письмен­ные возражения или замечания по акту проверки с отметкой.

Возражения по акту проверки представляются руководителю ра­бочей группы на бумажном носителе и в необходимых случаях также на электронном носителе. Значимость возражений по акту проверки заключается в том, что они рассматриваются при подготовке и при­нятии решения о применении к кредитной организации мер воздей­ствия. По итогам их изучения кредитная организация уведомляется о результатах их рассмотрения или проводится совещание между представителями кредитной организации и Банка России.

Руководитель кредитной организации в срок не позднее 15 рабо­чих дней с даты ознакомления с актом проверки должен направить:

· совету директоров (наблюдательному совету) кредитной орга­низации акт проверки кредитной организации;

· территориальному учреждению Банка России, осуществляю­щему надзор за деятельностью кредитной организации, уведомление о получении акта проверки и направлении совету директоров (на­блюдательному совету) кредитной организации информации о ре­зультатах.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Дайте характеристику правового статуса Банка России.
  2. Перечислите основные функции органов управления Банка России.
  3. Перечислите цели, задачи и функции Банка России.
  4. Дайте определение банковскому регулированию и надзору.
  5. Перечислите основные методы банковского регулирования.
  6. Перечислите основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
  7. Дайте общую характеристику проведения инспекционных прове­рок Банка России.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Bursa omentalis | Оглушение и подъем животных на путь обескровливания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.