Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория личности в мировой психологии. Теории личности в мировой психологии




План

Теории личности в мировой психологии.

Тема 3. Проблема человека в психологии

Цель: познакомить студентов с различными подходами к определению личности в психологии, дать характеристику теорий личности с позиций разных психологических направлений.

Основные понятия: личность, сознание, бессознательное, структура личности, самоактуализация, диспозиция, экстраверт, интроверт.

1. Психодинамические теории личности.

2. Общая характеристика поведенческих теорий личности.

3. Общая характеристика гуманистических теорий личности.

4. Общая характеристика диспозиционных теорий личности.

5. Общая характеристика когнитивных теорий личности.

 

 

1. Основоположником психодинамического направления в исследовании личности является З. Фрейд. В противоположность классическому взгляду на человека, как на существо разумное и осознающее свое поведение, Фрейд разработал концепцию личности, в которой истоки поведения человека лежат в неосознаваемых и агрессивных побуждениях.

Психика, по Фрейду, представляет собой непримиримую вражду между силами интеллекта, рассудка и сознания. Им была разработана психодинамическая теория, в которой личность формируется в течение первых шести лет. Источником развития личности являются инстинкты (либидо, агрессия). Эта энергия направлена на продолжение рода и на разрушение. Личность формируется на первых трех стадиях сексуального развития. На «оральной» стадии (0 – 1,5 года) при резком отказе от кормления грудью у ребенка формируются личностные свойства недоверия, сверхнезависимости, сверхактивности. При длительном кормлении (до 1,5 лет) формируются доверчивость, пассивность и зависимость.

На анальной стадии (1,5 – 3 года) грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает такие черты личности: жадность, чистоплотность, пунктуальность, при попустительском отношении родителей – щедрость, творческий потенциал, непунктуальность.

На фаллической стадии (3 – 6 лет) – агрессивное, непослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец, которого ненавидит мальчик за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к матери.

З. Фрейд выделяет три инстанции личности: Оно, Я и сверх-Я. Онго – ядро личности, совокупность бессознательных побуждений, функционирующее по принципу удовольствия; эго (Я) – совокупность всех знаний о мире и осознаваемых человеком функций психики, которое функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирующей процесс взаимодействия между Оно и сверх-Я; суперэго (сверх-Я) – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек. Эти структуры ведут постоянную борьбу за психическую энергию. Сильные конфликты могут привести человека к психическим расстройствам. Для снятия напряжения конфликтов личность вырабатывает защитные механизмы: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдание; проекция (приписывание неприемлемых мыслей и чувств другим людям, возлагая на них вину за свои недостатки и промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их на противоположные); сублимация (замена неприемлемых сексуальных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации).

К разряду психодинамических относится и аналитическая теория К. Юнга, и индивидуальная теория личности А. Адлера, а так же другие теории.

По мнению Юнга, личность представлена тремя сферами: коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное и индивидуальное сознательное. Личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет коллективное бессознательное – совокупность всех врожденных архетипов, которой подчинено человеческое поведение.

В теории личности по Адлеру, человек описывается как единая самосогласующаяся целостность. А жизнь рассматривается как динамическое стремление к превосходству, подчеркивается социальна принадлежность индивида. К психодинамическому направлению относятся концепции личности К. Хорни, Э Эриксона, Э. Фромма, Г Салливена.

 

2. Поведенческие теории личности главным источником развития личности считают среду. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а еее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. С точки зрения классика бихевиоризма Дж. Уотсона, все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т.д.) являются результатом выработки классических условных рефлекосв. Скиннер рассматривал личность как совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате опрантного научения.

Личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Ранние годы жизни человека рассматриваются как наиболее важные. Основа любых знаний, способностей закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Поведение полностью детерминировано внешними обстоятельствами. Выученные человеком рефлексы и навыки становятся автоматизированными. Внутренний мир человека полностью объективен. В нем все от среды. Поведение и есть личность. В качестве элементов личности выступают элементы и социальные навыки. Список социальных навыков (черт личности) определяется социальным опытом (научением). Свойства личности и требования личности совпадают. Если вы воспитывались в достойной семье, и доброта поощрялась, то вы будете иметь черты доброго, спокойного человека и т.д. Для человека существует своя система поощрений. Первым является пищевое поощрение, второе – активностное (телевизор, видео), третье – манипулятивное (поиграть, порисовать), четвертое - социальное (похвалить, обнять и т.д.).

В рамках поведенческого направления распространненое является социально-когнитивная теория личности (А. Бандура). Бандура считал, что основным дисциплинирующим фактором поведения человека являются внутренние факторы (ожидание, цель, значимость). Такое поведение, которое детерминируется внутренними факторами называется саморегуляцией. Основная задача саморегуляции – обеспечивать только те формы поведения, которые можно реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент, т.е. обеспечивать самоэффективность.

В структуре личности выделяются основные блоки: самоэффективность, которая является когнитивным конструктом. Этот блок определяется как вера, убеждения или ожидание получения подкрепления. Он детерминирует успешность совершенного поведения или усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение «могу», то он приступает к выполнению определенного действия, если человек говорит себе «» не могу, то он отказывается от выполнения данного действия.

Существует четыре основных условия, которые формируют у человека уверенность в том, что он сможет сделать и чего не сможет:

1) прошлый опыт (знания, навыки);

2) самоинструкция (я могу это сделать);

3) повышенное эмоциональное состояние;

4) наблюдение, моделирование, подражание примеру других людей (если другие могут, то и я смогу).

Другой психолог Дж. Роттер для объяснения поведения ввел понятие «поведенческий потенциал», которое означает меру вероятностей того, какое поведение будет совершать человек в данный момент. Это блок когнитивной мотивации, который складывается из двух внутренних блоков личности: субъективной значимости (структуры, оценивающей предстоящее подкрепление) и доступности (структуры, связанной с осознанием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Целостные свойства личности проявляются в единстве действия обоих блоков. Люди, не видят связи между своим поведением (своими усилиями, действиями) и их результатами (подкреплениями) имеют внешний локус контроля. Экстерналы – это люди, которые не управляют ситуацией и надеются на авось.

Люди, которые видят четкую связь между своим поведением и результатами своего поведения, имеют внутренний (интернальный) локус контроля. Интерналы – это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее.

С точки зрения поведенческих когнитивистов, личонсть больше система внутренних факторов (самоэффективность, субъективная значимость, доступность), чем иерархия рефлексов и социальных навыков, а структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов и социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэфективности, субъективной значимости и доступности.

 

3. Экзистенциально-феноменологическое направление включает экзистенциальную теорию личности и феноменологическую (К. Роджерс). Это направление еще называют гуманистическим. Представители этого направления рассматривают тенденцию к саморазвитию и личностному росту, как изначальную потребность личности. К. Роджерс считал, что существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к расширению собственного опыта, и более реалистичному функционированию. Стремление расширяться, развиваться, становиться автономным проявляется у каждого человека.

Роджерс сравнивал побуждение человека стать целостным, самоактуализирующим со стремлением маленького зернышка быть здоровым и полноценным растением.

Он приписывал каждому организму естественное наличие позитивных сил, устремленных к здоровью и личностному росту. Для человека развитие его личности определяется ассимиляцией, усвоением опыта и того, чему он учит. Также развитие личности определяется модификацией представлений о себе и естественным движением от проблемы, конфликта к его реальному практическому разрешению.

Развитие и становление личности рассматривается как творческий процесс поиска человеком своего предназначения, согласия с самим собой, самоактуализации своих возможностей.

Растущая личность – это изменяющаяся личность, способная осознавать собственный новый опыт и находить решение жизненных проблем.

Развитие личности в первую очередь зависит от нее самой, ее постоянных и активных усилий по самораскрытию, пониманию своих индивидуальных особенностей, собственной уникальности.

В процессе роста расширяются возможности личности, углубляются понимание жизни, духовность и открываются новые перспективы для личности.

Никто не может помешать личности, находящейся в этом процессе, кроме нее самой, поскольку все препятствия личностному развитию находятся внутри нее, а не в ее окружении.

Основные противоречия личностного роста объясняются двойственностью человеческой натуры. С одной стороны, человек растет, изучает себя, углубляется в тайны собственной уникальности, неповторимости, непохожести на других людей.

С другой стороны, личность в процессе своего становления стремится выйти за пределы собственного «Я», объединится со всеми людьми. Со всем миром. Первое приводит отгороженности, отрешенности и одиночеству. Второе – к потере чувства интегрированности, целостности собственного «Я».

Потребность в активности и самореализации вступает в противоречие со стремлением к любви и признанию со стороны окружающих, ибо ожидания других людей не всегда совпадают с нашими целями и задачами, желаниями. К. Роджерс называлэто несоответствием между «идеальным Я» (представление о том, каким я должен быть в глазах других людей) и «реальным Я» (тем, чем Я являюсь на самом деле). В этой связи перед человеком возникает проблема разрешения такого противоречия. Сложность заключается еще и в том, что личностный рост связан с внутренними сомнениями, переоценкой предыдущего опыта на каждом новом этапе жизни. Если у человека вырабатывается определенный стереотип поведения, он может намеренно избегать нового опыта, закрывая глаза на себя и сложившиеся обстоятельства.

Возникает ситуация, когда приходится отрицать вновь открываемые стороны себя, чтобы сохранить привычный, проверенный образ собственного «Я». Такой конфликт между новыми желаниями и старыми способами их реализации должен быть разрешен, т.к. в противном случае возникает осознание несоответствия между своим поведением и своими представлениями, что усиливает чувство тревожности и уязвимости. Человек оказывается в таком состоянии тогда, когда он не способен выйти за пределы рамок, суженных им самим. Для выхода из подобной ситуации необходима гибкость, спонтанность, открытость реальной ситуации и постоянно изменяющимся условиям.

Личность растет за счет своих внутренних ресурсов. Она не изолирована и не зависит от своего окружения, она должна отвечать на вызов жизни, сохраняя собственную целостность ради осуществления смысла собственного существования – в этом и состоит основная задача личностного роста.

Автор экзистенциальной концепции личности А. Маслоу подчеркивал, что стремление к самоактуализации и более высоким целям само по себе указывает на психологическое здоровье. Он рассматривал становление личности как работу самоактуализации, как длительную вовлеченность человека в развитие собственных способностей, а не удовлетворенности в малом из-за лени или недостатка уверенности в себе.

Самоактуализация требует максимальных творческих усилий и включает: переживание того, что происходит в нас и вокруг нас; способность открыться новому опыту и сделать выбор в пользу изменения себя; стремление к независимому существованию, определению собственной точки зрения и взгляда на окружающий мир; принятие ответственности за свои действия и поступки, честность по отношению к себе.

Личностный рост в гуманистической психологии является сложным противоречивым процессом. Это кропотливая работа над собой, требующая большой энергии и огромного желания. В процессе такой работы человеку необходимо:

- научиться понимать и принимать себя;

- определить место в мире людей;

- найти смысл своей жизни, свое уникальное предназначение.

 

4. Диспозиционное направление представлено множеством теорий личности. Диспозиция (предрасположенность). Главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимодействия. Личность развивается в течение всей жизни. Однако ранние годы, период полового созревания рассматриваются как наиболее важные. Люди, несмотря на постоянные изменения в структуре их поведения, обладают устойчивыми внутренними качествами (чертами). В личности представлены как сознательные, так и бессознательные черты. Рациональные процессы более характерны для высших структур личности, и иррациональные – для низших – темперамента. Основным блоком личности является темперамент. Поведение человека детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами. Немецкий психиатр Э. Кречмер пытался установить связь между свойствами телосложения (биологической структурой человека) и определенными личностными свойствами, т.е. между телесной конституцией и типом характера, а также, между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию. Люди астенического сложения (худые, с длинными конечностями, впалой грудью) чаще всего обладают шизоидным характером (замкнуты, необщительны) и заболевают шизофренией. Лица пикнического телосложения (толсты) чаще обладают циклотимическим характером и чаще заболевают маниакально-депрессивным психозом.

Другой английский психолог Ганс Ю. Айзенк отождествлял темперамент с личностью. В его модели личности представлены три свойства личности: интроверсия – экстраверсия; нейротизм – эмоциональная стабильность, психолиция. Экстраверсия – интроверсия (общительность - замкнутость) обусловлена функционированием ретикулярной формации. У интравертов – высокий тонус коры, у экстравертов – пониженный тонус коры. Нейротизм – это свойство, связанное с высокой раздражительностью и возбудимостью. Высокие показатели по этим свойствам – это невротизм. Психотики характеризуются такими свойствами как безразличие, равнодушие, неприятие социальных нормативов. Айзенк выделял 4 типа темперамента. Холерик: эмоционально-неустойчивый экстраверт (раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, активный, отимистичный). Меланхолик: эмоционально-неустойчивый интарверт (ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый). Сангвиник: эмоционально-стабильный экстраверт (безобидный, живой, общительный, разговорчивый). Флегматик: эмоционально-стабильный интраверт (безмятежный, уравновешенный, надежный, мирный и т.д.).

Американский психолог Г Оллпорт разработал теорию черт. Черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различных ситуациях. Постоянство черт обусловлено набором психофизиологических характеристик человека. Помимо черт существует надличностная структура – проприум (Я сам). Проприум – это высшие цели, смыслы, моральные установки человека. В развитии проприума основную роль играет общество. Но черты тоже косвенно влияют на проприум. Оллпорт выделял три разновидности черт: 1) кардинальная черта – отличительная черта, присущая только этому человеку; 2) общие черты (пунктуальность, общительность, добросовестность и т.д.); 3) вторичные черты – менее устойчивые, чем общие. Зрелая личность имеет развитый проприум.

Английский психолог Раймонд Кеттелл разработал факторную теории. Личности. Черты личности по Кеттеллу представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению в различных обстоятельствах. Он черты делит на концептуальные и сформированные окружающей средой. Для исследования черт им был разработан тест 16 РА.

 

5. Американский психолог Дж. Келли (1905 – 1967) разработал когнитивную теорию личности. Главным источником развития личности является среда, социальное окружение. В этой теории подчеркивается влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием теории личности является конструкт. Конструкт – это шаблон, классификатор нашего восприятия других людей и самого себя. Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называют межличностными конструктами. Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и одиннадцать случаев. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически определены таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот постулат.

Каждый человек строит и проверяет гипотезы, решает проблему, пользуясь соответствующими конструктами. Каждый конструкт имеет дихотомию (два полюса): интеллигентный – неинтеллигентный и т.д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, который лучше описывает событие, т.е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Конструкт «умный – глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший – плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.

Люди отличаются не только количеством конструкторов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознание быстрее, называют суперординатными, а которые медленнее – субординатными. Если, встретив какого-то человека, сразу оцениваете его с точки зрения, того, является ли он умным или глупым, то Ваш конструкт (умный - глупый) является суперординатным, и только потом – добрым или злым, и этот конструкт – субординатным.

Нормальные взаимоотношения между людьми возможны, если у них сходные конструкты.

Конструктная система не является статическим образованием, а находится в косвенном изменении под влиянием опыта, т.е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личном доминирует сознательное. Бессознательное может относится только к отдельным конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.

Конструктная система, сложившаяся у человека в течение всей жизни, содержит в себе ограничения. Однако жизнь человека не полностью детерминирована.

В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Судьба человека находится в его руках Внутренний мир является порождением самого человека. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

У каждого человека есть своя система личностных конструктов, которые делятся на два блока: блок ядерных конструктов, которые находятся в фокусе оперативного сознания; блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Целостные свойства личности являются результатом совместного функционирования обоих болков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность, когнитивно простая личность (небольшой набор конструктов).

Когнитивно сложная личность имеет следующие характеристики:

1) имеет лучшее психическое здоровье;

2) лучше справляется со стрессами;

3) имеет более высокий уровень самооценки;

4) более адаптирована к новым ситуациям.

Личность – это система организованных личнотсных конструктов, в которых перерабатывается личный опыт человека. Структура личности рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. Для оценки личностных конструктов используют тест репертуарных решеток.

 


Методические указания студентам




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.