Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Воспитательный процесс: сущность и цели

 

В настоящий период развития педагогической теории и практики наблюдается постепенное усиление положений гуманистической парадигмы, отражающееся в изучении ее положений, развитии методов сотрудничества, становлении компетентностного подхода и т.д. Все данные изменения являются свидетельством признания педагогами того обстоятельства, что воспитание наиболее эффективно тогда, когда оно строится как взаимодействие.

Для обозначения данного взаимодействия сегодня используется такое понятие, как «воспитательный процесс». Можно выделить два крупных этапа развития данного понятия в отечественной педагогике:

1. Этап доминировании обучения над воспитанием, выражавшийся в преобладании в педагогическом сознании двух концепций содержания образования:

· концепции дидактического энциклопедизма, согласно которой необходимо передать человеку как можно больший объем знаний из как можно большего количества сфер его жизни и деятельности (Я.А. Коменский «Великая дидактика»);

Полное название; «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».

· концепция дидактического формализма, согласно которой необходимо учить правильно мыслить, что возможно через организацию системы самостоятельного обучения или самообразования и что приведет к формированию у человека способности самостоятельно добывать необходимое знание.

2. Этап сближения обучения и воспитания, что выразилось в появлении понятий «учебно-воспитательный процесс», «учебный процесс», «воспитательный процесс» «педагогический процесс», «образовательный процесс» (с начала 90-х гг. 20 века).

Пришло осознание того, что важно не столько обучение как получение знаний, но воспитание потребности в получении этих знаний, желания их получать, интереса к наукам и т.д. Воспитание стало постепенно вытеснять обучение с лидерской позиции, хотя оба процесса по существу имеют сегодня равноправное положение и не рассматриваются в отрыве друг от друга (воспитывая – обучаем, обучая – воспитываем).

Воспитательный процесс – это:

1) целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, сущностью которого является создание условий для самореализации всех участников или субъектов данного процесса, а целью – обеспечение развития личностей участников и реализация ими своих качеств;

2) организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника, личности и группы, личности и социума, направленное на удовлетворение социального заказа, запросов семьи и потребностей личности в сферах духовного и физического софершенствования.

Воспитательный процесс обладает рядом признаков, среди которых:

· целенаправленность;

· планомерность;

· организованность;

· двусторонность;

· паритетность;

· целостность;

· диалектичность развития.

Воспитательный процесс как организованный, целенаправленный и планомерный осуществляется не стихийно, но в специальным образом создаваемых условиях. Такими условиями могут являться условия:

· семьи;

· общего образовательного учреждения (школа, гимназия, лицей и т.д.);

· профессионального образовательного учреждения (училища, техникума, высшего учебного заведения)

· воспитательного учреждения (ясли, детский сад, школа-интернат, исправительные учреждения и т.д.);

· учреждений дополнительного образования (клубов, секций, домов культуры и т.д.);

· учреждений культуры и спорта (театры, музеи, выставочные центры, секции, спортивные клубы и т.д.).

Иными словами, воспитательный процесс может осуществляться лишь в воспитательной системе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме | Вопрос 3. Воспитательная система: сущность и структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.