КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнение периодизаций психического развития
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
Все ведущие деятельности можно разделить на 2 группы: Первая – это те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми (это непосредственно-эмоциональное общение младенца, игра дошкольника, личностное общение подростка). Вторая – это те, виды деятельности, благодаря которым у ребёнка формируются представления о предметном мире и способах действий в нём (это предметно - манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника, учебно – профессиональная деятельность юноши).
5. Жизненный путь личности. Личностью, как известно, человек не рождается, а становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? Что я был? Что я сделал? Чем я стал? Жизненный путь личности состоит из последовательно сменяющих друг за другом фаз. Каждая из них – это качественно новая ступень в развитии личности. В ходе жизненного пути осуществляется развитие человека – личности и субъекта деятельности, а вместе с тем и индивидуальности. Совокупность таких «изменений» составляет пространственную структуру жизненного пути. Среди множества концепций жизненного пути выделяют 3 наиболее полно отражающие процесс развития человека: 1. жизненный путь – само осуществление человека (Шарлотта Бюлер); 2. мотивационные регуляторы жизненного пути человека (С.Л. Рубинштейн); 3. сенситивные периоды в жизни человека и их коды – числа Фибоначчи (В.В. Клименко). Шарлотта Бюлер установила закономерности («регулярности») в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций (мотиваций), в изменении объёма жизненной активности в зависимости от возраста. Движущей силой развития личности по Ш.Бюлер, является врождённое стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя».
* Самоосуществление – итог жизненного пути, когда ценности и цели, к которым стремится человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию. Самоосуществление достигается целеустремлённостью, благодаря творчеству, созиданию. Самоосуществление понимается как результат и как процесс, который в каждом возрасте имеет свои особенности: 1) хорошее самочувствие (0 – 1,5 года); 2),3) переживание завершения детства (12 – 18 лет); 4),5) самореализация (25-30 – 45-50 лет); 6),7) самозавершённость (65-70 – 80-85 лет). Владение жизненными целями – условие сохранения психического здоровья личности. Причиной неврозов выступают не только сексуальные проблемы (как это понимает З.Фрейд) или чувство неполноценности (по А.Адлеру), сколько недостаток направленности, самоопределения. Обретение целей жизни приводит к интеграции личности. Изучая сотни биографий разных людей, Ш.Бюлер выдвинула концепцию о фазах жизненного пути человека. Изучению в биографиях подвергались 3 аспекта: 1) внешний, объективный ход событий жизни; 2) история творческой деятельности человека; 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни. Концепция рассматривает жизненный путь человека как процесс, состоящий из пяти фаз: Первая фаза – (возраст от 16 – 20 лет) – период, предшествующий самоопределению. Он характеризуется отсутствием у индивида собственной семьи и профессиональной деятельности. Поэтому выносится за пределы жизненного пути; Вторая фаза – (с 16 – 20 до 25 – 30 лет) – период проб. Человек пробует себя в разных видах деятельности, заводит знакомства с представителями противоположного пола, ищет спутника жизни; Третья фаза – (от 25 – 30 до 45 – 50 лет) – пора зрелости. Она наступает в тот период, когда человек находит своё призвание или просто постоянное занятие, когда у него возникает собственная семья.
Периоду зрелости человека свойственны: 1) реальные ожидания от жизни; 2) трезвая оценка возможностей; 3)субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В 40 лет устанавливается самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как процесса решения задачи, т.е. подводятся первые итоги жизни и своих достижений. Четвертая фаза – (от 45 – 50 до 65 – 70 лет) – фаза стареющего человека. В этой фазе он завершает профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Для человека наступает «трудный» возраст душевного кризиса вследствие биологического увядания, сокращения времени жизни. У стареющих людей усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Завершается путь к самоосуществлению. Пятая фаза – (то 65 – 70 лет до смерти) – старость. Большинство людей оставляет профессиональную деятельность и заменяет её лобби. Ослабевают и уходят на нет все социальные связи. Эта фаза не причисляется к жизненному пути. Объединяя фазы жизни, Ш.Бюлер использует понятие типа развития. Вывод: данная концепция исходит из врождённых свойств человека к самоопределению и стремлению к самоосуществлению, которые составляют основные движущие силы развития личности. А сам жизненный путь в значительно степени представляется как результат саморазвития духа.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |