Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Общие понятия




Лекция 3 и 4 Конкуренция, реальные мировые рынки и тенденции.

 

Конкуренция считается эффективной, когда она способствует повышению эффективности всей деятельности, активизации нововведений различной природы, в том числе и технологических; повышается благосостояние эффективно работающих. Действие монополии, напротив, подрывает эффективность.

Теоретики Чикагской UСLA-школы выдвинули и последовательно отстаивают гипотезу о том, что монополии представляют собой наивысшую эффективность, а сторонники противоположного подхода доказывают, что монополия продуцирует зло.

Общие тенденции поведения фирм заключаются в том, что:

— фирмы стремятся овладеть наибольшей долей рынка (рыночная власть) для получения максимальной прибыли;

— несколько фирм стремятся взаимно контролировать другдруга, обеспечивая эффективную конкуренцию;

— фирмы, овладевшие наибольшей рыночной долей, могут получать высокие прибыли и устанавливать монопольные ограничения;

— издержки монополии могут быть возмещены большим масштабом производства или эффективным действием доминирующих фирм.

Рассмотрим основные факторы теории экономики отраслевых рынков, и, прежде всего, степень монополизации. Это понятие относительное и может быть охарактеризовано в упрощенном виде спросом на продукт фирмы (рис. 2).

Монополист может продавать значительное количество товара по достаточно высоким ценам, т.е. цена колеблется в широких пределах, спрос неэластичен (кривая 1). Для слабой монополии кривая 2 идет значительно более полого, и она существенно ниже, чем для монопольного спроса. И, наконец, кривая 3 практически параллельна оси абсцисс — неограниченный объем товара может быть продан по постоянной цене (эффективная конкуренция). Таким образом, на рынке эластичность спроса может находиться в пределах от нуля до бесконечности.

Каждый рынок может быть описан тремя категориями: структурой; режимом работы и результативностью; обычно считается, что наиболее важной категорией служит структура рынка, которая является достаточно прозрачным понятием и отражает последовательное выстраивание в ряд фирм по убыванию величины их рыночной доли как индикатора силы рынка (рис. 3).

 

Положение фирмы на рынке определяется ее рыночной долей, и оно же определяет уровень ее рыночной власти. Степень горизонтальной власти рынка обычно характеризуют суммированием долей четырех наибольших фирм, хотя внутри этой суммы складываются подчас отношения, далеко не от простого суммирования. На краю «бахромы» — хвоста распределения — минимальный размер последней фирмы определяет барьер против проникновения потенциальных конкурентов. На рынках с эффективной конкуренцией барьеры проникновения достаточно низки, поскольку наибольшая рыночная доля обычно составляет 15—20%. Гистограммы распределения рыночных долей могут быть весьма разнообразными и дают ценную информацию о

структуре рынка.

В настоящее время в экономическом анализе выделялись две основные концепции конкуренции.

Первая концепция выделяет поведение продавцов и покупателей, вторая — структуру рынка.

Конкуренция как следствие поведения продавцов может возникнуть как долговременная настолько, насколько это связано с перемещением ресурсов из отраслей с низкими прибылями в отрасли с возможностью получения более высоких

прибылей.

Структурная концепция конкуренции связана с формированием понимания конкурентного рынка как рынка с достаточно большим числом фирм, реализующих однородный продукт, при котором никакая из фирм не в состоянии существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

Для целей анализа необходимо определить шесть наиболее важных типов рынков продавца, включающих два параметра: численность продавцов и характер продукта (табл. 1).

 

Под однородностью продукта понимаются продукты, являющиеся хорошими заменителями (субститутами) с позиций массового покупателя.

Когда число продавцов переходит от одного до двух, монополия заканчивается, но невозможно точно указать, где олигополия переходит к чистой конкуренции.

Условием существования чистой конкуренции, при которой продавцы не обладают монопольной властью, является однородность продукта и значительное число продавцов и покупателей.

Если фирмы могут входить на рынок и уходить из него, а их инвестиции могут быть проданы быстрее, чем внутри рынка могут быть приняты решения относительно входа или выхода фирм с рынка, то такие рынки называются квазиконкурентными.

Степень контроля над ценами монополиста или от олигополиста зависит от размера фирмы относительно объема рынка.

Например, это может быть единственная ремонтная мастерская в небольшом городе, единственный врач или единственная (и небольшая) фирма, которая производит подавляющий удельный вес дефицитной продукции в отрасли.

И, напротив, фирма может быть колоссальной по своим размерам, но обладать небольшой монопольной властью на своих основных рынках (например, очистка и продажа углеводородного сырья).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.