Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос Критерии выделения рынка

Вопрос Определение рынков

Лекция 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНКОВ И КАТЕГОРИИ КОНКУРЕНЦИИ

Вопрос Степень и направленность конкуренции

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

— повышение качества продукции;

— снижение цен («война цен»);

— реклама;

— развитие сервиса;

— создание новых товаров и услуг с новыми потребительскими свойствами.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является «война цен». В основном ценовая конкуренция используется для вытеснения с рынка более слабых соперников или расширения сегмента на уже освоенном рынке.

Наиболее эффективной и современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара.

В настоящее время получили развитие маркетинговые исследования, целью которых является изучение запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам.

Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание потребителей. Реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы.

Недобросовестная конкуренция. Основными ее методами являются:

— экономический (промышленный шпионаж);

— имитация продукции конкурентов;

— подкуп и шантаж;

— обман потребителей;

— махинации с деловой отчетностью;

— валютные махинации;

— сокрытие дефектов и т.д.

 


 

Определение внутренней структуры рынка требует четкого указания его границ:

— продуктовых;

— пространственных;

— временных.

Отрасль — это совокупность фирм, производящих близкие по потребительским свойствам продукты по близким (родственным) технологиям. Рынок объединяется общностью удовлетворяемых потребностей, а отрасль — близостью используемых технологий и товаров. Таким образом, рынок и отрасль — понятия отнюдь не тождественные — отрасль может работать на многих рынках, производить множество близких или независимых товаров.

 

Можно определить рынок как группу покупателей и продавцов, обменивающих товары, которые могут замещаться друг другом в зоне потребительского выбора товаров. Размеры рынка определяются зоной потребительского выбора товара (рис. 10). Границы рынка могут быть определены достаточно точно как по типу продукта, так и по географическому признаку (рис. 10а). Так, в качестве товаров могут быть выделены молочные продукты, прохладительные напитки, вино, алкогольные напитки, пиво и др. Если покупатель четко дифференцирует покупки, то у рынков имеются, соответственно, четкие границы; если такой дифференциации нет, то все рассмотренные рынки представляют собой единый расширенный рынок (рис. 10б). Рынок новых автомобилей США включает частичные рынки — дорогих, по средним ценам и дешевых автомобилей, что вполне оправдано с позиций классификации этих рынков, если учитывать массовый характер дифференцированных покупок (рис. 10в).

Одним из наиболее распространенных подходов к определению границ рынка является определение перекрестной эластичности спроса ϕ, которая связывает влияние изменения цены одного товара на объемы продаж другого товара.

Если близко заменяемые товары имеют высокую положительную перекрестную эластичность то они, скорее всего, принадлежат к одному рынку. Если рост цены на товар 1 в одном географическом районе влияет на объемы продаж товара 2 в другом районе, то

эти районы, скорее всего, принадлежат к одному и тому же рынку.

Перекрестные эластичности далеко не всегда приемлемы на практике, что связано с ограниченной точностью измерений по следующим причинам.

1. Временные периоды измерения имеют большую неопределенность, связанную с влиянием случайных факторов,

2. Градация характеристик продуктов, которая может отражать значительный набор признаков

Таким образом, необходимость использования перекрестной эластичности означает требование построения временных рядов.

В качестве специфических условий рынка с позиций продукта можно назвать следующие:

— перекрестную эластичность спроса между продуктами;

— осведомленность суждений участников;

— особенности продавцов и покупателей;

— расхождение цен на продукты и независимость движения цен.

С позиций географического рынка (от местного до международного):

— территория выбора покупателем продукта;

— реальные модели покупки;

— территория перевозки груза;

— соотношение издержек перевозки и производства;

— расстояние перевозки товаров;

— отношение ввезенного и вывезенного товара на данной территории.

Многие отрасли промышленности имеют по нескольку рынков. Металлургическая отрасль имеет различные виды проката, каждый из которых практически ориентирован на определенные рынки (строительство, судостроение, транспорт и т.д.); фармацевтическая промышленность продает лекарства, специализированные по спектру лечебного действия (сердечные, желудочные, невралгические); химическая промышленность обеспечивает сотни рынков химической продукцией и т.д.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос Основные модели рынка | Прямая, параллельная плоскости
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.