Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики глобализации мировой экономики




В своей работе М.Е. Портер[2] отмечает следующие основные тенденции развития международной конкуренции.

Происходит превращение международных компаний из мультилокальных в глобальные. Это ориентирует всю мировую систему производственных и рыночных отношений на централизованную борьбу глобальной компании со своими конкурентами. Следовательно, разработка стратегии таких компаний может осуществляться только централизованно.

Потенциал для глобальной конкуренции невелик, если растет выигрыш от мировых объемов производства в тех же пропорциях, что и затраты на обслуживание (в том числе и на управление) этих объемов.

Глобальные объемы очень важны для поддержания высокого уровня инвестиций в НИОКР (фактически наукоемкие отрасли имеют тенденцию стать глобальными).

Глобальную конкуренцию отличает широта охвата различных стран отдельными частями «цепочки ценностей». Поэтому важны и конфигурация (географические распределения), и координация (организационные проблемы).

В глобальной конкуренции источниками конкурентного преимущества, связанного с географическим местоположением, является комплекс взаимосвязи четырех групп факторов («ромб Портера»):

  • условия для факторов производства;
  • состояние спроса;
  • родственные и поддерживающие отрасли;
  • устойчивые стратегия, структура и соперничество местных компаний.

В глобальной координации возникают огромные организационные проблемы (языковые и культурные различия, расстояния, тяга к автономии, стремление максимально адаптироваться к местным условиям и т.д.).

Пути решения этих проблем могут быть следующими:

  • четкое позиционирование и понятная всем глобальная стратегия;
  • признание задачи реализации глобальной стратегии в местных условиях трудной проблемой;
  • унификация информационных и учетных систем, обеспечивающая быструю корректировку оперативных решений;
  • поощрение личных контактов и обмена информацией.

Деятельность на «домашних рынках» продолжает играть важную роль основы глобального конкурентного преимущества, особенно в передаче знаний и в инновационных процессах.

Проблема углубления и трансформации этих особенностей глобальной экономики рассмотрены в работе М. Кастельса[3]. Приведем его определение глобальной экономики: «это экономика, в которой ключевые компоненты имеют институциональную, организационную и технологическую возможность работать как единое целое в реальном времени в мировом масштабе». к числу этих ключевых элементов он относит: финансовую глобализацию, глобализацию рынков товаров и услуг, информатизацию на основе глобализации сетей, стирание границ в мире науки и технологий. Все это происходит на фоне явного ослабления роли государственного регулирования и делает фирмы, а не страны, реальными торговыми агентами.

Глобализация характеризуется системной интеграцией мировых рынков и региональных экономик, всех сфер человеческой деятельности, в результате чего наблюдается ускоренный экономический рост, ускорение внедрения современных технологий и методов управления. При этом изменения, вызываемые процессами интеграции экономик, носят глубинный характер, затрагивают все сферы деятельности человека, ставят задачу приведения к соответствию социальных параметров развития общества, его политической структуры, технологий макроэкономического управления. в современном процессе интеграции национальных (и региональных) экономик в единое мировое хозяйство имеется ряд различий и особенностей по сравнению с тем, что происходило в недавнем прошлом:

  1. 1. Прежде всего, большая часть мира не участвовала в глобальной экономике начала нашего века. Сегодня большее, чем когда-либо ранее, количество стран открыли свои границы для торговли, финансов, инвестиций и информации. не только развитые, но и развивающиеся страны проводят реформирование своих экономик.
  2. 2. Если в начале столетия глобализация была вызвана сокращением транспортных расходов, то в настоящее время она обусловлена снижением стоимости средств коммуникации.
    Революционные изменения произошли и в области глобальных средств коммуникаций и в становлении «информационного общества». Интернет — самое быстро растущее средство коммуникации за всю историю цивилизации. Число пользователей Интернетом во всем мире ежегодно возрастает примерно на 100 млн человек и вскоре достигнет более 400 млн человек. Эти изменения неминуемо произведут в экономике не меньший преобразовательный эффект, чем произвела в свое время промышленная революция. Элементы таких преобразований уже сейчас четко видны — происходит электронная торговля не только предметами общего потребления, но и акциями предприятий. По прогнозам, свыше 50% торгово-промышленных компаний США будут вести обслуживание клиентов и выставлять счета через Сеть.
    Дешевая и эффективная сеть коммуникаций позволяет фирмам размещать различные составляющие производств в разных странах, сохраняя при этом прямые организационные и информационные контакты, непосредственное управление товарными и финансовыми потоками.
    Современные информационные технологии также уменьшили необходимость физических контактов между производителями и потребителями и позволили некоторым услугам, которые ранее невозможно было продать на международных рынках, стать объектом торговли. При этом значительно (в разы) сокращаются и издержки обслуживания оборота товаров и услуг.
  3. 3. Хотя чистый оборот мирового капитала может быть меньше, чем в прошлом, валовые международные финансовые потоки стали намного больше. Например, ежедневный оборот иностранной валюты в мире возрос с 15 млрд дол. в 1973 г. до 1,7 трлн дол. в 2000 г.
    в течение последних 25 лет рынки капитала стали мировыми (глобальными) рынками, отражающими финансовую сторону обмена товарами и услугами. Возросший объем международных торговых сделок потребовал и увеличения денежного оборота. По данным Всемирной торговой организации (ВТО) в целом рост мировой торговли в 1999 г. остался на уровне предыдущего 1998 г. и составил 4,5%. Объем торговли товарами увеличился на 3,5% и достиг 5,46 трлн дол., а торговля услугами выросла на 1,5% (1,34 трлн дол.).
    в невиданной до сих пор мере международный рынок капиталов служит полем для вложений профессиональных инвесторов (инвестиционных и пенсионных фондов) и частных владельцев капитала. в среднем только 15% сделок на валютном рынке связано с экспортом, импортом и долгосрочным оборотом капитала. Остальные носят чисто финансовый характер.
    Кроме того, рынки капиталов долгое время являлись классическими национальными рынками. Они ограничивались рамками национальных валют, которые к тому же были фиксированными благодаря системе твердых обменных курсов и защищались рядом правил. Эта система кардинально изменилась с переходом к гибкому обменному курсу (1973 г.) Сегодня рынки капиталов все больше приобретают характер глобальных и межнациональных.
  4. 4. В настоящее время около 20% продукции мировой экономики производится филиалами транснациональных корпораций. Треть мировой торговли приходится на сделки между базовыми компаниями и их зарубежными филиалами и еще одна треть — на торговлю между компаниями, входящими в транснациональные стратегические союзы. ООН насчитывает 35 тысяч транснациональных субъектов с 150 тысячами филиалов. Все более существенным в развитии процесса глобализации становится фактор транснационализации с очевидной ориентацией корпораций на информационный рынок и рынок передовых технологий.
  5. 5. В последние годы для каждого предпринимателя мира, инвестора появляется все большая возможность защитить себя от риска неожиданных и резких изменений курсов валют и ставок процента и быстро приспособиться к неожиданным финансовым шокам типа нефтяного или объединения двух Германий, а также гарантировать некоторую финансовую дисциплину для государства, препятствуя проведению правительствами инфляционной политики и политики наращивания государственной задолженности. в условиях господства рыночных отношений в глобальном измерении государства вынуждены осуществлять более разумную экономическую стратегию.
  6. 6. Сбережения и инвестиции размещаются более эффективно. Благодаря этому бедные страны, очень нуждающиеся в инвестициях, находятся не в столь отчаянном положении. Вкладчики не ограничены своими внутренними рынками, а могут искать по всему миру те благоприятные инвестиционные возможности, которые дадут самые высокие прибыли. Инвесторы имеют более широкий выбор для распределения своих портфельных и прямых инвестиций.
  7. 7. Наконец экономическая глобализация происходит наряду с революцией в технологических процессах, которые в свою очередь служат причиной значительных сдвигов в иерархии наций. Место страны в современном мире сегодня больше определяется качеством человеческого капитала, состоянием образования и степенью использования науки и техники в производстве. Изобилие рабочей силы и сырьевых материалов все меньше можно расценивать как конкурентное преимущество — в соответствии с тем, как снижается доля этих факторов в создании стоимости всех продуктов.

Обобщив эти и ряд других наблюдений, можно сказать, что современная глобализация характеризуется системным сдвигом в динамике мировой экономической системы. Если раньше успех предпринимательства зависел больше от классической комбинации факторов производства, то сегодня этот успех в значительной степени определяется сложной (нелинейной) комбинацией элементов знаний, интеграцией данных факторов и технологий, объединением капитала, информационных и интеллектуальных ресурсов.

При возросшей информативной зависимости предпринимательство все менее привязано к какой-либо стране или территории, а обращение к инновациям и инвестициям становится важнейшим условием успеха.

Таким образом, можно выделить следующие основные характерные черты современной глобализации:

  • создание единого мирового информационного пространства;
  • усиливающаяся финансовая и инвестиционная централизация, с помощью чего формируются, накапливаются, выделяются и используются кредитные и инвестиционные ресурсы;
  • растущее значение информации, новых технологий, инноваций, знаний и экспертов;
  • непрерывное расширение глобальной олигополии;
  • рост слоя транснациональных предприятий, создание транснациональной экономической дипломатии;
  • интенсификация мировой торговли и обслуживающего ее капитала, несмотря на рост господства последнего над производством и торговлей;
  • тенденция к конвергенции механизмов и инструментов управления производственными процессами.

В ближайшие годы процесс глобализации будет характеризоваться следующим:

  • интеграцией экономического и информационного развития экономик, созданием единого информационного и инвестиционного пространств;
  • интеграцией рынков, систем управления рынками и производственными системами;
  • опережающим развитием информационных и телекоммуникационных технологий;
  • созданием новых инвестиционных технологий, опирающихся на достоверное информационное обеспечение, жесткую нормативно-правовую регламентацию инвестиционных решений на международном, межгосударственном уровнях;
  • использованием высоких технологий во всех сферах жизни и производства, что вызовет необходимость коренного переоснащения материально-технической базы всех видов деятельности человека и приведет к существенным изменениям образа жизни и мыслей человека;
  • гармоничным, сбалансированным развитием инфраструктуры инвестиционного рынка, интеграцией функций и инструментов инвестиционных институтов;
  • унификацией, канонизацией инвестиционного законодательства, созданием межгосударственных соглашений в области инвестиций и управления капиталом, усилением его влияния на инвестиционные процессы;
  • возможностью перемещения капитала в любую страну, которая предлагает более выгодные условия для инвестиций.

Стремительное изменение мировой экономики требует рассмотрения ряда общих проблем, таких как:

  • регионализм, международная торговля и мультинациональное размещение фирм;
  • теоретические основы интернационального предпринимательства;
  • сети и альянсы как институциональная основа предпринимательства;
  • будущие тенденции глобализации;
  • пути интернациональной передачи технологий;
  • организационные формы глобального предпринимательства;
  • роль интеллекта в управлении глобальным бизнесом;
  • конкурентное мышление и бенчмаркинг на практике.

По М. Портеру, конкурентоспособность нации зависит от следующих факторов:

  • способности промышленности конкретной нации вводить новшества и модернизироваться;
  • осознания того факта, что основа конкурентной борьбы все более смещается в сторону создания и освоения знаний;
  • способности компании добиваться конкурентных преимуществ посредством инноваций;
  • осознания создания конкурентных преимуществ посредством инноваций;
  • осознания того, что существует только одна возможность удержать достигнутые конкурентные преимущества — постоянно их совершенствовать;
  • наличия четырех атрибутов конкурентного преимущества («правила ромба»);
  • правильного подхода к глобализации путем избирательного использования источников преимуществ в ромбах других стран;
  • способности извлечения преимуществ из исследований, проводимых за границей, для чего компания должна иметь высококвалифицированных специалистов и формировать высокий уровень собственной исследовательской деятельности;
  • понимания того, что конкурентные преимущества приходят в результате длительных улучшений (а не защиты сегодняшних секретов).

Таким образом, Портер однозначно соотносит конкурентные преимущества компании и ее способность к проведению и внедрению инноваций, т.е. к организации инновационного бизнеса как ключевого фактора успеха в глобальной конкуренции.

Российский экономист г.Я. Гольдштейн исследовал конкурентоспособность десяти достаточно влиятельных на мировом рынке стран (Великобритании, Германии, Дании, Италии, Кореи, Сингапура, США, Швейцарии, Швеции и Японии). он ставит под сомнение устоявшиеся объяснения конкурентоспособности нации:

  • макроэкономические (низкий бюджетный дефицит и ставка банковского кредита — в Южной Корее все наоборот);
  • дешевизна местного труда в экспортных отраслях (не так в Германии, Швейцарии, Швеции);
  • избыток природных ресурсов (не так в Южной Корее и Японии);
  • государственное вмешательство в экономику (в Италии и на Тайване все наоборот).

Единственное разумное объяснение конкурентоспособности отдельных наций по г.Я. Гольдштейну заключается в наличии в этих странах фирм, сумевших использовать свои отличительные преимущества для создания конкурентных. Наиболее перспективный метод достижения подобных преимуществ — инновационная деятельность и, особенно, ее стратегический аспект. Такой мировой опыт может использоваться и в России. Роль государства при этом должна заключаться:

  • в экономическом стимулировании инновационной деятельности при четком ранжировании отдельных работ;
  • в своевременной защите прав интеллектуальной собственности;
  • в организационной помощи при внедрении наиболее значимых в государственном плане работ (например, организацией соответствующего программно-целевого планирования).

Данное утверждение хорошо коррелирует с мыслью М. Кастальса о том, что главными торговыми единицами на мировом рынке становятся фирмы. Хотя они решают задачу оптимального глобального географического местоположения, деятельность на «домашних рынках» продолжает играть важнейшую роль в получении конкурентных преимуществ. Это объясняется следующими обстоятельствами:

  • существуют большие различия в условиях экономической деятельности на локальных рынках;
  • ведущие мировые конкуренты в каждой из отраслей сосредоточены, как правило, в одной или двух странах-метрополиях;
  • «критическая масса» деятельности (особенно ее мозгового центра) глобальных компаний обычно концентрируется в одном месте.

Глобальные стратегии могут расшатать конкурентное преимущество «домашней базы» с помощью рассредоточения деятельности, создания доступа к другим рынкам, привлечения специалистов новых профессий и новых технологий. Но, чтобы все это сработало, необходима координация, которая может осуществляться в основном из страны-метрополии. Таким образом, следует говорить не об исчезновении при глобализации роли местоположения, а о существенной ее модернизации.

В этом случае все, что рассмотрено в пункте 4 о стратегических аспектах управления инновационным бизнесом, не теряет своего значения в условиях глобализации бизнеса, а лишь требует определенной корректировки и переосмысления. Так, М. Портер указывает на использование в глобальной конкуренции следующих нестандартных решений:

  • использование важнейших инвестиционных процессов с нулевой или даже отрицательной рентабельностью инвестиционного капитала;
  • широкое разнообразие целей финансовой деятельности в различных зарубежных дочерних компаниях;
  • проектирование ассортимента изделий с завышенной прочностью и продажа их по заниженным ценам;
  • интегрирования глобальной конкуренции и маркетинга на частных рынках;
  • роль интеллекта в управлении глобальным бизнесом;
  • смыкание экономики и социологии в стратегическом менеджменте;
  • глобализация малого бизнеса.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.