Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о биологической и культурной эволюции

Существуют различные представления о структуре личности.

Так, З. Фрейд выделял в ней бессознательное (ид), сознательное (эго) и продукт культуры (суперэго).

В психологии обычно выделяют 5 основных аспектов личности:

− телесное или физическое Я;

− социальное Я, которое выражается в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций;

− психологическое Я – представление человека о самом себе;

− экзистенциальное Я − представление о себе как центре инициативы (активности или пассивности);

− оценочное Я (самооценка).

Для социологии наиболее важны социальные качества личности. Социальные качества личности – это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определённым образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах.

Наиболее значимые социальные качества личности таковы:

Самосознание − выделение индивидом самого себя из окру­жающей социальной среды, осознание себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними.

Самооценка − оценка личностью самой себя, своих возмож­ностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки − регуляция поведения личности. Но раз самооценка перерастает в регуляцию, значит она способна привести к самокоррекции личностью своих поступков.

Активность − способность личности производить самостоя­тельно, энергично и интенсивно социально значимые действия, про­являющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдель­но от них совершаемых) делах, в творчестве.

Интересы − постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности, подталкивающей ее к более глубокому оз­накомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями.

Направленность − совокупность устойчивых мотивов, ори­ентирующих деятельность личности, независимо от социальных си­туаций, в которых она находится, её устремлённость к достижению вполне определённой цели.

Убеждения − личностные социально-психологические по­требности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действитель­ности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеа­лами, принципами, взглядами, мировоззрением.

Установка − социальная характеристика личности, выра­жающая её готовность к активной деятельности в определённой жиз­ненно важной для неё сфере социальной действительности − в эконо­мической, политической, научной и т.п.

Ценностная ориентация − совокупность социальных ценно­стей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов соци­ального поведения человека.

Идентичность − социальное качество, являющееся результа­том сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путём избира­тельного и внутренне согласованного движения потоков информации о нём самом как единстве личностного и социального, раскрывающе­гося во взаимодействиях с другими личностями и общностями. Иден­тичность выступает в качестве проявления и результата идентифика­ции − процесса отождествления личностью самой себя с определён­ной этнической, политической, территориальной, языковой, религи­озной и т.п. общностью (Я − белорус, Я − студент, Я − витебчанин, Я − христианин и т.п.).

Социальные качества представляют в своей совокупности слож­ную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в посто­янном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целост­ная, динамически развивающаяся система социально значимых ка­честв, характеризующих человека как субъекта социальных отноше­ний и социальной деятельности.

 

2)

 

 

3)

Процесс вхождения человека в общество является очень сложным. Однако его можно условно представить в виде трёх фаз.

1. На фазе становления происходит активное усвоение действующих в общности норм и овладение принятых в ней формами и средствами деятельности. Человек, всту­пая в общность, как бы приносит с собой в группу всё, что составляет его индивидуальность. Кроме того, чело­век не сумеет проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учеб­ные, производственные) и овладеет теми приемами и сред­ствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. Дело в том, что пока он не усвоит эти нормы, он будет оставаться вне группы, которая не будет его пони­мать; лишь действуя в соответствии с принятыми в груп­пе стандартами, он сможет быть оценённым в ней.

2. На стадии борьбы человек осуществляет активный поиск средств и способов для обозначения своей индивиду­альности. Она закономерно возникает вследствие обостре­ния противоречий между достигнутым результатом адап­тации, то есть теми приобретёнными качествами, которые делают человека таким же, как все, и не удовлетворенной потребностью в проявлении своей индивидуальности.

3. Стадия компромисса возникает в результате актив­ных поисков «золотой середины», которая позволяла бы и реализовывать стремление человека быть особенным, индивидуальным, и тем фактом, что общность соглашает­ся принять, одобрить и культивировать только те демон­стрируемые им индивидуальные особенности, которые со­ответствуют её ценностям, стандартам, способствуют ус­пеху совместной деятельности.

Эта классификация может быть полезной и при описа­нии социализации − процесса усвоения человеком норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Дело в том, что в самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в социальную среду и интеграции в ней. Социальная среда в данном случае − это не что иное, как общество в целом. И дей­ствительно, поначалу ребёнок усваивает язык, нормы и обычаи совершенно некритично, не оценивая и не заду­мываясь о том, хороши ли они или плохи, и что они ему дадут. Лишь затем он начинает сопротивляться, не же­лая подчиняться этим нормам. Со временем он приходит к определённому компромиссу между подчинением и со­противлением, причем этот компромисс у каждого чело­века свой. А потому можно говорить, что любой человек в процессе социализации проходит три указанных этапа.

Можно указать по крайней мере три типа конечного компромиссного состояния, к которым может приходить отдельный человек, устанавливая окончательные отношения с обществом: бегство от общества, борьба и адаптация.

Бегство от общества, когда человек не в силах обре­сти свободу среди людей. В этом случае человек может уйти в себя, создать богатый (или не очень) внутренний мир, к которому никто не будет иметь доступа и в котором он будет реали­зовывать себя.

Отношения борьбы, когда человек утверждает свою свободу и для этого бесстрашно вступает в конфликт с обществом, стремясь добиться своих целей во что бы ни стало. Этот путь очень сложен и опасен, он чреват тем, что человек может утратить все другие человеческие ка­чества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство.

Адаптация к обществу, когда человек адаптируется к миру, отказываясь от своего стремления обрести свобо­ду, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в измененной форме. В случае положительного развития событий человеку удается найти компромисс, равновесие между собственной свободой и требованиями общества.

Социологи выделяют несколько типов личности:

Модальная личность − это наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определённой культуре, доминирующей в данном обществе. Модальную личность имеют в виду, когда гово­рят о «типичном» американце, белорусе или предпринимателе. Ти­пичного белоруса обычно представляют толерантным, с уважением относящимся к людям других наций, культур, религий и т.п., «памяркоўным»: неторопливым в суждениях и выводах, обладающим упорством и др.

Базисная личность − это тип личности, нормативный для данного типа культуры или социального слоя. Когда говорят о «под­линном интеллигенте», имеют в виду такие базисные черты, как ду­ховная развитость, совестливость, богатство эмоциональной сферы, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.п.

Маргинальный тип личности − человек, поставленный усло­виями жизни общества или жизненными обстоятельствами на грань двух культур или жизненных стереотипов, с первым из которых он уже порвал или пытается порвать, а во второй еще не полностью включился.

Реактивная личность − такой тип личности, которая в своих основных чертах и поступках зависит от разнообразных внешних влияний, из которых оказывается не в состоянии выделить наиболее существенные, важные; вследствие этого чаще всего «плывёт по тече­нию», а в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства.

Проактивная личность − тип личности, способной в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную ли­нию поведения, меньше испытывать на себе влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и на внешние обстоятельства, до­биваясь собственных целей в жизни. Такого человека обычно не пу­гают трудности, он готов их преодолевать.

Криминальная личность − широко распространённый в кри­зисных и переходных состояниях развития общества тип человека, знающего, как правило, основные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду личных корыстных устремлений, готово­го пойти на преступление ради достижения целей, как правило, амо­ральных, антиобщественных.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Личность как система. Процесс социализации личности | Лекция 4. Церковно-государственная помощь в XIV – XVII вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.