Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовое обеспечение свободных экономических зон в украине и перспективы их функционирования

Классификация свободных экономических зон

Существуют разные подходы относительно классификации СЭЗ. Наиболее удачной, обоснованной и такой, которая учитывает больше всего критериев зонирования и отображает наиболее существенные черты СЭЗ, является классификация, предложенная д.э.н. О. С. Чмир. Согласно ей, свободные экономические зоны разделяются на отдельные типы в зависимости от географии расположения, характера объекта зонирования, взаимодействия с позазональной экономикой, масштабами и значимостью разрешимых проблем, функциональной направленностью.

Свободные экономические зоны

- Расположение относительно государственных границ:

- внешние;

- внутренние

- Характер зонирования:

- локальные (точечные);

- комплексные

- Принцип организации:

- территориальные;

- организационно-хозяйственные

- Характер взаимодействия с позазональной экономикой:

- интеграционные;

- анклавные

- Национальная принадлежность:

- однонациональные;

- многонационгальные

- Масштаб и значимость разрешимых проблем:

- общегосударственного значения;

- регионального (местного) значения

- Функциональная направленность:

- внешнеторговые (свободные таможенные зоны, беспошлинные зоны, зоны пограничной торговли);

- торгово-производственные (экспортопроизводственные, импортопроизводственные, технико-экономического развития);

- научно-технические (инновационные центры, научно-производственные парки);

- туристическо-рекреационные (туристические, рекреационные, комплексные);

- оффшорные (банковские, страховые, торговые, инвестиционные, транспортные)

Остановимся на основных видах свободных экономических зон.

Внешнеторговые зоны – часть территории государства, где товары иностранного происхождения могут храниться, покупаться и продаваться без уплаты пошлины и таможенных сборов или с их отсрочкой. Эти зоны создаются с целью активизации внешней торговли (импорт экспорт, транзит) за счет предоставления таможенных льгот, услуг относительно хранения и перевалки грузов, предоставления в аренду складов, помещений для выставочной деятельности, а также услуг относительно доработки, сортировки, упаковки товаров и т.п. Формы их организации: свободные порты («порто-франко»), свободные таможенные зоны (зоны франко), таможенные склады.

Зоны пограничной торговли – часть территории государства на границе с соседними странами, где действует упрощенный порядок пересечения границы и торговли.

Торгово-производственные (комплексные производственные) зоны – часть территории государства, на которой вводится специальный (льготный налоговый, валютно-финансовый, таможенный и т.п.) режим экономической деятельности с целью стимулирования предпринимательства, привлечения инвестиций в приоритетные отрасли хозяйства, расширения внешнеэкономических связей, заимствования новых технологий, обеспечения занятости населения. Они могут иметь форму экспортных производственных зон, где развивается в первую очередь экспортное производство, ориентированное на переработку собственного сырья и преимущественно сборочные операции, и импортоориентированных зон, главная функция которых – развитие импортозамещающих производств, а также технико-экономического развития.

Научно-технические зоны – СЭЗ, специальный правовой режим которых ориентирован на развитие научного и производственного потенциала, достижение нового качества экономики через стимулирование фундаментальных и прикладных исследований, с последующим внедрением результатов научных разработок в производство. Они могут существовать в форме региональных инновационных центров – технополисов, районов интенсивного научного развития, высокотехнологических промышленных комплексов, научно-производственных парков (технологических, исследовательских, промышленных, агропарков), а также локальных инновационных центров и опорных инновационных пунктов.

Туристическо-рекреационные зоны – свободные экономические зоны, которые создаются в регионах, имеющих богатый природный, рекреационный и историко-культурный потенциал, с целью эффективного его использования и сохранения, а также активизации предпринимательской деятельности (в том числе с привлечением иностранных инвесторов) в сфере рекреационно-туристического бизнеса.

Банковско-страховые (офшорные) зоны – это зоны, в которых вводится благоприятный режим осуществления банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов. Офшорный статус предоставляется банковским и страховым учреждениям, которые были созданы при участии только нерезидентов и обслуживают только ту их предпринимательскую деятельность, которая осуществляется за пределами Украины.

Согласно статьи 3 Закона Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», на территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и т.п. Кроме вышеупомянутых, в Украине могут создаваться СЭЗ других типов, а также комплексные специальные (свободные) экономические зоны, которые соединяют в себе черты и элементы зон разных типов.

Правовое регулирование свободных экономических зон в Украине осуществляется путем принятия законов и других актов Верховной Радой Украины, издания Указов и распоряжений Президентом Украины, принятия нормативных актов правительства (декретов, постановлений, и т.п.), а также создания механизмов их реализации и контроля. Законы и другие нормативные акты определяют объекты регулирования, содержание регулирования, ответственность юридических и физических лиц за их невыполнение. Законы осуществляют функцию долгосрочной государственно-правового регулирования, а указы, нормативные акты, как правило, – краткосрочного или оперативного.

Пакет законов, которые регулируют СЭЗ в Украине практически уже наработан. Однако нужно отметить, что процесс разработки имеющейся нормативно-правовой базы происходил несколько безсистемно. Принятые законы быстро изменяются. Нормативные акты часто противоречат друг другу, что осложняет их использование. Поэтому для Украины проблема создания более дееспособной нормативно-правовой базы регулирования СЭЗ остается актуальной и в настоящее время.

Правовой режим СЭЗ в Украине определяется, в первую очередь, Законом Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» от 13 октября 1992 г. № 2673-XII.

Создание каждой отдельной специальной (свободной) экономической зоны в Украине регулируется отдельными законами. В частности:

- Закон Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области» от 24.12.1998 г. № 356-ХІУ (создание СЭЗ «Азов» и «Донецк»);

- Закон Украины «О специальной экономической зоне «Яворив» от 15.01.1999 г. № 402-ХІУ;

- Закон Украины «О специальной экономической зоне туристическо-рекреационного типа «Курортополис Трускавец»» от 18.03.1999 г. №514-ХІУ;

- Закон Украины «О специальной экономической зоне «Славутич» от 03.06.1999 г. № 721-ХІУ;

- Закон Украины «О специальной (свободную) экономической зоне «Порто-франко» на территории Одесского морского торгового порта» от 23.03.2000 г. № 1607-ІІІ;

- Закон Украины «О специальной экономической зоне «Рени» от 23.03.2000 г. № 1605-ІІІ;

- Закон Украины «О специальной экономической зоне «Николаев» от 13.07.2000 г. № 1909-ІІІ;

- Закон Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне «Порт-Крым» в Автономной Республике Крым» от 21.12.2000 г. №2189-ІІІ;

- Закон Украины «О специальной экономической зоне «Закарпатье» от 22.03.2001 г. за № 2322-ІІІ.

На свободную экономическую зону, в частности, распространяются положения конвенций Международной организации труды, ратифицированные Украиной. Предприятия, которые действуют в специальной (свободной) экономической зоне, должны придерживаться принципов трехсторонней декларации Международной организации труда о многонациональных предприятиях и социальной политике. Законодательные акты о создание каждой специальной (свободной) экономической зоны определяют конкретные требования, которые вытекают из положений отмеченных конвенций и принципов упомянутой декларации. Основные льготы, которые предоставлялись инвесторам на территориях специальных (свободных) экономических зон Украины, приведены в табл. 1.

 

Основные льготы, которые предоставлялись инвесторам на территориях специальных (свободных) экономических зон Украины

Название СЭЗ Режим специальной таможенной зоны Освобождение от налогообложения прибыли Освобождение от налогообложения инвестиций Освобождение от уплаты ввозной пошлины и НДС Освобождение от обязательной продажи поступлений в ин. валюте Освобождение от платы за землю Освобождение от уплаты сборов в бюджет
«Азов» + Ставка – 20% + + + (период освоения участка) +
«Донецк» + Ставка – 20% + + + (период освоения участка) +
«Закарпатье» + Ставка – 20% + +
«Яворов» + (5 лет), следующие – 50% + (5 лет) + (3 года), следующие – 50% действующей ставки +
«Автопорт «Краковец» + + (5 лет), следующие – 50% + + (3 года), следующие – 50% действующей ставки +
«Славутич» + (3 года), с 4 по 6 год – по 50% действующей ставки + + (5 лет) + + (3 года), с 4 по 6 – по 50% действующей ставки +
«Курорто-полис «Трускавец» + (3 года), с 4 по 6 год – по 50% действующей ставки + + + + (период освоения), следующие 10 лет – 50% действующей ставки
«Порто-франко» + +(3 года), с 4 по 6 год – по 50% действующей ставки + +
«Рени» + ставка – 20% + + +
«Порт Крым» + ставка – 20% + + + (5 лет) +
«Интерпорт Ковель» + ставка – 20% + + (5 лет) +
«Николаев» + (только территория судо-строительных заводов) + (3 года), с 4 по 6 год – по 50% действующей ставки, с 4 по 10 год – реинвестиция + + (5 лет) + + (5 лет)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цели создания СЭЗ | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.