Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая социология

 

План лекции:

 

  1. Предметная область экономической социологии
  2. Этапы становления экономической социологии, и основные теоретические направления экономической социологии
  3. Основные направления исследований в области экономической социологии

 

  1. Предметная область экономической социологии

 

На прошлой лекции рассматривались трудовые конфликты, как один из аспектов трудовых отношений, относящихся к предмету социологии труда. Но трудовые отношения являются частью социально-экономических отношений, которые выступают в качестве объекта экономической социологии и включают в себя поведение людей в сфере экономики. Труд выступает общей частью объекта как социологии труда, так и эк. социологии. В социологии труда труд представляет интерес в той мере, в которой проявляется в производственных отношениях, как отношениях, возникающих по поводу производства, потребления, распределения материальных благ, и характеризуется преобразованием субъекта труда, т.е. самого человека. В экономической социологии трудовая деятельность является составной частью экономической деятельности, когда любое экономическое действие рассматривается как часть социального.

Экономическая социология относится к отраслевому социологическому знанию, и представляет собой теорию среднего уровня наряду с такой отраслью как социология труда.

Экономическая социология носит междисциплинарный хар-р, так как находится на стыке экономики и социологии. В связи с этим при определении предметной области той или иной научной дисциплины возникает вопрос о границах науки. Так экономика изучает экономического человека, главная характеристика которого – максимизация полезности. Т.е. изучается все то, что связано с поведение людей в экономической сфере. Но экономическое поведение - одна из форм социального поведения человека в об-ве. Поэтому возникает необходимость изучения социологического человека, главная характеристика которого иррациональность поведения с точки зрения экономики, то есть в своем поведении он руководствуется прежде всего неэкономическими мотивами, а собственными ценностями, установками и принятыми в обществе нормами.

Пример: Покупка дорогого костюма мужу. С позиции экономического человека это действие основано, прежде всего, на максимизации полезности, в том смысле, что дорогой костюм прослужит дольше, чем обычный, так как сделан из хорошего, качественного материала, а следовательно не нужно будет тратиться на покупку нового в ближайшее время. С позиции социологического человека это действие основывается на представлении о том, что в данной социальной группе, к которой относится этот человек, принято ходить в дорогих костюмах, это является показателем определенного статуса, т.е. при выборе костюма стремятся следовать существующим нормам.

С выделением эк. социологии как самостоятельной отрасли возникает модель экономсоциологического человека. При этом если экономический и социологический человек в основании своем противоположны и представляют собой крайние полюса, то экономсоциологический человек не просто находится между ними, а находится в постоянном движении, склоняясь то к одному, то к другому, хотя в основе этой модели лежит социологического понимание действительности.

Попробую теперь дать исходную формулировку предмета экономической социологии, определяя его в духе М. Вебера: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. Напомним, "экономическое действие" представляет собой осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей. А "социальное действие" - это форма деятельности, которая внутренне мотивирована и ориентирована на действия других людей.

Пример: экономическим действием будет брак по расчету, с целью получения какой-либо выгоды, социальным действием – брак по любви.

Эк. социология изучает эк. действия, учитывая, что у экономического агента существуют ценности, установки, не носящие экономического характера.

Пример: Поведение при покупке товаров на рынке и в супермаркете. Каждый руководствуется своими мотивами при выборе места покупки одного и того же товара. Покупка товара – экономическое действие, осуществляемое в определенной социальной среде. Так, согласно существующим нормам на рынке можно договориться о цене товара, в то время как в супермаркете такой практики нет. При этом выбор места покупки во многом определяется не только материальным фактором, но и личными установками, ценностями.

Д.з. составить таблицу, в которую необходимо занести характеристики каждой модели: экономический, социологический, экономсоциологический человек.

Эк. социология стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, предметной областью эк. социологии является изучение:

  • экономических действий различных социальных групп как части социального действия;
  • экономических институтов в их взаимосвязи с социальными институтами;
  • социальных следствий экономических процессов, и их влияние на характер социальной стратификации общества;
  • личности как носителя определенных типов экономического сознания и экономической культуры.
  1. Этапы становления экономической социологии, и основные теоретические направления экономической социологии

 

Итак, мы рассмотрели предметную область эк. социологии, теперь рассмотрим этапы становления данной научной дисциплины.

Парадокс эк. социологии заключается в том, что эта дисциплина и старая, и молодая одновременно. Так, с одной стороны, она имеет давнюю историю, уходящую как минимум в начало 19 века, когда первые развернутые системы понятий были предложены классиками социологии (М.Вебером). С другой стороны, превращение эк.социологии в целостное направление – явление не столь далекого прошлого. Долгое время она существовала под другими именами, а ее развитие шло по ряду разнородных направлений (индустриальная соц-ия, теория организаций, эк.антропол-ия, социальная стратификация и др.), к-рые, как правило, не идентифицировали себя с эк. соц-ией как таковой.

Так как эк. соц-ия носит междисциплинарный хар-р и возникает на стыке и экономики и социологии, то этапы развития эк. соц-ии можно рассмотреть сквозь призму этапов становления этих 2 наук:

  1. Период первоначального синтеза (конец XVIII - середина XIX века)

Классический этап в политической экономии (от А. Смита до Дж.С. Милля) сопровождается становлением соц-ии как «позитивной науки» (О. Конт). Экономические вопросы социологией не рассматриваются. Проблемами экономической социологии занимаются неклассические экономисты (социалисты, старая немецкая историческая школа, Ф. Лист). Между экономической теорией и эк. соц-ией еще отсутствуют четкие границы, происходят произвольные междисциплинарные переходы и заимствования.

  1. Период профессионального расхождения (конец XIX - начало XX века).

Начинается неоклассический этап в экономической теории (австрийская школа, А. Маршалл). Происходит обособление экономики как профессиональной отрасли знания, создание ее рабочего аппарата. Одновременно закладываются классические основы экономической социологии (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Несмотря на попытки синтеза наук (М. Вебер со стороны социологии, Й. Шумпетер со стороны экономической теории), тенденция к методологическому и профессиональному размежеванию оказывается сильнее.

  1. Период взаимного игнорирования (1930-е - середина 1960-х годов XX века).

Время зрелости экономической теории, разделение ее основных отраслей (макро- и микроэкономика), теоретических направлений. Оформление эк. соц-ии как профессиональной отрасли, создание ее рабочего аппарата (Т. Парсонс). Ни экономисты, ни социологи по большому счету не интересуются тем, что происходит в соседнем лагере, и редко вторгаются в чужие области.

  1. Период "экономического империализма" (середина 1960-х - 1980-е годы).

Экономическая теория переживает пору кризиса, связанную с частичным пересмотром теорий. Осуществляются попытки экспансии в смежные области социальных наук (Г.Беккер, К. Эрроу и др.). Между тем экономическая социология вступает в период профессиональной зрелости. Появляется "новая экономическая социология" (М. Грановеттер) и "социо-экономика" (А. Этциони).

  1. Этап "социологического империализма" (1990-е годы).

Происходит переоформление экономической теории. Реинтерпретация экономических концепций и категорий со стороны экономической социологии.

Таким образом, экономическая теория и экономическая социология проходят через сходные этапы, однако вторая отстает от первой на один условный шаг, т.е. каждый раз находится на предшествующем этапе.

Наиболее активное развитие и институционализация эк. соц-ии началось - в 1980-90-е годы.

Основные теоретические направления эк. соц-ии:

• социология рационального выбора (Дж. Коулмен)

Социальная среда, социальная ситуация структурируют альтернативы, стоящие перед индивидами или группами, и оказывают решающее влияние на принимаемые ими решения.

• сетевой подход (Х. Уайт, М. Грановеттер)

Современное хозяйство представляет собой совокупность социальных сетей — устойчивых связей между индивидами и фирмами. Экономические отношения тесно переплетаются с социальными.

• новый институционализм (П.Димаджио, У.Пауэлл, Н.Биггарт, Н.Флигстин)

Рассматривает сети через институты. Под институтами здесь понимаются не абстрактные нормы и ценности, которые ранее в социологии часто выдавались за побудительные мотивы действия, а формальные и неформальные правила. Они регулируют практики повседневной деятельности и поддерживаются этими практиками.

• культурно-исторический и этнографический подходы (М.Аболафия, В.Зелизер).

Тоже уделяют внимание сетевым связям и институтам, но погружают их в контексты привычек, традиций, культурных навыков. Сама рациональность действия выступает здесь как локальная культурная форма.

О специфике каждого из этих направлений вы мне подробнее расскажите на семинаре.

Несмотря на разнообразие различных теоретических направлений исследования, эк. соц-ия в нашей стране находится на стадии становления, ввиду до конца не оформившейся теоретической и методологической базы.

 

  1. Основные направления исследований в области экономической социологии

 

Основные направления исследований в области экономической социологии дают возможность понять различные формы эк. поведения и объяснить их хар-р и закономерности, именно такие исследования позволяют понять структуру и уровень эк. сознания людей и на основе этого определить хар-р экономической культуры, как составной части общей культуры.

Скоцентрируем основное внимание на эк. поведении, эк. сознании и эк. культуре.

 

Первая проблема, которая является областью ЭС = изучение экономической ориентации, предпочтений в той или иной модели экономической системы общества, тем более эта проблема актуальна в условиях переходного периода российского общества. Система рыночных отношений может проявляться в любых формах, можно говорить об американской, японской, шведской модели и именно различия в моделях нуждаются в экономическом анализе.

Что касается российского общества, то сейчас стоит говорить о выяснении отношения предпочтения к трем типам модели: *планово=директивная, *дикий рынок, *цивилизованный рынок (как они проявляются в сознании).

В каждой модели попробуем выделить базовые элементы и как они воспринимаются. Системообразующий элемент каждой модели – собственность.

 

  Планово-директивная Дикий рынок Цивилизованный рынок
Собственность Государственная Дикая приватизация, которая совсем не соответствует соединению технико-технологических, экономических и социальных процессов. Смешанная экономика, в основе которой воспроизводится идея равенства всех форм собственности (социально-ориентированная экономика).
Цель производства План любой ценой! Первоначальное накопление капитала, включая криминальное. Прибыль любой ценой! Прибыль соотносится с социальным развитием общества. Социально-ориентированная экономика!
Наемный труд Процесс найма – формальный характер, но идеологически: «работники = собственники» → отрицание эксплуатации как способа взаимодействия, 2 стороны одного явления. Государство = эксплуататор. В соответствии с целью нещадная эксплуатация. Эксплуатация не снимается, но достаточно высокая оплата труда и внимание к работнику.
Конкуренция Отрицание конкуренции. Вместо неё состязательные отношения в социалистических соревнованиях. Внешние стимулы повышения производительности Борьба без правил за передел собственности. Конкуренция при соблюдении определенных правил, распределительные отношения.
Распределитель-ные отношения Формальная: *оплата труда – «уравниловка», *независимость з.п от квалификации, *к з.п добавляли соц. выплаты. Жесткое неравенство в доходах → большая социальная неоднородность и отсутствие социальной защищенности людей. Неравенство в доходах с созданием условий социальной защищенности и определенных гарантий для наемного труда.
Характер социальной дифференциации Формальное равенство. Поляризация, быстрое расслоение. Для оценки расслоения используют децильный коэффициент = соотношение доходов 10% самых богатых и самых бедных (у нас 20 (200)). Есть расслоение, социальное неравенство, но оно включает и возможность социальной защищенности компонентов социальной среды.

По совокупности этих критериев можно определить как различ.с.группы общества относятся к той/иной эк.моделиàв социол.плане очень важно исследовать, почему в эк.сознании разных групп существуют такие различия. Ответ на данный вопрос можно получить, если обратить свое внимание на то, насколько безболезненно населению удается адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, мнение о необходимости экономической реформы до 1994 г. разделяло больше половины населения, однако, в процессе самой реформы доля, придерживающихся такого мнения начала значительно снижаться (66% в 1994 г. и 55% в 1998 г.). И в 2005 г. на вопрос «Насколько вы согласны с тем, что дела в стране идут в правильном направлении» только 15% опрошенных полностью и 42% - отчасти согласились с этим утверждением. В то время как численность отрицающих необходимость реформы из года в год продолжала возрастать (18% в 1990 г., 26% в 1994 г., 28% в 1998 г., 38% в 2005)[1]. Что же касается отношения населения к частной собственности, то по данному критерию можно выделить три группы: первая группа выступает сторонником института частной собственности (примерно 20% опрошенных) - их условно можно отнести к группе рыночников, для которых рынок – это простор для инициативы, предпринимательства; вторая группа – противником приватизации (также примерно 20%) – к группе антирыночников, для которых рынок – это усиление неравенства, падение жизненного уровня; третья группа (около 40% опрошенных) занимает промежуточную позицию и в зависимости от ситуации примыкает либо к первой, либо ко второй группам – их можно отнести к пассивным рыночникам, для которых рынок – это реальность, к которой остается только приспособиться. [2] По сравнению с 1992 г. ситуация довольно-таки изменилась: сторонниками института частной собственности являлись 51% опрошенных, противниками - 28%, не смогли отнести себя к той или иной группе - 21% опрошенных. Т.е. отношение населения к такому институту как частная собственность с преимущественно позитивного было изменено на противоположное.

Таким образом, экономическое сознание может исследоваться на вербальном уровне через адаптацию к определенной модели экономического поведения.

Экономическое поведение – это ряд целенаправленных действий человека, ориентированных в своей совокупности на реализацию определенной модели хозяйственной активности. Основными видами эк. поведения являются сберегательное и потребительское поведение.

Сберегательное поведение – это действия направленные на превращение части прибыли в капитал, увеличение запасов материалов, имущества, денежных средств, с целью удовлетворения будущих потребностей.

Наблюдаемый в последнее время повышенный интерес к проблеме сбережений населения России обусловлен увеличением влияния финансового поведения населения на состояние социально-экономической среды в целом. Сбережения домашних хозяйств являются одним из важнейших потенциальных источников для успешного экономического развития страны. В странах, показывающих быстрый экономический рост, обычно наблюдаются высокие значения совокупной нормы сбережений, который является основным источником национальных накоплений. Россия же в этом отношении представляет достаточно уникальную картину, где при высокой норме сбережений для экономики в целом, в секторе домашних хозяйств они крайне незначительны. Данные социологических исследований позволяют не столько определить количественные параметры величи­ны личных сбережений населения, сколько представляют богатый материал для изучения отношения населения в проблеме личных сбережений, оценок респондентами ус­ловий для их накопления, тем самым позволяют предви­деть, как сложится в ближайшем будущем динамика лич­ных сбережений населения.

 

В условиях рыночной экономики накопленные домохозяйствами сбережения выполняют две основные функции: во-первых, обладают инвестиционно - воспроизводственным потенциалом; во-вторых, обеспечивают потребительские нужды населения. В России в сберегательном процессе произошли три крупных обвала (в 1992-1993 гг., в результате дефолта 1998г. и в результате мирового финансового кризиса 2008 г.).

С началом экономических преобразований уровень жизни населения России резко снизился вследствие освобождения цен и высокой инфляции. Перед населением встала задача адаптации к новым условиям, но для одних это была задача выживания, для других – восстановления обычного уровня, для третьих – достижение более высокого, чем прежде, жизненного стандарта. Это и послужило базой формирования различных стратегий сберегательного поведения

В конце 1991 г., непосредственно перед либерализа­цией цен в январе 1992 г. около 70% семей жителей Рос­сии имели денежные сбережения[3].

За первый год введения свободных цен доля таких семей сократилась более чем в 2 раза и к концу 1992 г. около 1/4 опрошенных имели сбережения. В 1993 г. доли таких от­ветов еще понизилась (до уровня порядка 16—13% опро­щенных). Все последующие годы изменения в этом пока­зателе были менее значительные. снижение доли респондентов, имеющих сбережения, было временно приостановлено в 1994 г. — начале 1995 г.

Именно в этот период наметился, было, рост благосостоя­ния населения России, Госкомстат РФ отмечал рост ре­альных доходов населения страны. Следующий относи­тельно благоприятный период, когда доля семей, имею­щих сбережения, продлил­ся со второй половины 1996 г, и вплоть до финансового кризиса 1998 г. В результате финансового кризиса авгус­та 1998 г. доля населения, имеющего сбережения, умень­шилась незначительно — в сентябре этот показатель со­ставил 13,9% опрошенных, однако существенно измени­лись сберегательные намерения населения. Гораздо более важные и долговременные последствия последнего фи­нансового кризиса лежат именно в этой сфере. С точки зрения формирования долговременных тенденций потре­бительского и сберегательного поведения сама по себе по­теря личных накоплений у части населения (меньшей части населении страны) по своим пос­ледствиям менее разрушительна, чем общая потеря на­чавшейся формироваться положительной динамики сбе­регательных настроений жителей страны.

В настоящее время явно прослеживается положительная тенденция наличия сбережений у населения, то есть растет число людей, отметивших, что они имеют накопления. на протяжении последних трех лет этот показатель колеблется в пределах ото 21% до 25%

Итак, объем сбережений населения за рассматриваемый период изменялся неравномерно. Так, в результате кри­зиса 1998 г. произошло снижение тем­пов его роста, но в 1999-2008 гг. наме­тилась устойчивая тенденция к повы­шению. За годы наблюдений доля россиян, оценивающих текущее время как плохое для сбережений, устойчиво снижалось, а доля тех, кто считает, что время для сбережений не плохое, напротив, росла.В последние два года наблюдается стабилизация в этих оценках. Доли тех, кто считает, что время плохое, и тех, кто считает противоположным образом, примерно равны и находятся в пределах 40%.Высокая инфляция в конце 2007 и в начале 2008 годов, а также интенсивный рост потребительских расходов привели к снижению склонности населения к

сбережению. За I полугодие 2008 г. на сбережения во вкладах и ценных бумагах было использовано всего 4,9% денежных доходов населения против 6,6% за аналогичный период 2007 г. Достаточно устойчивая ситуация наблюдается с расходами на покупку валюты. В I полугодие 2008 г. населением было потрачено 5,7% доходов на приобретение валюты (5,3% за I полугодие 2007 года).

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов. Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями.

В целях исследования потребительского поведения используется ряд индикаторов: динамика среднедушевых денежных доходов семьи; источники их формирования; структура домашнего имущества (число и состав предметов длительного пользования, имеющихся в семье); текущее потребление в соответствии с оценками, даваемыми самими респондентами об объеме и качестве семейного потребления основных товаров и услуг.

Изменения в потребительском поведении за последние годы показывают, что эти изменения находятся на уровне сохранения прежних стандартов потребления, но с некоторой тенденцией к ухудшению положения. За исключением питания, по которому фиксируется устойчиво высокая (относительно) оценка, по остальным произошло определенное ухудшение (в порядке возрастания ухудшающих моментов): приобретение одежды, поддержание здоровья (лечение, лекарства, диагностика), приобретение товаров длительного пользования и, наконец, хуже всего, затраты на отдых, включая отпускной. По соц-профессиональным группам позитивно оценили изменения в потребительском поведении руководители, к ним примыкают служащие-специалисты и ИТР, меньше всего склонны к позитивной оценке перемен рабочие. При этом руководители и ИТР более положительно, чем другие работники, оценили перемены в стандартах потребления по такой позиции, как приобретение товаров длительного пользования (3-е место по сравнению с 4-5-м у других), а рабочие – в отдыхе (3-е место по сравнению с 5-м у других).

Понятие экономической культуры отражает крайне сложное переплетение и взаимодействие экономики и культуры как относительно самостоятельных сфер человеческого жизни, проникновение общечеловеческой культуры во все поры и ниши хозяйственной жизни, внутреннее и крайне тонкое регулирование экономического поведения людей. Эк.культуру можно определить как совокупность экономических знаний, способностей по их применению и ценностей, регулирующих экономическое поведение человека.

Экономическая культура отражается в таких поведенческих характеристиках как образ жизни, структура свободного времени, стиль жизни. Рассмотрим исследования различных типов стилей жизни россиян в поле досуга. Можно выделить следующие способы досугового поведения:

1) «классический» отдых: посещение театров, оперы и балета, кинотеатров, концертов классической музыки и других концертов;

2) «развлекательный» отдых: посещение кинотеатров, концертов современной музыки, казино, ночных клубов, дискотек, кафе, пивных и других баров;

3) «домашний» отдых: коллекционирование, рисование, игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыки и просмотр видеофильмов дома;

4) «спортивный» отдых: занятия спортом самостоятельно или в спортивной секции, походы, спортивно-развлекательные игры (боулинг, шахматы и т.д.);

5) «хозяйственный» отдых: различные прикладные занятия (шитье, вязание, вышивка и пр.), а также дрессировка домашних животных;

6) «в отпуске»: поездки за рубеж и по России, посещение ресторанов;

7) «читательский» отдых: предпочтение отдается чтению.

 

Соответствующий каждой группе людей и их стилю жизни (СЖ) набор практик позволяет интерпретировать их следующим образом:

1 – «пассивный» СЖ;

Среди занятых более половины работает на государственных предприятиях, пятая часть – на негосударственных. Квалифицированные и неквалифицированные рабочие в этой группе составляют 43% – это самая высокая доля среди всех групп, еще 29,1% – служащие и технические работники. Специалистов всего 14,5%. Еще одна особенность этой группы – самые низкие, по сравнению с другими группами, доходы: чуть больше 1000 р.Это самая низкообразованная группа: лишь 22% имеют высшее образование, а 18% – не имеют даже полного среднего образования.

 

2 – «спортивный» СЖ; Среди представителей этого досугового типа работают или работают и учатся 72%, преимущественно на государственных предприятиях (на негосударственных – чуть больше 20%). Должностное распределение близко к среднему по выборке. Доход представителей этой группы несколько выше, чем «пассивных» – почти 1500 руб. на члена семьи и около 1750 руб. – личный доход, хотя оценки своего уровня жизни у них все же не слишком высоки. Среди «спортивно-ориентированных» людей примерно по 45% людей с высшим или не законченным высшим и средним общим или средним специальным образованием.

3 – «постмодернистский» СЖ (мозаичность и высокая активность);

примерно половина из них свободны. Это также стиль жизни образованных слоев – тех, кто имеет высшее или незаконченное высшее, здесь почти 62%. Незанятых здесь лишь 14%, сравнительно много учащихся – 17%, еще 13% работают и учатся одновременно. В этой группе относительно высока доля занятых на негосударственных предприятиях (27,5%), а по должности – квалифицированных специалистов, руководителей подразделений, наемных менеджеров. Их доход близок к группе «спортсменов», а вот оценки собственного благосостояния выше.

4 – «развлекательный» СЖ;

Это выбор самых молодых – средний возраст в этой группе менее 25 лет. Эту группу отличает повышенная доля занятых на негосударственных предприятиях (28,4% всех занятых), предпринимателей и ИТД – 14,8% занятых, собственников – руководителей и заместителей руководителей предприятий – 6,9%. Здесь самые высокие личные доходы (2000 руб.), что имеет значимое влияние на вероятность попасть в эту группу, и самые высокие оценки материального благополучия (более 12% считают, что они могли бы приобрести любую бытовую технику).

5 – «читательский» СЖ;

Это люди более образованные, чем «пассивные», однако преимущество за теми, кто имеет среднее или среднее специальное образование (почти 50% всей группы). Здесь не так мала доля незанятых – 30%, в том числе более 20% – пенсионеры. Работающие в большинстве своем заняты в госсекторе.Доход не является значимым признаком принадлежности группе.

6 – «хозяйственный» СЖ;

Этот тип определенно характерен для женщин (их 64%) чаще всего со средним или средним специальным образованием (57,2%), относительно невысокими доходами.

7 – «классический» СЖ (посещение театров, музеев);

Это женщины высокообразованные. Они преимущественно работают, однако есть и учащиеся (больше, чем среди «читателей» и «досуго-хозяйственных»). 40% занятых – это специалисты высокого уровня, еще почти 18% занимают руководящие должности разного уровня. Заработки этой категории относительно высоки и почти достигают группы «развлекающихся» (треть получала больше 3000 руб. в месяц).

8 – «домашний» СЖ. Дамы эти в основном достаточно высоко образованы (45,3% имеют высшее образование), но доходы их довольно низки, особенно (значимо в регрессионной модели) – доходы других членов семьи. Из тех, кто работает, 58,2% заняты в госсекторе, где зарплата невысока. «Унификация» образа жизни и стирание различий между социальными группами для России не характерны. Как можно заметить, за исключением «развлекательного» и «постмодернистского», остальные стили жизни (или близкие к ним) выделялись и в советское время. В то же время такое явление, как «постмодернистский» стиль жизни, наблюдается и в России, хотя оно и не приобрело широкого масштаба. Стили жизни в поле досуга дают возможность «различения» социальных групп. В то же время ряд практик, характерных для этих стилей жизни, являются «знаковыми», символизирующими принадлежность агентов к определенному статусу.

 

Поскольку предметная область эк. соц-ии достаточно широка в ее поле зрения включаются следующие проблемы:

  • Соотношение экономической и социальной политики: проблемы интернационализации капитала.
  • Как происходит м/народное разделение труда.
  • Проблема становления рыночного общества.
  • Стратификационные проблемы общества: роль материально-экономических факторов в определении с.статуса, виды неравенства, формирование гос. и частных предпринимательских институтов.
  • исследования в области хоз. мотивации и типов рациональности.
  • культурные и властные основания эк. действия
  • Роль субъектов эк. деятельности т.е. что собой представляют предприниматели и наемные работники, на чем выстраиваются взаимоотношения этих субъектов, с акцентом на взаимосвязи эк. и соц. функций. При этом изучается та соц.среда, в рамках формируются различные виды предпринимательских действий, действий наемных работников (социальный портрет представит. данных групп)
  • структура занятости и рынок труда, стратегии поведения

 


[1] Беляева Л. А., Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования 2001 № 6 с. 43-53

[2] Иванов В.Н., Приватизация: итоги и перспективы (по результатам одного исследования) // Социологические исследования 2007 г. №6, с. 48-60

[3] Красильникова М. Личные сбережения// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.-1999.-№2.-С. 36.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпринимательской деятельности. Предприятие как основной субъект | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.