Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление отчета о исполнении бюджета




Исполнение бюджета

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами и подписания Президентом. Кабинет министров по согласованию с нижестоящими органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия включает выполнение доходной и расходной частей бюджета. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.

Важнейшая задача исполнения бюджета – это обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом по каждому источнику, а также финансирование мероприятий.

Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующиеся в результате дополнительных доходов или экономии средств, зачисляется в соответствующий бюджет и изъятию не подлежит. Она используется по усмотрению соответствующего органа власти.

Потери доходов и излишние расходы не компенсируются из вышестоящих бюджетов, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Исполнение проводится Министерством РФ, его органами, государственной налоговой службой и Государственным таможенным комитетом и их органами на местах. При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований, утвержденных бюджетом, которые осуществляются по бюджетной росписи доходов и расходов. Это основной оперативный план распределения расходов и доходов, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года.

Бюджетная роспись ФБ РФ утверждается Министерством финансов РФ. Организация исполнения бюджета и внебюджетных фондов возложена на Федеральное казначейство РФ. Система органов Федерального казначейства состоит из главного управления и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство в первую очередь обеспечивает принцип единства кассы в отношении федеральных средств. Все платежи должны осуществляться с единого счета Федерального казначейства. Все остальные счета не должны иметь преходящих остатков (транзитные).

 

 

 

Составление отчета возложено на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, а также на Государственную налоговую службу и ее налоговые инспекции, государственный таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о ФБ РФ в мае года, следующего за отчетным докладывается Федеральному собранию РФ, которое его утверждает.

 

 

Лекция 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ

  1. Содержание государственного кредита
  2. Функции государственного кредита
  3. Виды государственных займов
  4. Управление государственным долгом
  5. Внешний долг России
  6. Управление субфедеральным долгом
  7. Государство как гарант
  8. Государство как кредитор.

 

ВОПРОС 1

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятия, банки, фонды - как кредиторы.

Государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. Это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств последних. Т.е. если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Однако его выступление в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому увеличению государственного долга.

В рамках рассматриваемых отношений государство может выступать и как кредитор, предоставляя кредиты иностранным государствам, юри­дическим или физическим лицам. Оно может направлять их на льгот­ных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают доста­точной инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов бывает также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же по­литическими соображениями. Государственные кредиты предоставля­ются либо непосредственно Министерством финансов РФ, либо через коммерческие банки.

Основным отличием государственного кредита от банковского явля­ется отсутствие инвестиционной направленности привлеченных ресур­сов, т.е. средства, взятые взаймы государством, не направляются на обес­печение процесса расширенного воспроизводства и создание новой сто­имости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются для покрытия всей совокупности государственных рас­ходов.

Источником погашения государственных займов и выплаты про­центов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функцио­нирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Содержание государственного кредита:

- сущность государственного кредита заключается в перераспределе­нии капитала между частным сектором и государством на условиях сроч­ности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;

- современная фискальная политика признает возможным использование несбалансированных бюджетов для стабилизации экономики. Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;

- возникновение дефицита бюджета порождается временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными об­стоятельствами;

- если не рассматривать эффект вытеснения частных инвестиции из реального сектора, то государственный долг не является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения;

- государственный долг оказывает на экономику регулирующее воз­действие посредством влияния на уровень инвестиций, кредитную по­литику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, ставки процента по государственным ценным бумагам лежат в основе системы ставок процента по банковскому кредиту и корпоративным цен­ным бумагам (долговым обязательствам).

 

ВОПРОС 2

Функции кредита:

- Фискальная функция.

Ее посредством осуществляется дополнительное формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В развитых странах государственные займы являются важным источником финансирования бюджетного дефицита.

Эта функция выражается в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Источником погашения долгов по ранее полученным государством займам являются налоговые выплаты будущих поколений граждан данной страны. Т.о. фискальная функция позволяет перераспределить во времени налоговую нагрузку на население.

- Регулирующая функция.

Она связана с состоянием денежного обращения, уровнем ставок на рынке денег и капиталов, влияет на производство и занятость.

Используя государственный кредит, государство оказывает положительное влияние на производство и занятость по следующим направлениям:

- Кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж, поддерживая их в конкурентной борьбе на внешних рынках.

- Компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого и среднего бизнеса.

- Страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров.

- Выдавая кредиты на развитие социально значимых производств.

- Выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, обусловленные закупкой товаров у отечественных производителей.

- Функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста.

Она проявляется в его положительном (или негативном) влиянии на экономику страны. Возможно позитивное влияние долга на экономику, связанное с низкими ставками доходности государственных ценных бумаг и производительным использованием средств, полученных государством от продажи ценных бумаг.

Но чаще государственный долг сдерживает рост экономики, ограничивая устойчивость бюджета и внутреннее потребление.

Основные каналы негативного воздействия долга на экономику:

- Невосполнимые потери, обусловленные дополнительным взиманием налогов для финансирования обслуживания долга.

- Удорожание капитала для реального сектора в связи с ростом доходности государственных ценных бумаг.

- Сокращение реальных инвестиций и соответствующее сокращение масштабов национального производства.

 

ВОПРОС 3

Механизмы функционирования государственного кредита на прак­тике реализуются посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга.

Государственный долг - сумма всех неоплаченных фи­нансовых обязательств государства с учетом процентов, начисленных на них, к определенному моменту времени.

Классификация государственных займов.

- По месту размещения

- Внешние займы — это обязательства государства перед нерезидентами;

- Внутренние займы — перед резидентами.

- По сроку заимствования средств

- краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года),

- среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет),

- долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет).

- По уровню эмитента в финансовой системе

- федеральные,

- региональные,

- местные.

- По форме выплаты дохода

- процентные займы — доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;

- дисконтные займы — доход по ним инвестор получает за счет при­обретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их пога­шением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;

- выигрышные займы — доход по ним осуществляется на основе ти­ражей выигрыша. Такие займы наименее привлекательны для инвесто­ра, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определен­ному моменту времени;

- индексационные займы — доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных
инвестором ценных бумаг.

- По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа

- обязательства с правом досрочного погашения. Означают наличие у заемщика прав на до­срочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту при значительном снижении стоимости заемных ре­сурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае он имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязатель­ства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслу­живание долга.

- обязательства без права досрочного погашения. При снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств, несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.

- По направлениям использования заемных средств

- целевые займы - должны быть использованы только для финансирова­ния отдельных конкретных программ, для реализации которых они и размещаются.

- нецелевые займы - могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, ре­финансирование текущей задолженности или же на другие нужды со­гласно решению уполномоченных органов власти и управления.

 

ВОПРОС 4

Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий государства в лице уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления государственным долгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Принципы управления государственным долгом:

- безусловности — обеспечение точного и своевременного выполне­ния обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без вы­ставления дополнительных условий;

- единства учета — учет в процессе управления государственным дол­гом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного са­моуправления;

- единства долговой политики — обеспечение единого подхода в полити­ке управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

- согласованности — создание максимально возможной гармониза­ции интересов кредиторов и государства-заемщика;

- снижения рисков — выполнение всех необходимых действий, позво­ляющих уменьшить как риски кредитора, так и риски инвестора;

- оптимальности — создание такой структуры государственных зай­мов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

- гласности — предоставление достоверной и своевременной информа­ции о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом в широком смысле предпо­лагает:

- формирование политики в отношении государственного долга;

- определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

- установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

- выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.

Методы управления государственным долгом:

- рефинансирование — погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

- конверсия — изменение доходности займа;

- консолидация — превращение части имеющейся задолженности в
новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использова­ние этого приема связано с желанием государства устранить опасность,
которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых
требований по погашению задолженности;

- новация — соглашение между государством-заемщиком и кредитора­ми по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

- унификация — решение государства об объединении нескольких
ранее выпущенных займов;

- отсрочка — консолидация при одновременном отказе государства
от выплаты дохода по займам;

- дефолт — отказ государства от уплаты государственного долга.

- реструктуризация - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

 

ВОПРОС 5

Современный внешний долг РФ складывается из трех составляющих.
1. Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить на четыре группы.

- Первую группу составляет задолженность перед так называемы­ми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками за­падных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии со­ответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида входит в компетенцию Парижского клуба — особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представителя стран, являющихся наиболее крупными международными кредиторами.

- Вторую группу составляют кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляет Лондонский клуб, который представляет собой неофициальное объединение представителей банков-кредиторов.

- К третьей группе относятся кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг.

- В четвертую группу входят кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного Банка реконструкции и развития, Европейского Банка реконструкции и развития).

2.Долги перед некоторыми странами — участницами бывшего СЭВ.

К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия.

3.Валютный долг российским предприятиям и банкам. Формально он относится к внутреннему долгу, однако его погашение проводится кон­вертируемой валютой, поэтому он практически ничем не отличается от внешнего.

Структура внешнего долга РФ на 1 октября 2009 г.

  Млрд. долларов США
Гос. внешний долг 41,0
Задолженность перед официальными кредиторами-членами Парижского клуба 1,5
Задолженность перед официальными кредиторами- не членами Парижского клуба 2,0
Задолженность бывшим странам СЭВ 1,5
Задолженность бывшего СССР 0,7
Задолженность перед международными финансовыми организациями 4,7
Задолженность пол еврооблигационным займам 28,2
Задолженность по ОВГВЗ 1,8
Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте 0,6

 

ВОПРОС 6

Рынок субфедеральных займов является одним из наибо­лее бурно развивающихся сегментов рынка российского государствен­ного долга.

Особенности политики уп­равления государственным долгом на субфедеральном уровне:

- отсутствие внешнего фактора, в роли кото­рого на федеральном уровне выступают международные кредитные орга­низации. Это дает регионам возможность проводить политику, нацеленную на решение текущих проблем и получение максимальной выгоды в краткосрочном периоде.

- наличие определенной конкуренции меж­ду регионами. Она возникает в силу того, что для потенциальных инвес­торов важную роль играет не только наличие и качество гарантий по суб­федеральному займу, но и экономическая привлекательность осуществляющего его региона. Таким образом, меры, направленные на поддержание высокого инвестиционного рейтинга последнего, фактичес­ки и представляют собой одну из составных частей управления субфедеральным долгом.

Субъекты федерации оформляют свои обязатель­ства в виде облигационных займов. Инструментами их осуществ­ления на субфедеральном уровне являются:

- облигации субъектов федерации;

- евробонды;

- векселя.

Контроль за выпуском субфедеральных займов осуществляет Мини­стерство финансов РФ, а также законодательные и исполнительные орга­ны власти региона-эмитента.

Привлеченные в результате осуществления целевых займов средства используются для финансирования отдельных инвестиционных проек­тов. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, идут на покрытие текущих бюджетных расходов или дефицита бюджета, а также для рефинансирования текущей задолженности.

В последнее время многие регионы начали привлекать внешние кредиты под обеспечение своими материальными и природными ресурсами, что в итоге нарушает целостность экономического пространства страны и ослабляет ее экономический потенциал.

Схемы контроля за субфе­деральными заимствованиями:

- рыночный контроль. В данном случае регионы не имеют легальных ограничений по своим заимствованиям и не подконтрольны по данному вопросу федеральному правительству. Все решения, принимаемые ре­гиональными органами власти, основываются только на целесообразно­сти и эффективности каждого конкретного проекта;

- совместный контроль, при котором все параметры субнациональ­ной задолженности устанавливаются в результате проведения перего­воров между федеральным и региональным уровнями власти;

- контроль на основе жестких правил, которые прописаны в консти­туции или законах;

- прямой административный контроль. Эта форма характерна в боль­шей степени для унитарных государств.

В России контроль за субнациональными заимствованиями осуще­ствляют на основе правил, определенных Бюджетным кодексом.

 

ВОПРОС 7

Государственная или муниципальная гарантия - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дает­ся государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:

- сведения о гаранте, включающие его наименование (РФ, субъект РФ муниципальное образование) и на­именование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;

- определение объема обязательств по гарантии.

Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности долж­ника по гарантированному им обязательству.

Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой сум­мы, соответствующей объему обязательств по гарантии.

Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет пра­во потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внеш­ний долг РФ, могут предусматривать солидарную от­ветственность гаранта.

Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.

Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквива­лентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных и муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Законом о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета.

Юридическим лицам государственные гарантии могут предоставляться под высокоэффективные инвестиционные проекты.

 

ВОПРОС 8

Виды государственных кредитов:

1. внешние

Государственные кредиты, предоставляемые РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, - это кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

Сведение о размерах и структуре долга иностранных государств перед РФ по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в ГосДуму в составе документов и материалов, предоставляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете.

Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются:

- суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств,

- предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года,

- предельный объем государственных кредитов, предоставляемых РФ,

- программа предоставления РФ государственных кредитов, включающая перечень кредитов с указанием цели предоставления кредитов, наименования получателей кредита, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в данном финансовом году.

2. кредиты субъектов РФ.

Они выделяются на следующие цели:

- поддержка малого предпринимательства,

- продовольственное обеспечение города,

- поддержка промышленности,

- осуществление инвестиционной деятельности и др.

По этим кредитам взимается плата в размере не менее ¼ ставки рефинансирования ЦБ.

3. внутренние.

Заемщиками выступают:

- бюджетные учреждения,

- государственные и муниципальные унитарные предприятия,

- юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями,

- органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов,

- отдельные категории граждан.

Предоставляются в форме бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.