Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники пенологии и пенитенциарной науки

В сфере проблем наказания сложились и существуют две науки: пенология и пенитенциарная наука. Пенология - наука о наказании (poena, лат. - наказание, logos, греч. - наука). Наказание (кара) имеет древнюю историю и связано с возникновением государства и религии. В каждом государстве религиозные учреждения в той или иной мере оказывали определенное воздействие на социальные процессы, включая и процессы, имеющие отношение к борьбе с преступностью. Религия, особенно в исламских фундаменталистских государствах, контролирует не только дурные поступки людей, но и их мысли.

По дошедшим до нас историческим свидетельствам, наиболее внушительные системы карательного и религиозного воздействия на общественную жизнь были созданы в IY-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Египте, Вавилоне, Индии.

В древнем мире наказание (кара) и религиозное внушение, можно сказать, удачно дополняли друг друга в практике воздействия на преступников. Наказание заставляло уважать религию, религия обожествляла кару.

Одним из образцов такого взаимопроникновения являются законы Ману. Вот один из них: "Наказание управляет человеческим родом, наказание его охраняет, наказание бодрствует, когда все спит; наказание - это справедливость, говорят мудрецы. Все классы развратились бы, все границы были бы уничтожены, мир представлял бы хаос, если бы наказание не исполняло своей обязанности"[1].

Наказание нередко рассматривалось как неотъемлемый элемент государственного управления. В IY веке до н.э. в Древнем Китае в теории государственного управления были сформулированы принципы управления людьми.

Так, реформатор Гун Сунь Ян (390-338 гг. до н.э.) считал, что для удержания и укрепления власти необходимо наказывать еще до того, как совершен проступок, тогда исчезнут и тяжкие преступления и в государстве будет порядок. Там, где людей сурово карают за мелкие проступки, последние исчезают, а о тяжких преступлениях не может быть и речи, так как их некому совершать[2]. Эта практика, к сожалению, применялась и в России, особенно в период правления Сталина, когда к лицам, проявляющим в разговорах и даже мыслях нелояльность к государственному строю или к его руководителям применялись суровые меры наказания.

Развитие культуры постепенно подвело человечество к проблеме о роли воспитания в борьбе с преступностью. Возможности предупреждать преступность посредством правильного воспитания были отмечены такими философами древности, как Конфуций, Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон. По свидетельству современников Пифагор заложил основы системы гражданского воспитания в Древней Греции, а Демокрит развил идеи воздействия на преступность с помощью воспитания. Платон разработал систему наказаний за различные преступления и даже определил оптимальное количество тюрем, которое должно иметь государство, чтобы достичь эффективного наказания.

Он считал, что устанавливать законы и угрожать наказанием нужно своевременно, предвосхищая преступления[3].

В истории средних веков и в новой истории вопрос об основаниях наказания был в центре внимания философов, психологов, юристов, социологов и других специалистов в области обществоведения.

Если обобщенно сформулировать различные позиции, относящиеся к этой проблеме, то их можно свести к трем важным вопросам: первый - имеет ли право государство наказывать; второй, - если да, то каково должно быть содержание наказания и, в чем должны заключаться его цели и третий - существуют ли нравственные оправдания наказания.

Имеются теории, отрицающие право государства наказывать, и теории, признающие за государством это право.

Н.С. Таганцев отмечал, что число ученых, действительно отрицающих право государства наказывать, весьма невелико и он считал возможным ограничиться только одним примером подобного рода - учением Роберта Оуэна (1771 - 1858)[4].

Р. Оуэн утверждал, что государство должно отказаться от своего права наказывать тех, кого оно же довело до преступлений.

Преступник, по его мнению, член общества, одаренный наихудшими природными качествами, должен вызывать сострадание всех, находящихся в лучшем положении, поэтому наказывать его жестоко и несправедливо.

Взгляды Оуэна по данной проблеме теоретически спорны, а практически оказались неосуществимы. Отрицая право государства наказывать правонарушителей, он не затронул вопросы о праве и обязанности государства охранять общество от преступных посягательств. Созданная им община-фабрика Нью-Ланарка, которой он управлял с 1789 по 1817 г., не подтвердила возможность устранения наказания в самом принципе[5].

В России Лев Толстой в соответствии со своими философскими воззрениями утверждал, что наказание есть зло и поэтому нельзя посредством зла бороться со злом (преступлениями). Очевидно, критика теории "непротивление злу насилием" справедлива[6].

Итальянский ученый Луиджи Дольчи также возражал против наказания, полагая, что государство, как и глава семьи, обязано исправлять, а не наказывать своих граждан. Сторонники его точки зрения считали, что личность неприкосновенна, а наказание не устрашает преступника, а также лиц, склонных к совершению правонарушений. В качестве примера приводился исторический факт: попытка Римской империи с помощью массовых казней уничтожить христианство, чего, как известно, не произошло.

Теории, признающие право государства наказывать, исходили из того, что субъектом карательной власти является общество, поэтому основания права наказывать искали в свойствах отдельной личности или в особенностях самого общества. Н.С.Таганцев данные теории делил на две группы: а) теории личные и б) теории общественные[7]. Если обобщить все аргументы, выдвигаемые учеными, признающими право государства наказывать, то их можно суммировать в следующих положениях:

- право наказывать вытекает из чувственных, нравственных и умственных свойств природы человека;

- поскольку в обществе существует принуждение, постольку должно существовать и наказание;

- наказание является средством защиты государства от преступлений;

- право государства наказывать строится на божеской воле;

- наказание необходимо для поддержания правового порядка в государстве;

- если существует правопорядок, то в силу этого должно существовать и уголовное правосудие, которое должно судить и наказывать преступников, подтверждая и охраняя таким путем правовые нормы.

За выяснением основания права государства наказывать, естественно, возникал вопрос: зачем наказывает государство? На протяжении всей истории развития теории наказания центральное место отводилось выяснению и обоснованию целей наказания. В этом плане теории наказания делились на абсолютные, относительные и смешанные:

а) теории, обращенные к прошедшему и видящие в наказании исключительно отплату за совершенное преступление, - абсолютные теории;

б) теории, обращенные к будущему и видящие в наказании полезность и целесообразность, - относительные теории;

в) теории, стремящиеся найти "золотую середину" между абсолютными и относительными, - смешанные теории.

К абсолютным относятся нравственные, диалектические и божественные теории возмездия. Сторонники этого направления находят подтверждение своей доктрины в творениях греческих и римских писателей. Следует заметить, что, рассматривая эти теории, необходимо иметь в виду, что все они были в определенной мере результатом влияния выдающихся мыслителей древности, в частности, таких, как Аристотель, Платон, Цицерон, Сенека, Протагор.

Так, Аристотель допускал наказание-возмездие. Он полагал, что возмездие законно и справедливо, однако его нельзя смешивать с местью[8]. Платон характеризовал наказание как благо для преступника, как очищение его души, оно "делает наказываемого или лучшим, или менее испорченным"[9]. Протагор выступал против мести как цели наказания, наряду с целью устрашения он развивал идеи об исправлении преступников.

Можно сказать, полное завершение теория возмездия получила в немецкой философии в виде теории материального возмездия Канта и диалектического возмездия Гегеля.

Относительные теории - это теории полезности, устрашения, предупреждения, исправления. Один из видных авторов теории полезности - И. Бентам отмечал, что наказание законно потому, что оно полезно или, правильнее говоря, необходимо, и потому, что причиняемые им страдания преступнику не могут выдержать сравнения с огромным количеством пользы, приносимой им для общества.

Наиболее старой представительницей относительных теорий наказания является теория устрашения наказанием лиц, стремящихся совершить преступление. Не случайно, в Соборном Уложении 1649 г. указывалось: "...чтобы иным не повадно было так делать". Практически человек, совершивший преступление, являлся не основанием, а только поводом для устрашающего воздействия на массы, к подсудимому нет милости и сострадания; отношение к нему определяется известной английской юридической поговоркой, характеризующей несоразмерность наказания преступлению: "Не потому ты будешь повешен, что украл лошадь, а для того, чтобы не крали других лошадей".

Теория устрашения по своим конечным результатам воздействует на неустойчивых членов общества, поэтому она тесно связана с теорией частного и общего предупреждения.

Основатель теории предупреждения Грольман считал, что целью наказания является уничтожение посредством принуждения в преступнике опасного состояния, которое может быть достигнуто путем физической изоляции его от общества.

Развитие культуры, уважения к правам человека и гражданина, провозглашение принципов справедливости, равенства, гуманизма - все это отразилось на развитии социальных процессов воздействия на преступность. Принцип гуманизма был положен в основу трудов великих просветителей XYIII века - философов Вольтера, Дидро, Монтескье, Руссо. Идеи гуманистов научно обобщил Ч. Беккариа в фундаментальном труде "О преступлениях и наказаниях" (1764 г.). Он писал: "Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека... цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь принести вред обществу и удержать других от совершения того же"[10].

Большое распространение в XIX веке получила теория исправления. Сторонники этой теории утверждают, что цель наказания может быть только одна - исправление преступника так, чтобы он по собственному своему почину перестал быть опасным для общественного спокойствия. При этом авторы данной теории имеют в виду только юридическое исправление преступника, подчеркивая безразличное отношение государства к мотивам право послушного поведения лица, отбывшего наказание.

Данная теория имеет и противников. Ее оппоненты утверждают, что эта теория бессильна в отношении рецидивистов, нравственно испорченных или умственно недоразвитых преступников.

Есть и крайние суждения, например, профессор Спасович отмечал, что вся теория исправления ложна в своей основе, так как она годится только для тщедушных натур и женственных характеров, а насильственное психическое врачевание для мощных и энергических характеров может окончиться оцепенением и сумасшествием"[11].

Теории смешанные представлены теорией психологического принуждения А.Фейербаха, теорией справедливости П.Росси, теорией заглаживания вреда Велькера и интегративными теориями И.Я.Фойницкого и Н.Д.Сергиевского. Учение Фейербаха практически обосновывает суровость уголовного наказания: чем суровее наказание, тем оно целесообразнее, тем больше шансов на предотвращение преступлений.

Теория Фейербаха нашла отражение в знаменитом Баварском уложении 1813 года, поражающем в Особенной его части своей страшной жестокостью. Сущность наказания, говорит П. Росси, состоит в причинении человеку страданий за совершенное им преступное деяние, т.е. воздаяние злом за зло. Если это делается сознательно и соразмерно, замечает Росси, то оно абсолютно справедливо. В основе наказания лежит идея правды и справедливости, но осуществление ее определяется пользой. Справедливое всегда истинно, полезно, а несправедливое вредно. Следовательно, только соединением двух принципов - справедливого и полезного - может быть обосновано назначение и исполнение наказания.

Заглаживание причиненного вреда - первая обязанность преступника, необходимое условие его дальнейшего существования в обществе. Заглаживание вреда может быть добровольное или в результате государственного принуждения. Цель данного наказания выражается в юридическом исправлении преступника, в восстановлении уважения и доверия к нему граждан, в восстановлении чести и достоинства пострадавшего, в восстановлении справедливости.

Интегративные теории. были представлены российскими учеными И.Я.Фойницким, Н.Д.Сергиевским, которые к целям наказания относили устрашение, общую и частную превенцию. При этом под специальным предупреждением они понимали исправление осужденного до нравственного его возрождения.

В советский период целям наказания посвятили свои исследования Н. А. Беляев, И. М. Гальперин, С. И. Дементьев, А. И. Зубков, И. И. Карпец, Л. Г. Крахмальник, Н. Ф. Кузнецова, М. П. Мелентьев, А. С. Михлин, А. Е. Наташев, И. С. Ной, А. Л. Ременсон, Н. А. Стручков, Ю. М. Ткачевский, Б. С. Утевский, Н. Д. Шаргородский, И. В. Шмаров и др.

Заметим, что в современной юридической литературе велась полемика между сторонниками отнесения кары к целям наказания (Н. А. Беляев, И. И. Карпец) и их противниками (А. А. Герцензон, Л. А. Ременсон, Н. А. Стручков, Н. Д. Шаргородский).

В настоящее время с принятием нового Уголовного кодекса РФ, когда смертная казнь входит в систему наказаний наряду с длительными сроками лишения свободы (УК РФ 1996 г. увеличил максимальный срок лишения свободы в два раза по сравнению с УК РСФСР 1960 г.), вновь возникают вопросы о месте кары среди других целей наказания. Видимо, нельзя отрицать, что цели и система наказаний отражают нравственные воззрения членов нашего общества на преступление и на лиц, совершающих правонарушения.

Таким образом, на историческом развитии карательной деятельности различных типов государств на философской, социально-этической и правовой основе формировались различные теории наказания, число которых росло, что отражало расширение проблем в области учения о наказании и формирование этого учения в специфическую отрасль знаний, приобретшую со временем название пенологии. Предметом пенологии как науки о наказании стали теории в области наказания, правовые и этические его основы, содержание и социальные цели наказания и средства их достижения. Ближе к теории наказания была наука уголовного права, поэтому в первую очередь теории наказания подвергались критике и научному обобщению в работах видных представителей науки уголовного права прошлого, в том числе и русских юристов.

Отсюда первыми источниками пенологии следует считать философские теории о преступлении и наказании, а также учение о наказании, образовавшееся в рамках науки уголовного права.

Разработка проблем общей теории наказания не могла не привлечь к себе внимание и практических работников тюремных учреждений. Этому способствовало и развитие исторических обстоятельств.

Во второй половине XYIII столетия, отмечает профессор С. В. Познышев, впервые пошатнулись вековые устои старой карательной системы, новые гуманные идеи все с большей силой проникали в уголовные законодательства различных стран и тем самым сужали круг применения телесных наказаний. Практическая деятельность тюрем привлекала внимание ученых, общественных и религиозных организаций, правительств многих государств. Состояние тюрем в конце XYIII века было самое ужасное: везде наблюдалось смешение подозреваемых в совершении преступлений и осужденных мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, здоровых и душевнобольных, нигде государство не брало на себя забот по материально-бытовому и медицинскому обеспечению заключенных.

Внимание к тюремному заключению также было вызвано тем, что в связи с развитием идеи об исправлении осужденного началась борьба против смертной казни и телесных наказаний. В этой связи тюрьма рассматривалась как эффективное средство в борьбе с преступностью: начали проводиться тюремные конгрессы, создается "Нью-Йоркское тюремное общество", изобретаются различные тюремные системы, в университетах открываются кафедры тюрьмоведения, правительства европейских государств и Соединенных Штатов Америки не останавливаются перед значительными расходами для проведения реформы тюремной системы. Начало реформы следует отнести к 1786 году, когда в Филадельфии, штат Пенсильвания, была создана первая одиночная тюрьма, которая получила название "пенитенциарий" (от лат. pоenitetia - раскаяние), а наука о тюремном деле - название пенитенциарной науки или тюрьмоведение. Следовательно, в конце XYIII века появилась новая отрасль знаний - пенитенциарная наука (тюрьмоведение) - наука об исполнении наказания в виде лишения свободы. Предметом ее изучения стала практическая деятельность тюремных учреждений. Начало этой науке положили исследования Джона Говарда и Иеремия Бентама.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятия уголовного процесса | Пенитенциарные воззрения Джона Говарда и Иеремии Бентама
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.