Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экскурсионное дело в первые годы советской власти (1918— 1930)




Октябрьская революция, свершившаяся в 1917 г. в России, изменила всю страну, став началом нового этапа ее исторического развития.

Экскурсии как средство пропагандической работы, образования и воспитания граждан станы были использованы большевиками с первых месяцев их правления.

Сразу же после создания Народного комиссариата провсещения РСФСР было решено использовать опыт краткосрочной экскурсионной подготовки учителей, накопленный в русской школе до революции. И уже летом 1918 г. подобные курсы были организованы для учителей Северной области, их программу прослушало два потока учителей.

Дальнейшие усилия по привнесению экскурсионного метода в школьное обучение вылились в создание в феврале 1919 г. экскурсионной секции при Отделе трудовой школы Наркомпроса. Ею прежде всего были начаты работы по созданию загородных естественно-исторических станций, которые предназначались для приема школьников и проведения для них экскурсий под руководством опытных педагогов.

Все эти станции имели главной задачей организацию естественно-историеских (природоведческих) экскурсий. При станции были созданы лаборатории, кабинеты, предназначенные для обработки собираемого экскурсантами материала. На Павловской станции изучали лесной массив.

Основу для экскурсионного изучения природы другой станции — Сестрорецкой — составляли дюны и морской берег с многочисленными мелкими заливчиками, где встречались своеобразные представители животного и растительного мира приморской полосы.

Такой подбор природных объектов на экскурсионных станциях позволял экскурсантам, посещая то одну, то другую из станций, увидеть богатства природы родного края.

Работа на естественно-исторических станциях проходила следующим образом. Утром приехавшие школьники после легкого завтрака, предоставляемого станцией, отправлялись до обеда на экскурсии, на которых они собирали коллекции. После обеда экскурсанты, познакомившись с методами изучения собранного материала, работали со своими коллекциями, а также осматривали экспонаты станции. Вечером учащиеся возвращались в Петроград. На некоторых станциях учащиеся могли оставаться на ночлег и на следующий день совершать новую экскурсию. Необходимо отметить, что, несмотря на крайне тяжелое экономическое положение в стране, питание для конце 1920 г. было бесплатным. Кроме того, они добирались до станций по железной дороге по специальным проездным документам, выдаваемым экскурсионной станцией.

К 1921г. было создано 15 экскурсионных станций. В дальнейшем по целому ряду причин, среди которых были экономические, экскурсионная секция и экскурсионные станции прекратили свое существование.

Экскурсионная работа с первых лет Советского государства была тесно Связана с краеведческой деятельностью. В стране, получившей особо бурное развитие в 20-30-е гг. Было сформировано Центральное бюро краеведения (ЦБК), а во многих городах были созданы краеведческие организации. Краеведы выявляли новые объекты в своем регионе, связанные с историческим и культурным прошлым, творчеством великих русских писателей и деятелей культуры, революционным достижениями в народном хозяйстве.

Большую роль Главполитпросвет отводил развитию историко-революционных экскурсий, в которых отражались революционные события 1905 и 1917 гг. Экскурсии на историко-революционную тематику должны были не только способствовать накоплению знаний о революции, но и оказывать воспитательное воздействие.

В Москве, Ленинграде и во многих других городах устанавливались новые памятники, связанные с революционными событиями, мемориальные доски жертвам революции и героям гражданской войны. Их именами называли заводы, фабрики, колхозы, города, площади, улицы. Эти памятники и памятные места становились основой для подготовки новых экскурсий на историко-революционную тематику.

Другой приоритетной экскурсионной тематикой являлась производственная. Экскурсионные учреждения широко пропагандировали первые достижения социалистического строительства. Они устраивали экскурсии на передовые стройки, предприятия, в колхозы.

 

5. Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930—1936)

 

В 1930 г. туристскую работу в стране возглавило Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Председателем его был избран страстный поклонник путешествий в горах прокурор РСФСР Н.В. Крыленко.

Руководящим органом Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий был Центральный совет ОПТЭ во главе с президиумом. В республиках, краях и областях были учреждены оргбюро и советы ОПТЭ. На заводах, фабриках, в учебных заведениях создавались низовые организации — ячейки, объединявшие членов ОПТЭ.

В задачу ОПТЭ входили знакомство рабочих и крестьян со своей страной, показ им новых грандиозных строек, достижений в колхозном строительстве.

Экскурсии на передовые предприятия, в совхозы и колхозы включали также и работу по обмену прогрессивными методами труда.

Туристские путешествия и экскурсии решали еще одну задачу — повышение культурного уровня трудящихся.

Формирование Всесоюзной туристской организации пришлось на годы первой (1928 — 1932 гг.) и второй (1933-1937 гг.) пятилеток период, когда в стране активно проводилась культурная революция. Вся идеологическая машина государства была направлена на политическое просвещение трудящихся, формирование убежденных борцов за идеи социализма. Эти задачи должны были решать и экскурсии, среди которых в то время превалировали экскурсии на историко-революционную, производственную и сельскохозяйственную тематики. Для достижения большего эффекта от экскурсий их рекомендовалось проводить с учетом особенностей различных групп населения: профессий участников экскурсионной группы, их возраста, культурного уровня и др. То есть, в экскурсионной работе в 30-е гг. следовало обязательно соблюдать принципы дифференцированного обслуживания населения.

В 1936 г. Центральная Исполнительная Комиссия Союза ССР, проанализировав состояние туризма в стране, пришла к выводу, что дальнейшее его развитие целесообразно осуществлять в рамках двух мощных сформировавшихся к тому времени организаций: Всесоюзного совета физической культуры и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов. На первый было возложено руководство и контроль над всей работой в области туризма и альпинизма как части физической культуры, на ВЦСПС — непосредственное руководство организацией местных и дальних экскурсий и массового туризма и альпинизма.

Для решения этих задач в 1936 г. создается Центральное туристско-экскурсионное управление ВЦСПС (ЦТЭУ), которое должно было заменить Общество пролетарского туризма и экскурсий и стать ведущей организацией в стране по развитию туризма, экскурсионного дела и альпинизма. Но поступательное развитие туристско-экскурсионного дела в стане было нарушено начавшейся второй мировой войной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.