Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевые теории личности. Социальный статус личности




 

Важное место в социологии занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории сформулировали Дж.Мид, Р.Мертон и Р,Дарендорф.

Ролевая теория описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальная роль» и «социальный статус».

Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из позиций предполагает определенные права и обязанности. Такая позиция и называется статусом. Современный человек обычно имеет множество статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например, он может иметь статусы мужчины, отца, преподавателя, члена профсоюза, избирателя. Совокупность всех статусов человека называется статусным набором.

На чаще всего только один статус определяет положение человека в обществе. Этот статус называют главным или интегральным. Обычно главный статус обусловлен должностью (например, банкир, директор, экономист).

Необходимо различать также два вида статусов – личный и социальный. Личный статус – это положение, которое человек занимает в малой или первичной группе, где он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный статус, в широком смысле, - это положение человека в обществе, а в узком смысле, это положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы.

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, речи), так и во внутренней позиции.

Каждая социальная группа, большая или малая имеет свою иерархию статусов. Место статуса в этой иерархии называют рангом. Обычно люди имеют разные ранги в различных иерархиях. То есть возникает явление несовпадения статусов (статусное рассогласование). Оно возможно при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой (например, прекрасный работник на производстве и плохая хозяйка в доме); 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого статуса (пример, муж и любовник).

Кроме рассмотренных видов статусов социологи еще отличают предписанный и приобретенный статусы. Предписанный (аскриптивный) статус – это статус, в котором человек рожден, или навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. К предписанным статусам относятся статусы негра, русского, женщины, сына, старика. Типичны примеры предписанных статусов: гоголевский Хлестаков или же, если еврей – так умный человек.

Приобретенный или достигаемый (дескриптивный) статус определяется усилиями самого человека (студент, писатель, алкоголик). Если статут обладает чертами предписанного и приобретенного, это смешанный статус (безработный, инвалид).

Выделяют также естественный и профессионально-должностной, постоянный и временный статусы.

Естественный статус обусловлен биологическими, возрастными и другими устойчивыми характеристиками (мужчина и женщина, юноша и старик).

Профессионально-должностной статус – это базисный статус личности, для взрослого человека – это интегральный статус.

Постоянный статус – существует длительное время, а временный (эпизодический) – присущ человеку на короткое время.

Таким образом, социальный статус означает конкретное место, позицию, которую человек занимает в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых к индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

Чаще всего слово «роль» мы связываем с театральным действием. Но в реальной жизни человек – одновременно и актер, и автор жизненной пьесы, которая называется судьбой. Недаром еще Шекспир сказал: «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры». При этом роль человеку приходится писать исходя их сложившихся по отношению к нему требований общества. То есть социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Например, медик – лечить, студент – учиться, весельчак – веселить. Таким образом, роль дает динамическую характеристику статуса.

Каждый статус обычно включает ряд ролей, например, посмотрите, какие роли играет староста в отношениях с коллегами, с преподавателями, с деканом.

Социальную роль рассматривают в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного совпадения. Наши роли определяются тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то играет роль не в соответствии с ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например, все мы ожидаем, что продавец будет продавать нам товар, а не разговаривать с подругами. Исходя из требований общества, человек строит свою роль. При переходе индивида от одной роли к другой характерны «ритуалы перехода».

Ролевые требования воплощаются в конкретных социальных нормах (с лат. – правило, образец), сгруппированных вокруг социального статуса. Нормы могут быть формальными, зафиксированными в официальных документах и неформальными, неписаными, закрепленными молчаливыми договоренностями. Нормы могут быть общими и частными (реализовываться в одном контексте).

В нормативной структуре социальной роли выделяют 4 элемента:

1. Описание поведения, соответствующего данной роли.

2. Предписания (требования), связанные с данным поведением.

3. Оценка выполнения предписанной роли. (Социальный контроль, термин внесен в социологию Г. Тардом).

4. Санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Смысл санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Санкциями называются не только наказания, но также и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают 4 типа сочетаний, образующие логический квадрат. Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций: награды, премии, сооружение памятника и т.д.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими нормами: арест, увольнение, штраф.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, исходящее от неофициальных организаций: похвала, улыбка, комплимент.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания не предусмотренные официальными инстанциями: насмешка, клевета, отказ подать руку.

Дюркгейм и Мертон обратили внимание на случаи аномии, того положения, когда старые нормы перестают соответствовать реальности, а новые нормы еще не сформировались. По Дюркгейму в этот период растет аутоагрессия (самоубийство), а по Мертону усиливается девиация.

Выполнение ролей во многом зависит от самого индивида. Так как человек зачастую исполняет несколько ролей, между ролями (функциями) может возникнуть конфликт. Ролевой конфликт создает стрессовую ситуацию и требует гармонизации ролей. Применяется разделение, регулирование, рационализация ролей.

Рационализация ролей – усиление эмоционально-положительной реакции на одну роль и негативных эмоций по отношению к другой роли; бессознательный поиск отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли;

Разделение ролей - снятие ролевого напряжения путем неосознанного временного исключения из жизни одной из ролей или ее обязательств.

Регулирование ролей – формальная процедура отказа от социальной ответственности за одну из ролей; осознанный способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других.

3. Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности.

 

Мы уже выяснили, что человек не рождается личностью. Процесс вхождения человека в общество, включения его в социальные связи и интеграция в различные типы социальных общностей, вследствие чего происходит становление социальности индивида, называется социализацией. Термин введен Ф. Гидингсом. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе.

Личность – это человек прошедший социализацию. Фундамент социализации закладывается в раннем возрасте. Фактически это освоение правил хорошего поведения. Истории известны случаи, когда дети воспитывались животными – это так называемые феральные люди, которые после возвращения в человеческое общество, продолжали вести животную жизнь, и не могли усвоить нормы человеческого поведения.

В процессе социализации принимает участие все окружение индивида. Их называют агентами социализации: родители, родственники, соседи, сверстники, школа, коллектив, СМИ. Влияют на социализацию социальные общности, институты, конкретные события, государство. По Р. Дарендорфу «homo soveticus» (советский человек) характеризовался зависимостью от государства.

Существует три процесса социализации: 1) вертикальная трансмиссия, в ходе которой информация передаются от «родителей» к «детям»;

2) горизонтальная трансмиссия, при которой освоение опыта и традиции идет в общении со «сверстниками»;

3) непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих, так и на специальных курсах.

Основы теории социализации были заложены французом Габриэлем Тардом, считавшим, что в ее основании лежит принцип подражания, а отношения учитель - ученик – типовое социальное отношение.

По Смелзеру, процесс социализации проходит три стадии: подражания, игровой стадии и стадии групповых игр.

Большинство социологов считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Прямо по пословице: «Век живи – век учись». Выделяют первичную социализацию (для детей) и вторичную (взрослых). Для первичной – характерны, по Дж. Миду, «значимые другие» и усвоение основных ценностей и норм (например, родной язык).

Социализация взрослых отличается от социализации детей, для нее характерны процессы: ресоциализации, т.е. изменения ценностных ориентаций полученных в детстве, и десоциализации – изживания ранее усвоенных ценностей, утрата прежних навыков (изоляция от общества).

З.Фрейд выделил следующие механизмы социализации: имитации, идентификации, чувства вины и стыда.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности.

Эти механизмы позитивны. Стыд и вина – негативные механизмы.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, до получения интегрального социального статуса. Т.е. формируется модальная – наиболее распространенная статистически личность.

Часто выделяют идеальный, базисный и аддиктивный типы личности.

Однако в процессе социализации возможны сбои и неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение. Этим термином в социологии обозначают различные нежелательные формы человеческого поведения. Нежелательными были герои и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи.

Многочисленные формы девиации свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными интересами и обществом.

Мертон выделил пять типов девиации.

Типы поведения Определяемые культурой цели Институционализированнные средства
Конформизм Инновация Ритуализм Ретризм Мятеж + + - - +- + - + - +-

 

При конформизме цели и средства личности и общества совпадают. При инновации цели совпадают, но средства индивид применяет отвергаемые обществом (растрата, мошенничество и т.п.). При ритуализме отвергаются цели общества, но средства используются одобряемые обществом (бюрократия). При ретризме отвергаются и цели, и средства их достижения (наркоманы, бродяги, отшельники). Мятежники отвергают цели и средства общества, но заменяют их новыми.

Резкие отклонения от средней нормы угрожают стабильности общества и им пресекаются. Но иногда борьба с девиациями перерождается в борьбу с разнообразием, творчеством.

Чаще всего девиация проявляется у молодого поколения.

Таким образом, в широком смысле, девиация – это такое поведение, которое не одобряется общественным мнением (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство и т.д.). Но в узком смысле, под девиантным поведением подразумевают те отклонения, которые не влекут уголовного наказания. Противоправные поступки именуются в социологии делинквентными. То есть нарушение формальных норм есть делинквенция. Делинквентное поведение абсолютно, девиантное – относительно.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.