Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие организации и ее ресурсов




К понятию "организация" можно подходить с двух точек зрения: структурной и поведенческой,

При структурном подходе организация рассматривается как некое структурное образование (целостность), где происходит делегирование должностных полномочий и ответственности работникам. Организацией часто обозначают отдельное предприятие как производственную единицу, представляющую собой целостный единый организм.

При поведенческом подходе в центре исследования находится человек. Несмотря на степень продуманности структуры организации, ее успех будет определяться, в основном, его квалификацией, способностями и мотивацией к труду.

Организация - это группа людей (не менее 3 человек), деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей; эта группа людей использует определенные знания и технические приемы и выступает как целостный организм.

Для того, чтобы жить и развиваться любая организация должна иметь структуру. Структура организации - это совокупность отдельных элементов, связанных между собой таким образом, чтобы работающие в их рамках люди могли наиболее эффективно добиваться поставленных перед ними целей.

Для успешного решения поставленных целей необходимо, чтобы между отдельными элементами организации происходило организационное взаимодействие. Под организационными взаимодействиями можно понимать те формально-логические отношения, которые имеются между отдельными подразделениями организации (отношения между производственным и финансовым отделами, между отделом кадров и отделом маркетинга).

Вся эта сложная система отношений в организации координируется и управляется менеджерами. Каждый менеджер должен заранее спланировать и определить те функции и действия, которые необходимы для выполнения конкретного участка работы, а затем объединить эти функции и действия в рамках бригады, отдела, цеха или предприятия в целом.

В организации обычно выделяют формальные и неформальные организации.

Формальная организация - это та организация, где отношения людей основываются на формальных и точно определенных принципах должностных отношений «начальник-подчиненный». Особенностью ее функционирования является то, что система общений, в основном, происходит сверху вниз в форме приказов и распоряжений. Формальная организация играет более важную роль, чем неформальная организация.

Неформальная организация - это спонтанно возникшие группы людей, которые регулярно выступают между собой во взаимодействия для достижения определенной (но не формально обозначенной) цели. Ее особенностью является то, что она создается не по приказу высшего руководства, а в соответствии с личными симпатиями работников, и то, что информация у них происходит не сверху вниз, а во всех направления, без учета занимаемой должности.

Как правило, в рамках единой формальной организации существует несколько неформальных организаций со своими лидерами, ценностями, социальным статусом и идеалами. Эти группы можно определить с помощью такого метода, как социометрия (метод исследования малых групп с помощью описания системы межличностных отношений между их членами), предложенного американским психологом Дж.Морено.

Несмотря на то, что неформальная организация прямо не связана с выполнением основных производственных функций организации, она имеет большую значимость для каждого члена коллектива.

Во-первых она дает каждому субъекту чувства сопричастности и принадлежности к определенной социальной группе.

Во-вторых, в неформальной организации человек удовлетворяет свои социальные потребности в общении с близкими себе по духу людьми.

И, наконец, в-третьих, неформальная организация выполняет функцию групповой защиты и поддержки своего члена.

Конечно, формальная и неформальная организации не совпадают между собой, но в определенной степени дополняют друг друга. Менеджер обязан хорошо знать и управлять не только формальной, но и неформальной организацией.

Существуют четыре классических принципа организации, введенные в теорию и практику менеджмента У.Дж.Скоттом в 60-х годах XX века. К ним относятся:

1. Р азделение труда, которое ведет к росту производитель­ности труда за счет повышения профессионального умения работников, сокращения времени перехода от одного типа работы к другому, лучшего использования орудий труда и механизмов.

Впервые это явление было описано А.Смитом в XVIII веке. Он показал, что использование принципа разделения труда позволило увеличить производительность труда каждого работника по изготовлению булавок в десятки раз (по сравнению с тем, когда один работник производил сам все рабочие операции);

2. Каждая организация должна использовать скалярную цепь, где на вершине пирамиды существует высшая административная власть, делегирующая вниз соответствующие права и ответственность для выполнения поставленных задач;

3. Любая организация должна иметь структуру (то есть отделы и службы) ориентированную на достижения поставленных целей;

4. В организациях должен соблюдаться принцип единонача­лия (когда работник получает задание от одного руководителя и отчитывается только перед ним о выполнении задач) и диапазон контроля. то есть оптимальная норма управляемости подчиненными (по разным данным она составляет 8-12 человек и зависит от сложности выполняемой работы).

В последние годы эта классические принципы были дополнены еще двумя. К ним относятся, во-первых, принцип сохранения небольших размеров для любой организации. Опыт показывает, что крупные организации, имеющие численность свыше 1 тысячи работников, в условиях современного рынка находятся в более худших условиях, нежели малые (до 200 человек) и средние (до 500 человек) организации. Во-вторых, следующим принципом является то, что организация должна иметь несколько соподчиненных и согласованных целей. Этот принцип создает долговременную перспективу для любой организации, делает ее способной к быстрой адаптации в условиях часто непредсказуемой рыночной среды.

 

Организация - это социотехническая система, основной задачей которой является производство каких-либо товаров или услуг. Важнейшим показателем эффективности организации является производительность труда. В тоже время важнейшей характеристикой организации выступают ее собственные внутренние ресурсы.

Ресурсы организации - это то, чем располагает организация. К ним относятся:

а)человеческие ресурсы (численный и качественный состав персонала: возраст, пол, образование, квалификация, здоровье, моральные и деловые качества);

б) финансовые ресурсы (наличие денежных средств и долгов, возможность получения кредитов и так далее);

в) технические ресурсы (количество и качество техники, состояние ее физического и морального износа и другие);

г) технологические ресурсы (соответствие уровню мировых стандартов, наличие новых разработок, уровень их внедрения и так далее);

д) информационные ресурсы (знание товара, конкурентов, властных структур, потребителей и так далее).

Отсюда ясно, что ресурсы - важнейший фактор успешной деятельности организации, основа принятия менеджером стратегического плана организации. Например, если организация обладает недостаточными ресурсами, то стратегический план, скорее всего, будет направлен на ее выживание и удержание занимаемых позиций на рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.