Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объектом социологии массовой коммуникации выступает социальная массовая коммуникация




Объектно-предметная область социологии массовой коммуникации (СМК)

Характеристики межличностной и массовой коммуникации

 

Параметры Межличностная коммуникация Массовая коммуникация
Источник Семья, соседи Институт, организация
Канал «Лицом к лицу» Технологический
Время передачи Непосредственно Непосредственно или с задержкой
Расстояние Интимное, замкнутое: интимная коммуникация — 15-45 см Личная — 45-75 см Дистанцированная -75-120 см, 1-2 м Отдаленное Социальная коммуникация — 120-360 см, 3-6 м Публичная или общественная коммуникация — более 3—6 м
Приемник Семья, соседи Разнородная по составу, но относительно однородная по интересам и вкусам аудитория
Обратная связь Прямая Непрямая или отложенная
Характер регулир-ния Личный, индивидуально-идентифицируемый Бюрократически фрагментарный (внутри организации)
Функции Передача социального опыта, социализация; изменение мнений индивида и его установок; социальная ориентация; побуждение к деятельности; убеждение Для индивида Для общества
        информационная информационная
        личностной идентифик-ии социальной связи
        интеграции и социального общения обеспечение преемствен-ности
        Рекреационная развлекат-ная Рекреационо-развлекат-ная
          мобилизационная

 

В последнее время, благодаря развитию новых технологий СМИ, кабельному и спутниковому телевидению, Интернету, возникают новые — интерактивные — СМИ, деятельность которых регулируется уже не только производителями, но и непосредственными потребителями. Именно принципиальное технологическое отличие новых масс-медиа от традиционных означает размывание «трансмиссионной модели» передачи информации с минимальной «обратной связью» и отказ от пассивной фигуры реципиента как члена аудитории. В основе интерактивного общения лежит традиционная межличностная коммуникация, примером которой является беседа.

 

Коммуникация как процесс включает в себя взаимный обмен символами, значениями, информацией между двумя и большим количеством личностей, каждая из которых выступает в качестве актора — субъекта социального действия. Каждый такой субъект стремится определенным образом воздействовать на реципиента, т.е. на человека, которому адресовано сообщение, с целью стимулировать в некотором смысле ответный результат — чувство, оценку, действие и т.п.

Американский социолог Т. Парсонс: «Поскольку коммуникация является частью социального процесса, постольку личности действуют в рамках роли, природа которой зависит от ее отношений с актуальными и реальными реципиентами сообщения, и от источников, из которых она получает коммуникативное содержание».

Согласно Т. Парсонсу, в процессе коммуникации взаимодействуют несколько элементов:

1) действие актора и/или носителя сообщения;

2) ответная реакция реципиента;

3) содержание коммуникативного процесса;

4) взаимные роли, связывающие участников коммуникативного взаимодействия.

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, способствует накоплению и передаче социального опыта, его обогащению, разделению труда и обмену его продуктами, организации совместной деятельности, трансляции культуры.

Чем сложнее деятельность общества, социальных организаций и институтов и чем больше в связи с этим накапливаемый объем информации (научной, художественной, политической, бытовой и т.п.) тем более важную роль играет социальная коммуникация.

Предметом социологии массовой коммуникации являются закономерности функционирования и развития массовых коммуникаций, опосредованных обществом: реальной деятельностью личности, группы, общности и общества в определенном социокультурном контексте.

Социолога интересуют устойчивые и повторяющиеся типы массовых коммуникаций, их социальные характеристики.

Основанная проблематика СМК:

- социальные функции Смк (средств массовой коммуникации) в обществе;

- Смк как социальная подсистема;

- роль Смк в жизни индивида и группы;

- государство, политика и Смк;

- гражданское общество и Смк;

- бизнес и Смк;

- социальные характеристики коммуникатора и аудитории; их мотивы, ценности и нормы;

- содержание массовой коммуникации;

- функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их коммуникации (передачи и получения смысловой и оценочной информации);

- социальные результаты (эффекты) воздействия масс-медиа на реципиентов;

- социальные характеристики журналистских практик;

- социальная ответственность журналиста;

- жизненные миры журналиста;

- социальные требования к информационному продукту;

- особенности и этапы массово-коммуникативной деятельности и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.