Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество сверстников как фактор социализации

Семья как институт социализации

Социальный статус семьи как института социализации опреде­лен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации. Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связан­ной узами супружества - родительства -родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи.

Существование семьи как социальной общности и как места рождения и социализации детей основано на массовой потребности людей в семейном образе жизни. Семья на протяжении длительной истории человечества остается основной формой организации вос­производства обществ. Именно семья остается главной, историче­ски сложившейся формой личностного удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения. Однако в последнее время достаточно четко намечается тенденция уменьшения потреб­ности семьи в детях, что сказывается на демографической ситуации, сложившейся в ряде стран.

Основными мотивирующими факторами образования семьи выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь де­тей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в пони­мании, создание психологической «ниши», поиск способов и ме­ханизмов психологической защиты.

Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой. Неспе­цифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. К специфическим функциям семьи относятся репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).

Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Поэтому при характери­стике семьи указывают, какой модели она соответствует - тради­ционной или же современной. Традиционные семьи имеют родст­венно-семейный тип организации, а современные - ценностям рода предпочитают экономические и личностные интересы.

Виды отношении между сверстниками. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в таких малых группах, как группы детского сада, школьные классы, различные неформальные детские и под­ростковые объединения.

В каждой малой группе существует своя неповторимая «мозаика» межличностных отношений. Однако как бы ни отличались друг от друга малые группы по межличностным отношениям, они всегда несут на себе влияние стереотипов поведения, норм, особенностей общения, «языка», присущих большим социальным группам.

В детских и подростковых группах психологи выделяют функ­ционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками. Функционально-ролевые от­ношения зафиксированы в специфичных для данной общности сфе­рах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной) и разворачива­ются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Основная функция эмоционально-оценочных отношений в дет­ской и подростковой группе - осуществление коррекции поведе­ния сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские привязанности и пр. Они возникают в онтогенезе довольно рано. Так, если дошко­льник следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают «жалобы» взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

Личностно-смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверст­ников личностный смысл. При этом другие начинают переживать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, дейст­вуют. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявля­ются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окру­жающими берет на себя роль взрослого и действует согласно ей.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Каково соотношение социализации и воспитания? Какой процесс явля­ется частью другого?

2. Какие механизмы процесса социализации известны? Какие механизмы со­циализации следует поддерживать и развивать в учащихся?

3. Какую роль в социализации играют этнические особенности?

4. Как влияют на социализацию ребенка средства массовой коммуникации?

5. Почему семья считается базовым фактором социализации? Что это означает?

6. Какую роль в социализации играет общество сверстников?

7. Какой фактор социализации оказывает наибольшее влияние? При ка­ких условиях это верно?

Практические задания:

1. Предложите свою классификацию факторов социализации. Структурируйте факторы социализации в схеме.

 

2. Опишите факторы, которые имели преимущественное влияние в вашей социализации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства массовой коммуникации и их роль в процессах социализации | Лекция 6. Тема: Целостный педагогический процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.