Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Математическая психология: объект, предмет, история развития




Основные направления развития моделирования в психологии

Моделирование в психологии развивается в 2 направлениях:

1) знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности - моделирование психики;

2) организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности (напр., в лабораторных условиях), что принято называть психологическим моделированием.

 

Моделирование психики - метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в модели можно выделить след. классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов.

Моделирование психики тесно связано с проблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем. Работы по моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных областях - бионике, кибернетике, вычислительной технике, информатике, синергетике. Первые успехи в моделировании психики достигнуты в середине XX в. на базе цифровой и аналоговой вычислительной техники.

Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности, эвристические) модели. С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и свойств психики, как восприятие, память, обучаемость, логическое мышление и т. д. Делаются первые попытки построить вещественные - гипотетические и бионические - модели психической деятельности (напр., перцептрон Ф. Розенблата, пандемониум О. Селфриджа и др.).

Математическая психология – это раздел теоретической психологии, использующий для построения теорий и моделей математический аппарат.

«В рамках математической психологии должен осуществляться принцип абстрактно-аналитического исследования, в котором изучается не конкретное содержание субъективных моделей действительности, а общие формы и закономерности психической деятельности» (Крылов, 1995)..

Объект математической психологии: естественные системы, обладающие психическими свойствами; содержательные психологические теории и математические модели таких систем.

Предмет – разработка и применение формального аппарата для адекватного моделирования систем, обладающих психическими свойствами.

Метод – математическое моделирование.

Процесс математизации психологии начался с момента её выделения в экспериментальную дисциплину. Этот процесс проходил ряд этапов.

Первый – применение математических методов для анализа и обработки результатов экспериментального исследования, а также выведения простых законов (конец XIX – начало XX века.). Это время разработки закона научения, психофизического закона, метода факторного анализа.

Второй – (40 – 50-е годы) – создание моделей психических процессов и поведения человека с использованием ранее разработанного математического аппарата.

Третий – (60-е годы – по настоящее время) – выделение математической психологии в отдельную дисциплину, основная цель которой – разработка математического аппарата для моделирования психических процессов и анализа данных психологического эксперимента.

Четвёртый этап ещё не наступил. Этот период должен характеризоваться становлением психологии теоретической и отмиранием – математической.

Часто математическую психологию отождествляют с математическими методами, что является ошибочным. Математическая психология и математические методы соотносятся друг с другом так же, как теоретическая и экспериментальная психология.

Термин «математическая психология» стал применяться с появлением в 1963 г. в США «Руководства по математической психологии». В эти же годы здесь начинает издаваться журнал “Journal of Mathematical Psychology”.

Основные тенденции развития математической психологии.

В 60 – 70-е гг. получили широкое распространение работы по моделированию обучения, памяти, обнаружения сигналов, поведения, принятия решений. Для их разработки использовался математический аппарат вероятностных процессов, теории игр, теории полезности и другие. Было завершено создание математической теории обучения. Наиболее известны модели Р.Буша, Ф.Мостеллера, Г.Бауэра, В.Эстеса, Р.Аткинсона. (В последующие годы наблюдается снижение количества работ по данной проблематике.) Появляется множество математических моделей по психофизике, например С.Стивенса, Д.Экмана, Ю.Забродина, Дж.Светса, Д.Грина, М.Михайлевской, Р.Льюиса. В работах по моделированию группового и индивидуального поведения, в том числе в ситуации неопределённости, использовались теории полезности, игр, риска и стохастические процессы. Это модели Дж.фон Неймана, М.Цетлина, В.Крылова, А.Тверского, Р.Льюиса. В рассматриваемый период создавались глобальные математические модели основных психических процессов.

В период до 80-х годов появляются первые работы по психологическим измерениям: осуществляется разработка методов факторного анализа, аксиоматики и моделей измерения, предлагаются различные классификации шкал, ведётся работа над созданием методов классификации и геометрического представления данных, строятся модели, основанные на лингвистической переменной (Л.Заде).

В 80-е годы особое внимание уделяется уточнению и развитию моделей, связанных с разработкой аксиоматики различных теорий.

В психофизике это:

§ современная теория обнаружения сигналов (Д.Светс, Д.Грин),

§ структуры сенсорных пространств (Ю.Забродин, Ч.Измайлов),

§ случайных блужданий (Р.Льюис, 1986),

§ различения Линка и другие.

В области моделирования группового и индивидуального поведения:

§ модель решения и действия в психомоторных актах (Г.Корнеев, 1980),

§ модель целенаправленной системы (Г.Корнеев),

§ «деревья» предпочтения (А.Тверской),

§ модель системы знаний (Дж.Грино),

§ вероятностная модель научения (А.Дрынков, 1985),

§ модель поведения в диадном взаимодействии (Т.Савченко, 1986),

§ моделирование процессов поиска и извлечения информации из памяти (Р.Шифрин, 1974),

§ моделирование стратегий принятия решений в процессе обучения (Р.Венда, 1982) и другие.

В теории измерения:

§ Множество моделей многомерного шкалирования (МШ), в которых прослеживается тенденция к снижению точности описания сложных систем – модели предпочтения, неметрическое шкалирование, шкалирование в псевдоевклидовом пространстве, МШ на «размытых» множествах (А.Дрынков, Т.Савченко, В.Плюта);

§ Модели конфирматорного анализа, позволяющие формировать культуру проведения экспериментального исследования;

§ Применение математического моделирования в психодиагностике (А.Анастази, П.Клайн, Д.Кендалл, В.Дружинин).

В 90-х годах глобальные математические модели психических процессов почти не разрабатываются, однако, значительно возрастает количество работ по уточнению и дополнению существующих моделей, продолжает интенсивно развиваться теория измерений, теория конструирования тестов; разрабатываются новые шкалы, более адекватные реальности (Д.Льюис, П.Саппес, А.Тверски, А.Марли); широко внедряется в психологию математический подход к моделированию.

Если в 70-е годы работы по математической психологии в основном появлялись в США, то в 80-е наблюдается бурный рост её развития в России, в настоящее время, к сожалению, заметно снизившийся из-за недостаточного финансирования фундаментальной науки.

Наиболее значимые модели появились в 70-е – начале 80-х годов, далее они дополнялись и уточнялись. В 80-е годы интенсивно развивалась теория измерений. Эта работа продолжается и сегодня. Особенно важно, что многие методы многомерного анализа получили широкое применение в экспериментальных исследованиях; появляется множество специально ориентированных на психологов программ анализа данных психологического тестирования.

В США большое внимание уделяется чисто математическим вопросам моделирования. В России же, наоборот, математические модели, зачастую, не обладают достаточной строгостью, что приводит к неадекватному описанию реальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.