Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Досуговая деятельность различных слоёв общества в средние века

Календарные и церковные праздники.

Несмотря на некоторые жесткие методы, используемые церковниками для насаждения и укрепления на Руси новой веры, распространение христианства несло в себе прогрессивные начала. Оно способствовало развитию просвещения и образования, проникновению элементов западной культуры в российское общество. Но данные веяния коснулись прежде всего высших слоев общества.

11 в. - время рождения древнерусской литературы, письменности. При монастырях в 11-12 веках начали собираться первые библиотеки. К 13 веку появилась и "мирская" литература, книжное чтение стало одним из основных занятий образованных людей Руси. Чтение воспринималось не только как учение, но как вид досуговой деятельности.

С 14 века начинается развитие зодчества. Увеличивается число церквей. Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.

Церковь выступала для средневекового человека в качестве своеобразного культурного центра. В сельских общинах ("мирах") возводились "мирские церкви". Церковная трапезная становится местом общинных сходок и праздничных церемоний. Регулярное посещение церкви в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа. Церковь становится местом провождения свободного времени и дает возможность общения. Среди церковных служителей появилось понятие "глумы", под которым понимали беседы людей во время богослужения по волнующим их социальным вопросам.

 

В эпоху средневековья появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты - скоморохи. К 30-м годам 15 века относится первое упоминание о "медвежьей потехе" - уличным комедиям с участием медведя и "кукольным представлениям". Зрелища или "позоры", как называли их в древности, резко осуждались церковью, но всегда собирали большое количество народа.

На протяжении средних веков на Руси создавались условия для расширения форм культурно - досуговой деятельности. Укрепление государственности содействовало развитию духовной культуры общества. Усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран. Со времени царя Алексея Михайловича в Россию стали ввозить европейские журналы, книги. Цари отдавали предпочтение игре в шахматы. Во дворце в шахматы играли каждый день. При оружейной палате дворца служили специальные мастера, главная обязанность которых состояла в изготовлении и почине шахмат, от чего оно получили название "шахматников".

При царском дворе так же сохранялись досуговые занятия, бытовавшие еще в глубокой древности. Царь и знатные вельможи держали "бахарей", "домрачеев" - людей, которые пели песни, рассказывали сказки и истории об иностранных обычаях и старине. В дворовом штате царя состояли шуты и шутихи, карлы и карлицы. Для представлений во дворце была построена "Потешная палата".

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было "затворничество" женщин, что сказывалось на их досуге. Женщина - крестьянка имела право принимать участие во всех коллективных праздниках и других формах общественного досуга, что определялось условиями жизни и крестьянского труда. Женщины из боярских, дворянских, купеческих семей были сильно ограничены в способах проведения досуга. Им не разрешалось принимать участие в коллективных празднествах, не допускались музыка и танцы. В лучшем случае они могли развлечься под представления шутов и скоморохов. Посещение церкви разрешалось только с согласия мужа. Основные правила поведения для русского человека были сформулированы в "Домострое".

Наблюдалось различие в проведении досуга городского и сельского населения. В городе раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на ритуально - обрядовую сторону праздников. Труд ремесленников и торговцев не был на прямую связан с природно-климатическими условиями и поэтому представления о связи некоторых праздников с божественными силами не имели толь важного значения. Совершение обрядов все больше приобретало для городского люда характер игрового элемента, вносившего разнообразие и зрелищность в праздничное веселье.

В городах по сравнению с деревнями и селами устраивалось больше ярмарок и базаров, на которых городские жители могли пообщаться, завязать новые знакомства, обменяться новостями. Городская площадь привлекала бродячих артистов, вследствие чего горожане чаще имели возможность смотреть различные уличные представления.

Таким образом, досуговая деятельность в средние века отличалась большим разнообразием форм. Досуг всех слоев российского общества опирался на народную традиционную основу. Различия касались по преимуществу лишь внешней атрибутики досугового времяпрепровождения, обусловленной имущественным положением человека. На протяжении обозначенного периода досуг носил в основном коллективный, общественный характер.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние религии на культуру и досуг | Церковно-монастырская система благотворительности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.