Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы периодизации развития личности




Для удобства изучения длительного периода развития личности обратились к приему периодизации, т.е. расчленение всего временного континуума жизни человека на периоды, обладающие специфическими характеристиками. Так были выделены периоды– ­­это промежутки времени, охватывающие определенный законченный процесс. В психологии единого общепринятого взгляда на периодизацию, ее ведущие основания и движущие силы нет. Психологи единодушны в том, что важное значение имеет культурно-историческая специфика времени, в котором личность живет и развивается.

Личность – субъект социальных отношений. Поэтому в качестве основания периодизации выбирается социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психологическое новообразование.

В отечественной психологии наибольшую популярность приобрела периодизация Д.Б. Эльконина. Он разделил детство на эпохи, в каждой из которых 2 периода. Первый - усвоение задач и развитие мотивационно-потребностной стороны деятельности, второй – усвоение способов деятельности. При этом каждому периоду соответствует четко фиксированная ведущая деятельность:

Таким образом, у психического развития в форме его перехода от одного периода к другому есть свои движущие силы, не зависящие от внешних условий, какими бы они не были, развитие идет по своим внутренним законам.

Чтобы раскрыть качественное своеобразие каждого периода, следует использовать понятия «социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «психологическое новообразование».

Идея социальной ситуации развития была сформу­лирована Л.С.Выготским. «Социальная ситуация развития, - писал он, — представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в раз­витии в течение данного периода. Она определяет це­ликом и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свой­ства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуаль­ным». Поэтому, рассматривая периоды (стадии) развития личности, следует анализировать соци­альную ситуацию развития, которая характеризуется прежде всего системой взаимоотношений личности с окружающими. Входя в различные формальные и не­формальные группы, личность определяет свое отно­шение к групповым нормам и ценностям, усваивает новые социальные роли. Важным моментом развития личности на определенной стадии становится ее отношение к самой себе. Осознание своих свойств и качеств приводит индивида к формированию потребности быть личностью. Таким образом, под социальной ситуацией развития понимают специфическую для каждого возрастного периода систему отношений личности в социальной действительности, отраженную в ее переживаниях и реализуемую в совместной деятельности с другими людьми.

Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н.Леонтьева. «Это такая деятельность, — указыва­ет он, — развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах, психологиче­ских особенностях личности на данной стадии ее раз­вития». Каждая стадия становления характеризуется разнообразными видами деятельности. Осуществляя их, личность разностороннее развивается. Но всегда имеется одна деятельность, которая выполняет опре­деляющую, ведущую функцию в развитии личности. Особую роль в превращении той или иной деятельно­сти в ведущую играет отношение личности к ней. Если деятельность выполняется охотно, заинтересо­ванно, если она приобрела для индивида особый лич­ностный смысл, то основное развитие инициируется в первую очередь ею.

Ведущая деятельность имеет следующие признаки:

• от нее зависят основные психологические ново­образования каждой стадии становления личности;

• в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности;

• в ней возникают и формируются частные пси­хические процессы.

Каждая стадия развития имеет свое особое значе­ние для психики человека и характеризуется уни­кальными психологическими новообразованиями, кото­рые, включаясь в состав генетически более поздних стадий, не растворяются в них, а, наоборот, сущест­венно обогащаются, так как новая, более сложная систе­ма наделяет своим системным качеством формы психики, поведения, деятельности, возникшие на пред­шествующих стадиях. При этом, чем полноценнее развиваются генетически ранние формы психики, тем более богатые потенции создаются для последу­ющего ее прогресса.

Таким образом, каждому периоду развития личности в детстве соответствует своя социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психологическое новообразование (таблица 1).

Таблица 1

Период Возраст Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Личностное новообразование
Новорожденность 0-1 мес. Взрослый - Ребенок Физиологические отправления Способность активно бодрствовать, перцептивная память
Младенчество 1 мес. – 1 год Взрослый-Ребенок Эмоциональное общение Способность активно реагировать на эмоциональные стимулы
Раннее детство 1-3 года Взрослый-Ребенок Предметно-манипулятивная деятельность Потребность в ориентировке, речь, система «Я»
Дошкольное детство 3-7 лет Ребенок-Взрослый Сюжетно-ролевая игра Внутренняя позиция, соподчинение мотивов
Младшее школьное детство 7-12 лет Ребенок-Сверстники Учение Произвольное целеполагание
Младший подростковый возраст 12-15 лет Мл.подросток-Сверстники Интимно-личностное общение Способность к идентификации
Старший подростковый возраст 15-17 лет Стар.подросток - Сверстники Учебно-профессиональная деятельность Чувство одиночества, первая любовь, потребность в профессиональном самоопределении

 

А.В. Петровский, анализирую эту концепцию, возражает против выбора в качестве основания периодизации детства ведущей деятельности и считает, что всестороннее и гармоничное развитие личности требует формирования на каждом этапе комплексной, многоплановой деятельности, т.е. в деятельности не должно быть, на его взгляд, ведущих и ведомых компонентов.

Он предлагает обобщенную модель развития личности в онтогенезе:

1. фаза адаптации – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

2. фаза индивидуальности – поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности.

3. фаза интеграции - принятие личности коллективом, группой, отождествление себя с группой.

Таким образом, личность проходит эти фазы многократно, каждый раз заново в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза.

Суммируя вышесказанное, определим собственную точку зрения на толкование понятия «развитие». Это специально проектируемый и прогнозируемый процесс последовательного прогрессивного изменения психики человека, влекущий за собой адекватное изменение личности в целом, включая её психические процессы, свойства и состояния, детерминируемый совокупным единством биологической (мы имеем в виду развитие органических предпосылок функций психики - нервной системы, анатомо-физиологических особенностей человека), социальной и личностно активной составляющих, характеризующийся стадиальностью и имеющий своим результатом появление личностных новообразований (личностных черт, ценностно-смысловых конструктов, личностных смыслов, личностного образа мира), определяющих её поведение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.