Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поверхностные явления




Расчет потребности в финансировании образовательных учреждений

Несмотря на то, что общая схема определения потребности системы образования в бюджетных средствах представляется достаточно понятной, расчет потребности в бюджетных средствах является трудоемкой и сложной работой. В данном случае не ставится задача подробно описать весь порядок расчета. Это займет слишком много места, да и по стилю изложения это будут тогда, скорее, методические материалы. Но более детально ознакомиться с общим порядком расчета все-таки необходимо.

Основными исходными данными для расчета потребности в финансировании являются следующие:

• контингент студентов, учащихся, воспитанников;

• система оплаты труда работников образования;

• нормативы социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников, работников образовательных учреждений;

• материальная база образовательных учреждений: кубатура зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе и др.

Источниками для получения этих данных являются формы статистического наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности.

На первом этапе определяется величина контингента учащихся в образовательном учреждении на планируемый год. Она устанавливается (табл. 6.7), как правило, органом управления образованием, в ведении которого находится образовательное учреждение, двумя основными путями:

• установлением задания на подготовку специалистов;

• утверждением контингента учащихся в составе «производственных показателей образовательного учреждения», принимаемых для расчета бюджетного финансирования.

Лицензионное ограничение контингента учащихся в образовательном учреждении представляется понятным, поскольку отражает возможности материальной базы и ее качества применительно к установленным государством условиям осуществления образовательного процесса. И если принято решение, что в нормальных условиях в конкретной школе должно обучаться не более 500 человек, то больше в ней учиться и не должно. А если необходимо принять больше, то нужно, либо изменить существующие условия обучения либо требования к ним.

 

Таблица 6.7. Определение контингента учащихся в образовательных учреждениях

 

Задания учредителя по обучению представляют собой в полном смысле слова—задания, т.е. принятое учредителем решение о величине контингента учащихся в образовательном учреждении, обучение которого оплачивается (финансируется) учредителем из своего бюджета. На государственном уровне эти решения принимаются органом управления образованием, в ведении которого это учреждение находится, и финансируется из государственного бюджета соответствующего уровня. В негосударственных учебных заведениях задания могут устанавливаться решением учредителя и финансироваться им из своих средств.

Как нетрудно заметить из приведенной в табл. 6.7 информации, в пределах лицензионных требований определяется контингент учащихся тех уровней образования, где обучение является либо общедоступным и бесплатным (дошкольное, школьное), либо в учреждениях дополнительного образования, где обучение осуществляется на платной или на бесплатной основе, но в пределах устанавливаемой величины контингента обучающихся. Специально на проблемах формирования контингента останавливаться не будем. Отмечу только, что общедоступность образования заключается в том, что в учебные заведения должны быть приняты все желающие там обучаться, но только в пределах установленной лицензией численности.

Поскольку мест в дошкольных учреждениях в настоящее время не хватает, то серьезных проблем с формированием в них контингента воспитанников не возникает. Действуют лишь лицензионные ограничения. В общеобразовательных школах картина несколько другая. Демографическая ситуация по стране в целом такова, что сформировать определенный контингент учащихся в них является проблемой. Поэтому учет учащихся осуществляется очень тщательно, в том числе и тех, кто только будет поступать на обучение в школу (по фактору проживания вблизи данной школы, например).

Основные расчеты объемов финансирования осуществляются с использованием показателя среднегодового контингента учащихся, который определяется по формуле:

где ¯ N —среднегодовой контингент учащихся; Nн —численность учащихся на начало года; Nвыб —численность учащихся, выбывающих в течение года (в т. ч. выпускников); Nпост —численность учащихся, поступающих на обучение в планируемом году; Nк —численность учащихся на конец планируемого года.

Для учреждений высшего профессионального образования среднегодовой контингент определяется несколько иначе:

• по дневной форме обучения—как сумма показателей приема на обучение за число лет лет обучения (5–6 лет) без учета отсева;

• по остальным формам обучения—по фактическому контингенту.

Такой порядок расчета контингента был введен в 1987 г. с целью стимулирования учебных заведений к повышению качества обучения и устранения зависимости численности профессорско-преподавательского состава от численности студентов. Следует отметить, что одновременно для вузов были введены нормативные показатели числа студентов в расчете на одного преподавателя по формам обучения:

• дневная—8 студентов (увеличен в настоящее время до 10);

• вечерняя—15 студентов;

• заочная—35 студентов.

Для отдельных показателей финансирования используются данные о фактическом числе учащихся определенных категорий.

Потребность в средствах на оплату труда рассчитывается исходя из численности и квалификационной структуры преподавательского персонала и других категорий работников образовательного учреждения.

Число должностей преподавателей (воспитателей), необходимых для обучения и (или) воспитания планируемого контингента студентов, учащихся, воспитанников, определяется на основе показателей контингента учащихся (воспитанников) и установленных соотношений числа учащихся и преподавателей, числа педагогов на один класс-комплект—класс (учебную группу) заданной численности учащихся, числа воспитателей на группу воспитанников ит.д.

Например, для студентов высших учебных заведений установлены соотношения, указанные выше. Поэтому расчет числа должностей профессорско-преподавательского состава будет определяться по формуле:

где Nдо — численность студентов дневной формы обучения; Nво — численность студентов вечерней формы обучения; Nзо — численность студентов заочной формы обучения. Не нужно удивляться тому, что результат может получиться не целым—рассчитывается показатель числа должностей, допускающий дробный результат, а не численности профессоров.

Следует учитывать, что по отдельным специальностям (художественные, музыкальные, связанные с изучением восточных языков и др.) и отдельным высшим учебным заведениям специальными решениями установлены индивидуальные соотношения, уменьшенные по сравнению с приведенными в расчете, что также требует уточнения полученных результатов.

Число должностей педагогических работников общеобразовательных школ определяется иначе, но также с учетом контингента учащихся. Расчет осуществляется в следующем порядке:

1) определяется среднегодовой контингент учащихся по каждому классу в отдельности;

2) определяется число классов исходя из установленной численности учащихся в классе в 25 человек; при наличии условий и средств возможно комплектование классов меньшей численности обучающихся;

3) рассчитывается число ставок учителей по каждому класскомплекту исходя из соотношений учебного времени учащихся3 и рабочего времени учителей по каждому классу;

4) число ставок учителей увеличивается в связи с необходимостью преподавания отдельных предметов в группах, т. е. в классах меньшей численности.

Базовый расчет числа ставок на класс приведен в табл. 6.8.

 

Таблица 6.8. Базовый расчет числа ставок педагогических работников общеобразовательной школы

На практике, конечно, полученные результаты будут отличаться от базовых, поскольку для проведения занятий требуются не просто педагоги, а педагоги по разным предметам, по которым предусмотрена разная предельная рабочая нагрузка.

Определяется также число должностей воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования (руководители секций, кружков и т. п.), педагогического персонала для обучения детей на дому.

Необходимо учитывать и другие факторы, определяющие число ставок педагогических работников.

Численность других категорий работников образовательных учреждений определяется на основе:

• типовых штатов (типовые штаты определяют число должностей различных категорий работников образовательных учреждений в зависимости от численности учащихся);

• установленных норм обслуживания материально-технической базы образовательного учреждения;

• сложившихся соотношений между различными категориями работников (такой вариант применяется для расчета фонда оплаты труда работников, не относящихся к профессорско-преподавательскому составу вузов, когда фонд оплаты труда этих работников определяется в процентах к фонду оплаты труда профессорско-преподавательского состава).

После того как определено число различных должностей работников образовательных учреждений, рассчитывается фонд оплаты труда работников в соответствии с действующей системой оплаты труда, принятой для системы образования. В настоящее время размеры оплаты труда работников образования определяются Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы (ЕТС), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.92 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». ЕТС содержит 18 разрядов, по которым распределены должности работников бюджетной сферы. Каждому разряду соответствует разрядный коэффициент. Смысл такой дифференциации в оплате состоит в установлении размера должностного оклада по первому разряду и определении окладов по остальным разрядам путем его умножения на тарифный коэффициент соответствующего разряда. Параметры ЕТС и тарифных ставок оплаты труда утверждены и приведены в табл. 6.9.

 

Таблица 6.9. Межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений

Отнесение должностей к разрядам осуществляется в соответствии с отраслевыми тарифно-квалификационными справочниками на основании решений тарифных комиссий образовательных учреждений. При утверждении ЕТС было установлено также и распределение должностей работников образования по тарифным разрядам (табл. 6.10)

При расчете фонда оплаты труда работников образовательных учреждений учитываются также все предусмотренные законодательными и нормативными документами дополнительные выплаты: надбавки, доплаты, компенсации и др.

Например, полученный в результате расчетов суммарный фонд заработной платы педагогических работников общеобразовательных школ увеличивается на надтарифный фонд, определяемый процентом от фонда заработной платы и составляющий для школ 25%. Надтарифный фонд предназначен для установления доплат за дополнительные виды проводимых учителями работ—проверку тетрадей, классное руководство ит.п.

Таблица 6.10. Распределение должностей работников образования по разрядам ЕТС

В принципе, расчет можно сделать по данным о площадях учебных заведений (данные государственного статистического наблюдения) и отчетных данных о фактических выплатах хозяйственному персоналу, обслуживающему эти площади. Разумеется, полученный результат будет весьма и весьма «средним», годящимся для обобщенных и оценочных расчетов. Для образовательного учреждения необходимо считать более точно, учитывая все необходимые для этого факторы.

При расчете фонда оплаты труда необходимо учитывать также районный коэффициент для выплаты надбавок за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, иные дополнительные надбавки к фонду заработной платы, связанные с индивидуальной спецификой учебных заведений. Такими факторами может выступать наличие (в вузе) ядерного реактора, ботанического сада, обсерватории, опытных полей, садов, пришкольного хозяйства, лесхоза и др.

Приведенный порядок расчета является схематичным, служит для целей «введения в курс дела» и не учитывает, разумеется, всех тонкостей этого процесса. Да и системы оплаты труда в регионах могут отличаться от ЕТС в большую сторону как за счет повышения ставки первого разряда, так и за счет применения различных надбавок и доплат стимулирующего характера. Все это, разумеется, должно учитываться при проведении расчетов.

Следует еще раз отметить, что расчет фонда оплаты труда является наиболее ответственной частью расчета потребности в средствах по следующим причинам:

• расчет в конечном итоге касается заработной платы конкретных людей, причем людей, в основном, высокой квалификации, труд которых и так оплачивается достаточно низко;

• оплата труда регулируется множеством нормативных документов, которые должны быть учтены в расчетах в полном объеме;

• оплата труда является важнейшим социальным и политическим фактором, поэтому проверяется и контролируется в первую очередь.

Начисления на заработную плату рассчитываются исходя из ставки единого социального налога, составляющего 26%.

Определение потребности в средствах для выплаты стипендий и осуществления иных выплат социального характера осуществляется методом прямого счета: определяется фактическое число обучающихся и работников образовательного учреждения, имеющих право на получение указанных выплат, и умножается на установленные величины выплат. Никаких особых сложностей этот расчет, с моей точки зрения, не содержит, за исключением вопросов организационного характера, связанных с определением тех лиц, кто действительно должен получать эти выплаты. Если эти работы проведены правильно, то результат получается точным.

Расчет потребности в средствах по другим направлениям расходов осуществляется на основании существующих (в том числе и ориентировочных, примерных, расчетных) нормативов и санитарных норм, по которым определяются количественные показатели потребности образовательного учреждения в ресурсах (тепло, электроэнергия, водоснабжение и водоотведение, газ), необходимых для нормального функционирования учебного заведения, а также нормативы износа оборудования, расходования материалов, регулярности проведения текущего профилактического и капитальных ремонтов, количества телефонов, необходимых транспортных средств, средств связи ит.д. Все эти данные обобщаются с учетом потребления аналогичных ресурсов в предыдущие годы – потребление ресурсов в планируемом году может отличаться от объемов потребления предыдущих лет вследствие каких-либо изменений в образовательном учреждении. Если таковых нет, то и физическое потребление ресурсов будет оставаться на прежнем уровне. А затем полученные результаты умножаются на цены и тарифы приобретения этих ресурсов, проведения работ и оказания услуг и вычисляется базовый объем потребности в финансировании по этим видам расходов.

В результате проведенных расчетов получается так называемая «нормативная» или базовая потребность образовательных учреждений в бюджетных средствах. Поскольку реальное финансирование обычно отличается от рассчитанной потребности, то последняя используется в качестве базы распределения бюджетных средств.

Затем полученные результаты оформляются в виде бюджетной сметы образовательного учреждения в соответствии с экономической бюджетной классификацией (приведена на с. 201 настоящей книги) и представляются в орган управления образованием соответствующего уровня, в ведении которого находится образовательное учреждение, для включения в проект бюджета по отрасли «Образование».

Разнесение затрат по статьям осуществляется в соответствии с порядком отнесения расходов к статьям экономической классификации - методическими материалами Минфина России. Общий порядок такого «разнесения“ определяется содержанием соответствующей статьи экономической классификации. К сожалению какого-либо обобщенного подхода, для проведения такой работы не сформировано. Это затрудняет работу в данной области. К тому же и бюджетная классификация регулярно изменяется.

Разумеется, проект сметы можно сразу рассчитывать по статьям экономической классификации. Но порядок такого расчета (по последнему варианту классификации) еще не разработан, что затрудняет работу. К тому же, в рамках данной работы ставилась задача показать содержательную сторону определения потребности в бюджетном финансировании. Что и сделано в меру понимания этого процесса автором.

 

Конструкция полупроводниковых кри­сталлов современных приборов и интегральных микросхем характеризуются очень малыми размерами областей (единицы и доли мкм) от поверхности кристалла, в которых происходит преобразование электрических сигналов.

Физические процессы на поверхности полупроводника в большой степени определяют электрические характери­стики и параметры полупроводниковых приборов и интег­ральных микросхем.

В полевых транзисторах, важней­шие физические процессы, определяющие их принцип дей­ствия, протекают непосредст­венно в приповерхностном слое.

 

Рассмотрим следующие физические процессы:

- поверхностный заряд;

- эффект поля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.