Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 3. Основные тенденции культурного развития в 20-30-е гг




Наука.

Кинематограф.

В Украине в области живописи и графики активно работали такие мастера, как А.Мурашко, А.Новаковский, И.Трут, П.Ковжун, М.Сосенко, М.Бойчук. Большинство из них имели европейское образование и испытали влияние современных художественных тенденций. Международное признание приобрел резчик О.Архипенко, создатель нового направления в искусстве.

Национальный театр:

1904 г. Н.Лысенко основал в Киеве музыкально-драматическую школу,

1907 г. там же функционировал первый украинский стационарный театр М.Садовского,

1915 г. И.Марьяненко основал «Товарищество украинских актеров». Театры и труппы Надднепровской Украины и Галичины ставили пьесы Л.Украинки, В.Винниченко, они стремились освоить миро­вую классику, обращались к произведениям европейских авангардист­ских авторов.

1916г. Л.Курбас стал организатором «Молодого театра» в Киеве, в котором на высоком художественном уровне решались задачи обновления украинского сценического искусства. Национальный театр предреволюционного периода воспитал таких выдающихся актеров, как М.Садовский, П.Саксаганский, М.Занъковецкая и др. Представители украинского театрального искусства были подлинными патриотами.

Первые украинские хроникальные фильмы были сняты в Харькове. Там же актер А.Алексеенко ставит фильмы по произведениям И.Котляревского, Н.Гоголя, М.Старицкого. Первый украинский постановщик и оператор Д.Сахненко был создателем таких фильмов, как «Наталка Полтавка», «Запорозька Січ», «Богдан Хмельницький», в которых участвовали выдающиеся украинские актеры – М.Садовский, М.Заньковецкая, Л.Линницкая.

В условиях подъема национально-освободительного движения активизировались истори­ки, этнографы, филологи. Научное общество им. Т.Шевченко, которое возглавил М.Грушевский, выпустило с 1892 по 1917 годы 120 томов «Научных записок», 35 томов «Этнографического сборника», 15 томов «Материалов по украинской этнологии», 15 томов были подготовлены историко-философской секцией.

Медицина: достижения в области микробиологии, обшей патологии, инфекционных болезней, гигиены, офтальмологии связаны с работой И.Мечникова и его учеников – Г.Минха, В.Высоковича, Д.Заболотного, М.Гамалеи, В.Субботина, Л.Гиршмана, С.Игумнова.

 

 

С установлением Советской власти начинается новый этап в исто­рии украинской культуры, соединяющий достижения и утраты, и духовные взлеты и трагедии. Развитие культуры на протяжении семидесятилетнего советского периода не было одинаковым. Изменения политического курса при сложившейся в СССР командно-административной системе управления, всех сфер общественной жизни оказывали прямое воздей­ствие на культуру.

После завершения гражданской войны и прихода к власти Коммунистической партии, с созданием Советского Союза изменились условия развития культуры в целом в стране и в Украине. Негативное отношение к Советской власти, к ее политике вызвало значительную эмиграцию деятелей литературы и искусства (В.Винниченко, С.Черкасенко, Т.Шаповал, Д Донцов, М.Садовский, О.Олесь). Произведения писателей-эмигрантов до недавнего времени замалчивались или искажались, они были огульно зачислены в разряд буржуазно-националистических, контрреволюционных. Старая интеллигенция не устраивала новую власть ни количественно, ни по своему мировоззрению. Была поставлена задача воспитания, подготовки рабоче-крестьянской интеллигенции, которой должны были быть присущи идейность, старательность, конформизм. Культура становилась частью политики правящей партии, должна была выпол­нять ее социальный заказ. Строгий партийно-государственный конт­роль был всеохватывающим.

Через несколько лет после революции Советская власть в области идеологии, культуры стала проводить политику коренизации, которая в Украине получила название украинизации. Украинизация предусматривала подготовку, воспитание и выдвижение кадров коренной национальности, организацию школ всех ступеней, учреждений культуры, издание газет, журналов и книг на украинском языке. Проведение политики украинизации учитывало два аспекта:

1) украинизация как таковая;

2) создание необходимых условий для всестороннего культурного и духовного развития национальных меньшинств. Украинизация дала положительные результаты. Если в 1928 г. удельный вес газет на украинском языке составил 56% общего тиража, то в 1930 г. - 89%. Уже в 1924-1925 гг. было выделено 13 национальных районов, в том числе немецкие, болгарские, польский и еврейский. Политики коренизации, впитавшая идеи культурно-национальной автономии, была свернута Сталиным в 30-е годы.

В период советского этапа украинской истории являются успехи, достигнутые в сфере образования:

1) ликвидация неграмотности в 20-е годы;

2) рост общей и профессиональной культуры;

3) прогресс науки определялись достаточно стройной государственной системой образования;

4) с 1923/1924 учебного года с каждым годом росли ассигнования государства на просвещение, что способствовало расширению школьной сети (в этом году в Украине работали почти 16 тысяч начальных и семилетних школ, в которых обучалось более 1,5 милли­онов учащихся);

5) в 1926/1927 учебном году в городах и поселках город­ского типа возник новый тип шкод - фабрично-заводская семилетка, которая давала учащимся общее и политехническое образование, готовила их к продолжению обучения в школах фабрично-заводского ученичества, в профшколах и техникумах;

6) несколько раньше были организованы трехлетние общеобразовательные школы сельской молодежи. В этих школах общее образование в объеме программы 5-7 классов совмещалось с теоретическим и практическим изучение сельского хозяйства;

7) в 1925-1931 гг. функционировали рабочие университеты, слушатели которых повышали свой общеобразовательный уровень и производ­ственную квалификацию.

Серьезные успехи были достигнуты в области ликвидации неграмотности. Активно действовало доброволь­ное общество «Долой неграмотность!», к началу 1930 г. в Украине было около 30 тысяч пунктов ликвидации неграмотности с континген­том в 1,6 миллиона учеников.

В 1934 г. для всего СССР было установ­лено несколько типов школ:

а) начальная (1 – 4 классы),

б) семилетняя (1 – 7 классы)

в) средняя (десятилетняя).

Накануне Великой Отечественной войны начался переход ко всеобщему семилетнему образованию в сельской местности и к десятилетнему – в городах.

Среднее специальное образование (профессиональные училища и техникумы). Если в 1927 г. средних специальных учебных заведений было 158, в которых обучалось более 31 тысячи человек, то в 1940 г. их было 590, с числом обучающихся почти в 400 тысяч.

Число студентов высших учебных заведений росло не только за счет выпускников школ, но и за счет подготовительных курсов, открытых в 1919г., рабочих факультетов, основанных в 1921 г. Увели­чивалось количество студентов из рабочих и крестьян или их детей, готовились научно-педагогические кадры. Университетскими центрами были Киев, Харьков, Одесса, Днепропетровск.

В 1938 г. в Украине было почти 130 вузов с числом студентов 124 тысячи.

1) Донецкий индустриальный, образованный за счет слияния в 1935 г. горного и металлургического институтов;

2) Донецкий медицинский, на развитие которого в 1930-1937 гг. было израсходовано более 21 миллиона рублей (в старом масштабе цен).

Результатом и базой для дальнейшего развития культуры стала украинская наука, как фундаментальная, так и прикладная.

В развитии украинской науки активнейшее участие приняли:

великий природовед В.Вернадский, микробиолог и эпидемиолог Д.Заболотный, математик Н.Крылов, экономист М.Туган-Барановский, гигиенист и эпидемиолог А.Корчак-Чепурковский, литературовед С.Ефремов, А.Богомолец, работавший в области экспериментальной патологии, Е.Патон, предложивший принципиально новые методы электросварки. Эти и ряд других ученых были достаточно широко известны за пределами Украины. Среди гуманитарных подразделений Академии наук особую актив­ность проявила историческая секция, работу которой возглавил М.Грушевский, создал научно-исследовательскую кафедру истории Украины, возглавил Археографическую комиссию, редактировал журнал «Україна», научные сборники исторической секции.

Медицинская наука в Украине развивалась организационно, качественно и количественно. В 1921 г. в Академии наук была организована кафедра народного здоровья и социальной медицины с кабинетом профилактической медицины. В 1929 г. был основан институт микробиологии и эпидемиологии, в 1930 г. в Киеве стал работать большой научный центр по изучению проблем патологической физиологии. Большой популярностью, заслуженным авторитетом пользовались терапевтические школы М.Стражеско (кардиология, ревматизм, сепсис, клиническая гематология), Ф.Яновского (туберкулез, заболевания почек), офтальмологическая школа В.Филатова.

Литература.

После революции особым драматизмом и сложностью в Украине, как и в России, был отмечен литературный процесс. Появилось такое направление, как пролеткультовство. Это было левацкое течение, теоретики которого отрицали значение классического наследия, пропагандировали создание «лабораторным путем» «чисто пролетарской культуры», которая соответствовала бы «пролетарской психике». В Украине теоретиками и активными пропагандистами пролеткультовских теорий были В.Блакитный, Г.Михайличенко, М.Семенко, М.Хвылевой. Эти теории были достаточно противоречивы.

Украинский футуризм, который возник еще до революции, в украинской литературе в первую очередь связано с М. Семенко, который был одним из его главных теоретиков, основателем в 1913 г. в Киеве первого литературного объединения футуристов, в первые послереволюционные годы активизировал свою деятельность. Офор­мились организации футуристов. Футуристы воинственно нападали на сторонников традиционных форм в литературе и искусстве, пропагандировали урбанизацию культуры и экспериментаторство, европеизацию и модернизацию содержания и форм украинского искусства.

Неоклассицизм. Еще в годы революции во главе с М.Зеровым возникла группа поэ­тов и литературоведов, которые ориентировались на создание высокого гармонического искусства на основе освоения классических образцов мировой литературы (М.Рьльский, П.Филипович, М.Драй-Хмара). Позднее оппоненты этой группы назвали их «неоклассиками».

В первой половине 20-х годов появляется «теория борьбы двух культур» (украинской и русской), которую активно отстаивал один из лидеров Коммунистической партии Украины Д.Лебедь. Сторонники этой теории рассматривали украинскую культуру как отсталую, крестьянскую, отрицали необходимость ее развития. Эта теория на практике могла углубить разрыв между рабочими и многомиллионными крестьянскими массами, она укрепляла платформу двух национальных лагерей – русского и украинского, вооружая каждого из них идеей борьбы до полной победы «своей» культуры.

В 20-х годах в украинской литературе появилось несколько органи­зованных писательских объединений. В первую очередь это Союз крестьянских писателей «Плуг» (А.Головко, А.Копыленко, П.Панч, П.Усенко). В своей платформе этот Союз ставил задачу направлять творчество на организацию психики и сознания крестьянских масс, сельской интеллигенции в духе пролетарской революции.

Участники Союза пролетарских писателей «Гарт» («Закалка»), среди которых были В.Сосюра, И.Кулик, М.Хвылевой, П.Тычина, Ю.Смолич, подчеркивали свою поддержку коммунистической партийности, а, с другой стороны, главный теоретик «Гарта» В.Блакитный – говорил о создании «коммунистической культуры, культуры общечеловеческой, интернациональной и бесклассовой». Лидеры «Гарта», исходя из того, что культура – явление целостное, считали, что их организация должна объединять деятелей музыки, театра, живописи. В «Гарт» вошли или примыкали к нему большинство наиболее талантливых украинских литераторов.

В 1927 г. был создан ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей). Заметную роль в развитии художественной культуры играл Союз писателей «Западная Украина» (М.Ирчан, Ф.Малицкий, А.Турчинская).

Острой критике в официальной прессе, литературоведении подверглась ВАПЛИТЕ (Вольная Академия Пролетарской Литературы), которая была создана по инициативе М.Хвылевого как альтернатива массовым и подчиненным властям официальным организациям.

В 1932 г. появился термин «социалистический реализм», который страдал неопределенностью, публицистичностью, обеднял, сужал творчество писателей, был одной из главных составляющих системы партийно-государственного контроля за художественной интеллиген­цией.

Прославление мифических достижений, лакировка действительности, фальсификация истории стали органическими качествами идеологизированной литературы. В начале 30-х годов с целью облегчения контроля над развитием культуры были созданы Союзы писателей, композиторов, художников, архитекторов.

В 30-е годы в условиях сталинского режима творческая интеллиген­ция подверглась репрессиям. Наиболее характерными были обвинения в буржуазном национализме, антисоветизме и терроризме. Жертвами репрессий стали писатели и представители художественной интеллигенции: М.Зеров, Л.Курбас и многие другие. Всего в сталинский период было репрессировано около 500 украинских литераторов. Но даже в этих условиях развитие украинской литературы не прервалось. В первую очередь это связано с творчеством П.Тычины, Ю.Яновского, И.Микитенко, М.Рыльского.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.