Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Культура Древнего Рима

 

2. Римская культура в сравнении с культурой греческой.

Древнегреческую и древнеримскую культуры исследователи объединяют в едином понятии “культура античности”. В той и другой культурах обнаруживается немало общего. Базой развития древнегреческой и древнеримской культур была античная гражданская община. Она (весь ее строй) определяла совокупность основных ценностей жизни и культуры. Эта система ценностей существенно отличалась, от совокупности ценностей других древних цивилизаций.

Для античной общины, было значимо ее изначальное единство, служить общине - долг каждого ее члена. Благо отдельного человека было неразрывно свзано с благом общины в целом.

И в Греции и в Риме по-разному, но развивалась идея верховной власти народа, что совершенно нехарактерно ни для Древнего Египта, ни для древней Месопотамии, ни для других древних культур. Эта идея реализовывалась в греческой демократии, в римской республике. И для греков и для римлян (для полисов, города и их граждан) была особо ценной идея свободы и независимости, в противопоставлении рабству.

В Древней Греции и Древнем Риме в жизни общины (полиса, Рима) обнаруживалась ее тесная связь с богами и героями, как бы членами общины, пекущимися о ее делах, подающими знаки своей воли, требующими скорее уважения и почитания, чем истового поклонения. В других древних обществах боги, более грозные, установившие вечный социальный порядок, тоже могли помогать в делах (хотя чаще наказывать), но как бы извне, со стороны, свыше. В Риме, как и в Греции, жречество не сложилось в особое сословие или касту, не претендовало на власть в государстве.

В религиозных верованиях античности, в отношении к ним людей оказалась возможной относительная свобода. Религия практически не мешала свободному поиску мысли, становящейся науке, философии. Свобода, как реализуемая ценность, проявлялась и в особенностях политической борьбы и правовых отношений. И для Греции и для Рима стали характерными открытые публичные дискуссии политиков, открытые судебные процессы, стимулировавшие развитие ораторского искусства и логики доказательств.

Однако, при всей схожести двух античных цивилизаций и культур, они существенно разнились. Рим с самого начала своего существования вел достаточно успешные войны. Если греки создавали мифы о происхождении мира, богах и полубогах, то в центре римской мифологии был сам Рим, его героический народ. Так, например, существует римская легенда о Муции Сцеволе (левше), который демонстрировал мужество и стойкость римлянина, держа руку в огне жертвенника во время разговора с царем варваров Порсенной. Римляне были уверены, что победы в войнах достигаются именно людьми. Боги только помогают победить.

Римляне были в гораздо большей степени воинами, чем греки, за исключением спартанцев. Военные успехи Александра Македонского, при всей их значимости, – это все же частность. Римляне вели войны практически постоянно на протяжении истории Рима. Войны требовали развития железной дисциплины и “добродетелей” воина: мужества, стойкости, верности, суровой непреклонности, достоинства. И в мирной жизни, как и на войне, важнее всего оказывался долг: долг гражданина, долг отца, долг старшего. Римляне были в целом прагматичнее, нежели греки. И это сказывалось на всех сторонах жизни, в том числе и жизни религиозной.

3. История формирования древнеримской римской культуры. Далеким предком римлян считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Его вместе с братом, по преданию, выкормила волчица. Рим был основан в VIII веке до нашей эры, а Ромул вошел в римский пантеон под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Основой существования древнеримской культуры была римская община – civitas (цивитас). Civitas – это община и гражданское состояние, и с этим словом связан термин цивилизация. Судьба римского гражданина была напрямую связана с судьбой Рима. Гражданский долг, гражданские обязанности были важной частью жизни римлянина.

Сам Рим состоял как бы из двух частей: собственно города и “римского поля” за его стенами. Стена была городской чертой. Внутри действовали разнообразные правила. Туда, например, нельзя было входить вооруженным, и даже в военном одеянии. В городе римские граждане ходили в особых одеждах - тогах. Римлян поэтому называли “тогатус” (носящие тогу). Вне пределов стены было “марсово поле”, там могла стоять армия.

Римская культура, как и другие древние, складывалась на основе объединения разных племен: латинян, сабинян, этрусков, италиков, населения греческих колоний в южной Италии. Но на Апенинском полуострове не сформировалось таких полисных образований, как в Греции. Борьбу с соседями, войны с ними, вел именно Рим, постепенно выросший в большой центр с зависимыми от него областями, а позже – провинциями на огромной территории нынешних Европы, Ближнего Востока, Африки. Сформировалось большое и все увеличивавшееся государство.

Ускоренное развитие римской цивилизации началось в III-II в.в. до н. э. Оно оказалось связанным с ростом самого Рима и ряда других городов – центров областей, с усилившимся расслоением населения, с появлением, в результате воин, больших масс рабов. Рабовладения было важным условие развития римской цивилизации. Оно было интенсивнее, чем в других древних культурах, не столько по масштабам, сколько по организованности применения рабского труда во всех сферах жизни. Население Рима разделилось, прежде всего, на рабов и свободных римлян. Позже появились свободные “варвары” (не римляне) и рабы, отпущенные на волю. Также существовало деление населения по знатности, богатству и могуществу: патриции (букв. “отцовские семьи”), представители знатных семей, незнатные плебеи. Знатные землевладельцы-рабовладельцы (а позже и владельцы мастерских, рудников и т. п.) составляли высшее сенаторское (сенат – собрание старейшин) сословие. Сословие “всадников” объединяло торговые и финансовые слои, оказывавшие большое влияние на жизнь Рима. Плебеи, в отличие от рабов, от неграждан, имели избирательное право и могли получить место во властных структурах.

В эпоху расцвета гражданского общества, в период республики, когда основной ценностью был сам Рим (родина), римский народ развил политико-правовую культуру, философию.

Обыденная жизнь римлян, вначале суровая и бедная, постепенно менялась. Императорский Рим поражал богатством, роскошью, великолепием зданий и сооружений. Римская цивилизация в целом развилась стремительно. Но, достигнув власти и величия, Рим стал клониться к упадку. В период империи утрачиваются политические свободы, растёт культ императора, распространяется чувство отчужденности, бессмысленности, страха перед будущим.

 

4. Римская религиозная жизнь и культура.

Для Рима, с его серьезной и глубокой традиционностью, в большей мере, чем для Греции, был характерным культ предков. В семейной и гражданской жизни римляне высоко ценили старших. Власть отца семейства (т. е. фамилии – большой семьи) была на протяжении длительного исторического периода полной и пожизненной. Лишь постепенно государство ограничило эту власть. Умершим старшим поклонялись, сохраняя память о них, изготовляя специальные бюсты (имагинас – изображения), которые хранились в домах, которые члены семьи несли во время торжественных процессий. Римляне чтили семейных божеств, или как бы божеств, духов. Среди них выделялись Лары, Весты (духи домашнего очага). И у Рима была своя Веста, которой служили весталки (девы-жрицы).

В религии римской, при всех моментах ее своеобразия, было использовано очень много заимствованного. Что-то римляне взяли еще у этрусков и сабинян, что-то с Востока и от других варваров. Но зрелое римское многобожие более всего схоже с древнегреческими верованиями. Верховный бог римлян Юпитер – громовержец стал подобным Зевсу, Марс – Аресу, Юнона – Гере, Венера – Афродите, Вулкан – Гефесту, Артемида – Диане, Меркурий – Гермесу, и т. д. Это что касается олимпийской линии греческой религии. Диониссийское начало проявилось в Риме в культе Вакха – бога живой природы, в честь которого разворачивались известные “вакханалии”, веселые разгульные действа с непристойными шутками в состоянии всеобщего опьянения.

При всей внешней схожести греческого и римского политеизма, различия между ними значительны. Т. Моммзен отмечал, что если у греков боги – живые, человекоподобные (личностные?), олицетворенные (в мифах о них), то у римлян религиозность иная – искренняя, но не возвышенная, не поэтическая. Римлянин хотел от богов, прежде всего, пользы. Он исполнял обрядность и ждал, что боги за это будут к нему благосклонны. Римская религиозность в целом – более прагматична. И ее окультуривающее воздействие на жизнь, на поведение людей – более формализовано, чем в Греции. Собственно духовная составляющая римской религиозности – несколько приземлена.

Ее прагматичность, по-видимому, содействовала тому, что чужое в сфере верований усваивалось довольно легко. Чужие боги входили в римский пантеон, менялись имена своих богов, распространялись варварские культы. И скептическое отношение к религии (от эллинов пришедшее) распространялось тоже без особых затруднений. Многобожие в Риме начало расшатываться в гораздо большей мере, чем в Греции. Шло интенсивное соединение культов. И религия начала сливаться, или с философией или с мистикой. Постепенно появилась и стала утверждаться вера в бессмертие души и в зависимость ее посмертного существования от поведения человека на земле, вера близкая в ряде моментов к зарождающейся христианской.

Сам интерес к поведению человека в этой земной жизни, к его оценкам – был не случайным. В период кризиса Римской империи аристократия ожесточенно боролась за власть и свое выживание. Они вовлекали в эту борьбу римского населения, армию. Все это делало остроактуальными нравственные проблемы. Разваливающийся политеизм не мог стать основой для их решения. И у римских философов-стоиков и у первых христиан именно нравственная проблематика заняла центральное место.

 

6. Наука. Римские ученые проявили себя в области юриспруденции, риторики, медицины, исторической, политической и сельскохозяйственной наук, т.е. в прикладных науках.

Заслуживает внимания историческая мысль римлян. Усилиями Тита Ливия (“История Рима от основания города”), Корнелия Тацита (“Аналлы”, “История”), Аппиана (“Римские войны”), Аммиана Марцеллина (“Римская история”), Светония (“Жизнь двенадцати цезарей”) и др., предпринята попытка воссоздания истории Рима и описание современных событий. Почти во всех произведениях показывается величие римского государства, героика прошлого и настоящего, патриотизм, возвышенность нравов. Если Ливий обращался к мифологии, то остальные более строги в изложении материала. Очень важным историческим произведением являются и “Записки о Галльской войне” Юлия Цезаря.

Весьма популярными у римлян были исследования в области аграрной науки. Катон Старший пишет знаменитое “Земледелие”, в котором впервые фигурирует термин “agricultura”.Варрон и Колумелла сочиняют труды под названием “Сельское хозяйство” и фактически создают теорию сельского хозяйства.

В области естествознания особняком стоит огромный компилятивный труд “Естественная история” написанный римским учёным Плинием Старшим. Изучив более двух тысяч источников, он дал ценные сведения по самым разным отраслям знаний, при этом сам Плиний не сделал каких-либо важных новых открытий.

Огромную значимость имела научная и практическая деятельности врача, анатома, физиолога Клавдия Галена. Он не только систематизировал знания в области медицины, но и сам внимательно изучал анатомию человека и животных, заметил большое сходство в строении тела человека и обезьяны, стремился установить связь спинномозговых нервов с процессами дыхания и сердцебиения, работал над созданием лекарственных препаратов.

В IV - V вв. н.э. происходит закат античной науки. Её упадок был обусловлен общими историческими причинами гибели античной культуры, отсутствием социально-экономических стимулов, возрождающимся мифотворчеством, мистикой, оккультизмом.

7. Эстетическая и художественная культура Древнего Рима.

Рим, принявший культурную эстафету от Греции, передавал ее дальше – на Восток и в средневековую, возрожденческую и послевозрожденческую Европу. Античное воздействие на развитие европейского классицизма шло в большей мере от Рима, чем от Греции.

Римляне очень хорошо овладевали тем, что “наработала” в сфере художественной деятельности Греция. И греческими архитектурными ордерами, и жанрами, и приемами литературного творчества.

Но, во-первых, из арсенала древнегреческой художественной культуры римляне брали в основном то, что соответствовало настрою и вкусам римского общества в каждый период его развития. Во-вторых, римляне превзошли греков в ряде цивилизационно - технических достижений. Так, применение обожженного кирпича и римского бетона дало им возможность строить сложные сооружения, возводить своды и купола больших объектов. Техника обработки мрамора достигла в Риме очень высокого уровня. Все это позволило римлянам создавать грандиозные инженерные и архитектурные сооружения (акведуки, цирки, дворцы, особняки, бани-термы). И эти сооружения, помимо всего прочего, выражали идею величия Рима, особенно императорского.

В скульптуре этим требованиям наиболее подходили величественный стиль Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета, греческих скульпторов, на которых стали ориентироваться скульпторы римские. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. В портретных статуях сказывалась особенность римской художественной культуры, – нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Римские скульпторы стремились передать самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя.

К концу империи, правда, и величественность сооружений и реалистичность скульптурных портретов – как бы смазываются. Кризисные явления в жизни вызывают в изобразительном искусстве тяготение к помпезности, эклектичности и повышенной, порой безвкусной, декоративности.

Наряду с изобразительным искусством, в Риме мощно, хотя и сравнительно поздно, развивается литература. В III в. до н. э. появляются первые известные поэты и римский театр. Но если в Греции появились великие трагики и социальные комедиографы (Аристофан, Менандр), то в Риме явное преимущество имела комедия, которая начинает ориентироваться на буффонаду, комизм бытовых ситуаций, комедию интриги. Такие римские комедиографы как Плавт и Теренций, заимствуя некоторые сюжеты и приемы у греческих драматургов, осмеивали жажду накопления, ростовщичество.

В I–II вв. н. э. в Риме появляется новая прозаическая форма, так называемый “античный роман”, с сатирическим, комическим содержанием, бытовыми действиями героев и шутками (“Сатирикон” Петрония и “Золотой осел” Апулея). Сатира, причем порой очень злая, получила в Риме значительное развитие. Острые и точные эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала и сегодня производят огромное впечатление.

Одним из первых поэтов этого периода был Катулл. Катулла любил и переводил А. С. Пушкин. Римская поэзия достигла своих высот в так называемый “век Августа”, “золотой век” римской литературы. Известный Меценат был другом принцепса (фактически императора) Августа. К кружку Мецената принадлежали такие поэтические знаменитости как Вергилий и Гораций. Примерно в то же время разворачивается творчество Овидия. Римские поэты используют многое из того, что было создано их предшественниками – греками: сюжеты, мотивы, жанры, и т.д. Но они не только развивают это искусство, но и теоретически осмысляют это развитие, как это делал Гораций в своем сочинении “Об искусстве поэзии”.

В сравнении с греческой поэзией римская, более разнообразна, более разработана в своих приемах, но и более рационализована, порой более нравоучительна.

В целом римское искусство очень богато и разнообразно. Эстетические моменты и в самой жизни и в искусстве видимо ценились римлянами чрезвычайно высоко.

И все же греки были более озабочены красотой и ценили ее выше, тяготея к мере и гармонии во всем. У римлян же скорее проявлялась тенденция к безмерности, грандиозности. Греческая гармоничность (даже каноны) – была более природной, ориентированной на человеческий масштаб. В Риме стремились все свести к нормам, правилам: и в жизни и в искусстве. Римская культура уже не видела в красоте высшей ценности. То есть, красота для римлян, в отличие от греков, не совмещалась с Благом, красота имела более внешний смысл. В Риме и в его провинциях недаром намечается подозрительное отношение к красоте, которое станет характерным для Средневековья.

Многое из того, что было сказано о культурах Древних цивилизаций, вполне применимо и к античной культуре. Ведь она тоже одна из Древних. Иногда ее считают вершиной культурного развития древности, поскольку она оказалась в немалой степени идеализированной в представлениях прежде всего европейцев. Но эта идеализация имела серьезные основания.

Античная устремленность к гармонии человеческого масштаба, органичному единству телесного, умственного, душевного, к красоте действий, чувств, мыслей и их выражения, к единству свободы и меры (нормы, канона) во всем (пусть и при относительности ее реализации), сделала слово “античность”почти синонимом культурности. Существенно и то, что античная культура с ее динамизмом и пластичностью оказалась наименее традиционной (по характеру) из всех традиционных культур.

Может быть она поэтому (кроме иных причин) оказала и продолжает оказывать мощное воздействие на культуру Европы, а через это и на культуру всего мира.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия и термины. Вопросы для самопроверки | Химические мутагены. Температурные воздействия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.