Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неблагоприятный социально-психологический климат

Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.

Уточняющие члены предложения служат для конкретизации слова, к которому они относятся, сужают понятие, выраженное таким словом. На письме уточняющие члены предложения выделяются запятыми, а при усилении значения – тире. Уточняющие члены предложения стоят в постпозиции, т.е. после уточняемого предложения.

1. Обособляются уточняющие обстоятельства места, времени и образа действия: Прямо против кордона, на том берегу, все было пусто. Летом, вечерними зорями, в долине стелется туман. Он наивно, по-детски, вытер ладонью глаза.

2. Обособляются уточняющие определения со значением возраста, объема, размера, цвета и т.п. Они часто конкретизируют общее значение местоимений этот, тот, такой, каждый. Перед уточняющим определением можно поставить слово точнее: Она заметила эти маленькие, в булавочную голову, желтые цветы.

Поясняющий член предложения обозначает то же понятие, в том же объеме, что и поясняющий, но называет его другим словом (синонимом) или детализирует содержание поясняемого слова с обобщающим значением (местоимением). Поясняющие члены предложения вводятся или посредством специальных пояснительных союзов то есть, или, а именно (именно) или бессоюзно и всегда обособляются с помощью запятых и тире: Белого цвета больше было в верхней части карты, то есть на севере. Здесь колхозники заготовляют дрова, а именно валят и распиливают деревья.

Присоединительные члены предложения обозначают добавочные сведения, сообщаемые попутно, в дополнение к основному высказыванию. Они связываются с поясняемыми членами предложения словами и предложно-падежными сочетаниями: даже, особенно, в том числе, в частности, например, и притом, и причем, да и, да и только, да и вообще, да еще и, в первую очередь и т.п.Присоединительные члены предложения выделяются (или определяются) запятыми, а при большой паузе – тире: Трудно объяснить, откуда берутся привычки, и притом странные. Руки, особенно левая, занемели.

 

Пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, непринятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитии организации коллектива, неудовлетворенность и др.


Руководство и принятие решений в малой группе

Руководство – процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочиё и норм, данных ему.

Задачи руководства:

  1. Целеполагание – выработка ближайших и отдаленных целей своей деятельности;
  2. Поддержание взаимопонимания членов группы по важнейшим для них проблемам;
  3. Информирование – передача членам группы необходимого объёма сведений и сбором информации, поступающей от них;
  4. Принятие решений – обеспечивает процесс формирования единого мнения группы.
  5. Контроль за деятельностью группы в важных сферах.

Стили руководства:

- Демократический;

- Авторитарный;

- Либеральный.

Демократический стиль характеризуется привлечением большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, принятию определенных решений. Взаимным распределением прав и обязанностей для развития самостоятельности и инициативы людей. Расширение взаимного контроля и другой деятельности.

Развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность, при этом нет ощущения навязанности решений извне «сверху». Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК.

Авторитарный стиль связан с чрезмерным повышением роли руководителя. Руководитель сам решает все вопросы, при этом может учитывать, а может и не учитывать мнения других. Постоянная повышенная требовательность ко всем членам группы, которая ограничивает инициативу и самостоятельность. Авторитарность часто сопровождается грубостью, запугиванием. Такое руководство исключает разъяснение и убеждение и сводится лишь к требованиям. Авторитарный стиль чаще всего порождает враждебность, покорность, заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как например, в спорте или армии.

Либеральный стиль характерен для руководителей, которые не вмешиваются в деятельность или взаимоотношения членов малой группы, предоставляя последним самим решать свои проблемы. Не требует ответственности за невыполнение задач членами малой группы, пускают развитие событий в нем на самотек. Имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного СПК. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.

Типы лидеров:

  1. Авторитарное – единоличие, основанное на угрозе санкций и применения силы.
  2. Демократическое лидерство – учет интересов и мнений всех членов группы, привлечение их к управлению.

В современной политологии:

- Лидер-знаменосец – собственное видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная увлечь массы (Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хоменьи);

- Лидер-служитель – стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев, избирателей в целом, ориентируется на их мнение, действует от их имени;

- Лидер-торговец – характерна привлекательно преподнести свои идеалы и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи и привлечь массы к их осуществлению;

- Лидер-пожарный – ориентируется на актуальные и самые жгучие общественные проблемы, его действия определяются конкретной ситуацией.

Типология лидерства по Веберу:

- Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов в силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере, святость традиций и передачи власти по наследству (правление вождей, старейшин, монархов). Привычка.

- Рационально-легальное лидерство опирается на представления о разумности, законности, порядок и порядок избрания лидера, передача ему властных полномочий. Компетенция его четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами. Разум.

- Харизматическое лидерство основан на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи (Ленин, Сталин, Фидель Кастро). Вера и эмоции.

Группы постоянно сталкиваются с ситуациями, требующими группового обсуждения.

1-ый этап информационно-поисковый. Включает в себя выявление и уяснение истинной сущности возникшей проблемы. Сбор дополнительной информации, её подготовка и осмысление.

2-ой – промежуточный этап, формулируется возникшая задача, ставятся цели, выявляются альтернативные действия для её достижения.

3 этап – оценочно-прогностический – осуществляется обмен мнениями, всестороннее обсуждение способов решения поставленной задачи, выработка общей точки зрения и путей достижения намеченной цели. Он может проходить в разных формах – дискуссия, мозговой штурм, интервью и т.д.

4-ый этап – заключительный. Происходит окончательный выбор и принятие такого решения, которое бы получило наивысшую оценку и признательность всех членов малой группы.

Процесс принятия группового решения является важным элементов руководства и управления малой группы и зависит от многих факторов (характер взаимоотношений внутри группы, авторитетность и стиль руководства, официально-психологического климата и др.).

 

Сплочение малой группы

Процесс формирования такого типа связей и отношений между её членами, которое позволяет достигать ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации. Сплоченность как черта психологии группы выражает степень единомыслия и единодействия её членов, является показателем духовной общности и единства группы. Для членов малой группы сама по себе сплоченность – привлекательная цель.

Процесс сплочения членов малой группы осуществляется ан всех этапах развития малой группы и проходит три ступени:

- Первичная психологическая дифференциация группы и интеграция неформальных микрогрупп в ней;

- Новый характер отношений между членами малой группы, где адаптация происходит уже безболезненно;

- Продолжается упрочнение системы ценностно-ориентационного взаимодействия, деловое и эмоциональное единство членов малой группы становится фактором развития психологии малой группы.

Групповое давление:

- В ходе развития малой группы естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные её членами и принятые ими для регулирования взаимоотношений. Нормы группы могут быть связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на базе выработки определенного отношения к социальной действительности.

- Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. На тех, кто им не подчиняется или игнорирует их, оказывается психологическое или иное давление, которое называется групповым.

Функции группового давления:

1. Стремление обеспечить достижение групповых целей;

2. Сохранение группы как целого;

3. Разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться;

4. Определение членами группы своего отношения к социальному окружению.

Давление – это важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности малой группы. Значение его в том, что он служит поддержанием общего постоянства, сплоченности к изменяющимся условиям совместной деятельности.

Групповое давление осуществляется в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятые нормы, ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим людям. Санкции обычно бывают двух видов – поощрительные и запретительные (метод «кнута и пряника»).

Возможны четыре варианта поведения человека в группе:

  1. Сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
  2. Вынужденное подчинение группе под угрозой санкций (конформизм);
  3. Демонстрация антагонизма по отношению к группе;
  4. Свободное, осознанное отвержение групповых норм.

Наиболее распространенным является 2-ой вариант поведения.

Конфликт в малой группе.

Конфликт в группе это сложившаяся дисгармония межличностных отношений между её членами или нарушение равновесия между существующими в ней структурами.

Конфликты возникают в результате неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.

Обычно к конфликтам в малой группе приводят следующие причины:

  1. Наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы;
  2. Присутствие противоборства между различными людьми (руководителя с неформальным лидером, неформальными микрогруппами и разностатусными членами группы, разными микрогруппами);
  3. разрыв отношений внутри определенных микрогрупп;
  4. Появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.

Конфликт играет как конструктивную роль в малой группе (дает возможность более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности членов группы, оказывает позитивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позволяет ослабить состояние психологической напряженности), так и деструктивную (оказывает негативное воздействие на психическое состояние членов группы, ухудшает взаимоотношения между ними, негативно отражается на эффективности совместной деятельности).

Динамика конфликта:

  1. Предконфликтная ситуация – наличие противоречий между членами группы;
  2. Конфликтное взаимодействие – острое противоборство стороне;
  3. разрешение конфликта – приводит к снятию или избавлению от противоречий конфликтующих сторон;
  4. Послеконфликтная стадия - происходит разрядка напряженности.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обособление определений | Аналіз розрахункових послуг банку
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.