Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция, конкурентоспособность и качество продукции

Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из

рынка и одновременно служит непременным условием его существования и

развития. Конкурентные тенденции на развитом рынке, как показывает

практика, существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические.

Конкуренция – это соперничество, соревнование между

товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и

сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной

прибыли.

Конкуренцию в области маркетинга разделяют на несколько видов:

1. Функциональная конкуренция – это конкуренция технических

средств, предназначенных для выполнения одной и той же функции

(перемещение грузов, перевозка людей и др.);

2. Видовая конкуренция – это конкуренция товаров,

предназначенных для одной и той же цели, но различающихся параметрами

(например, автомобили с разными мощностями двигателей);

3. Предметная конкуренция это конкуренция идентичных товаров;

4. Ценовая конкуренция – она применяется для проникновения на

рынок с новыми товарами:

· Прямая ценовая конкуренция – применяется, когда фирма

широко оповещает о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке

товары;

· Скрытая ценовая конкуренция – применяется, когда фирма

вводит на рынок новый товар с улучшенными потребительскими свойствами,

а цену поднимает не пропорционально увеличению свойств, а ниже;

5. Неценовая конкуренция – это предоставление покупателю большего

количества услуг, минимизация сроков поставки, снижение энергоемкости,

зачет сданного товара;

6. Недобросовестная конкуренция – к ней относятся следующие виды:

· Демпинг – это продажа товаров по ценам ниже номинального

уровня;

· Промышленный шпионаж;

· Переманивание специалистов, владеющих производственными

секретами;

· Выпуск поддельных товаров;

· Использование чужих товарных знаков;

· Распространение ложных сведений о конкурентах.

Эта форма конкуренции является разрушительной.

7. Созидательная конкуренция – этот вид конкуренции направлен на то,

что конкуренты находят способы сотрудничества в области производства и

маркетинга.

С незапамятных времен в экономике существует понятие

«промышленный шпионаж» – получение особо скрываемых от конкурентов

данных об уникальных технологиях и способах производства. Возможно,

одной из первых удачно проведенных операций промышленного шпионажа

было путешествие в Китай под видом буддийских монахов двух византийцев

в V в. н.э., которые спрятали в своих посохах коконы шелкопряда и по

возвращении в Константинополь смогли организовать производство шелка –

великого секрета Древнего Китая.

К XX веку сложились «стандартные» задачи и методы промышленного

шпионажа. Промышленный шпионаж применяется как для уточнения

потребностей рынка (в данном случае он сводится к анализу маркетингового

поведения конкурента), так и для расширения технологических

возможностей фирмы.

Промышленный шпионаж состоит из следующих этапов:

1. Определение объектов – какие организации стоят изучения;

2. Отбор методов получения информации, в том числе:

Этичные методы:

· Анализ опубликованных материалов;

· Раскрытие секретов сотрудниками фирмы – конкурента;

· Обзор рынков и использование отчетов консультантов, в том

числе консультантов, имеющих опыт услуг для конкурентов;

· Анализ финансовых отчетов, аналитических обзоров

брокерских контор (если акции конкурента котируются на бирже);

· Посещение ярмарок, выставок и сбор печатных материалов

конкурентов;

· Анализ продукции конкурентов (так называемое «обратное

конструирование»);

· Анализ отчетов сбытовых и закупочных агентов.

Малоэтичные методы:

· Интервью при приеме на работу лиц, ранее работавших у

конкурентов;

· Замаскированные вопросы и «потрошение» сотрудников

конкурентов во время технических совещаний;

· Прямые наблюдения секретных действий и производственных

процессов;

· Сманивание и найм квалифицированного персонала от фирмы –

конкурента.

Абсолютно неэтичные методы:

· Фальшивые интервью с сотрудниками фирм – конкурентов

(когда нет реального намерения нанять на работу);

· Фальшивые переговоры с конкурентами о покупке лицензий;

· Использование услуг специальных агентств для получения

особо скрываемой информации;

· Подкуп поставщиков или сотрудников фирм – конкурентов;

· Инкорпорация секретного агента в состав фирмы – конкурента;

· Подслушивание телефонных переговоров фирмы – конкурента;

· Инсталляция подслушивающих устройств в помещении фирм-

конкурентов;

· Кража чертежей, образцов, технической документации и тому

подобного, в том числе с использованием вскрытия электронных баз данных;

· Шантаж и вымогательство.

С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность товара,

фирмы – производителя. Важнейший показатель конкурентоспособности

экономического объекта любого уровня – наличие у него конкурентных

преимуществ, т. е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у

соперников.

Конкурентоспособность фирмы (предприятия) – это возможность

эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной

реализации в условиях конкурентного рынка. Российские хозяйственные

руководители все еще явно недооценивают роль маркетинга в решении

проблемы конкурентоспособности (КСП) товаропроизводителя и его

продуктов. КСП – это обобщающий показатель жизнестойкости

предприятия, его умения использовать свой научно-технический,

производственный, финансовый, кадровый и маркетинговый потенциал.

Иначе говоря, КСП – это отражение итогов работы практически всех

подразделений фирмы, а также ее реакции на изменение внешних факторов

воздействия.

Конкурентоспособность товара – совокупность качественных и

стоимостных (ценовых) характеристик товара, обеспечивающая

удовлетворение конкретной потребности покупателя.

Конкурентоспособен тот товар, комплекс потребительских и

стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т. е. его

способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения

к обмену конкурирующих товаров – аналогов. Так как КСП – это ключ к

рыночному успеху товара и его производителя, а решение проблемы КСП –

самая сложная задача в деятельности любой фирмы – товаропроизводителя,

требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений

при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением

деятельности фирмы является разработка стратегических подходов к

решению этой проблемы.

Для установления достоинств и недостатков фирм – конкурентов

используется «многоугольник конкурентоспособности».

Особое внимание при разработке КСП уделяется:

· созданию конкурентных преимуществ;

· достижению экономического превосходства над конкурентами

посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортировки,

повышения эффективности проводимых НИОКР, рекламы, маркетинговой

деятельности в целом.

Качество продукции – важнейший показатель деятельности

предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере

определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-

технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех

видов ресурсов, используемых на предприятии.

Качество продукции – совокупность полезных потребительских

свойств продукта труда, определяющих его способность удовлетворять

определенные потребности человека и общества. С понятием качества тесно

связано понятие «технологический (технический) уровень продукции» -

относительная характеристика качества продукции, основанная на

сопоставлении значений показателей, характеризующих технологическое

совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми

показателями и их значениями. Свойства продукции количественно

выражаются в показателях качества.

В современной практике используются определенные группы

показателей качества продукции, важнейшими из которых являются:

1. Показатели назначения – характеризуют параметры продукции,

определяющие основные функции, для выполнения которых она

предназначена, и обуславливают область ее применения (напряжение и

мощность электроприбора; масса и габаритные размеры изделия;

концентрация и содержание примесей и др.);

2. Показатели надежности - характеризуют свойство изделия

выполнять заданные функции, сохраняя при этом свои эксплуатационные

показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени

или требуемой наработки. Надежность – комплексное качество,

характеризуемое следующими составляющими свойствами: безотказность

(средняя наработка до первого отказа, вероятность безотказной работы в

течение определенного срока), долговечность (средний ресурс, средний срок

службы до капремонта, средний срок службы до списания);

3. Показатели безопасности – характеризуют свойства изделия,

гарантирующие безопасность человека и других объектов при его

эксплуатации, обслуживании, транспортировании и хранении: вероятность

безопасной работы человека в течение определенного времени,

быстродействие при срабатывании защитных устройств, сопротивление

изоляции токоведущих частей, электрическая прочность высоковольтных

частей;

4. Эргономические показатели – характеризуют приспособленность

изделия к эксплуатации: гигиенические (освещенность, температура,

влажность), антропометрические (соответствие конструкции размерам тела

человека), психофизиологические (соответствие силовым, скоростным,

зрительным, слуховым и прочим возможностям человека);

5. Эстетические показатели – характеризуют художественную

выразительность, рациональность формы, целостность композиции,

соответствие моде и т.д.;

6. Показатели транспортабельности – характеризуют пригодность

продукции к транспортным операциям: средняя продолжительность

подготовки к транспортировке, средняя продолжительность установки

продукции на средство транспортирования определенного вида, средняя

трудоемкость подготовки к транспортировке, коэффициент использования

объема транспортного средства, средняя продолжительность разгрузки

продукции;

7. Экологические показатели – характеризуют уровень вредных

воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или

потреблении продукции: количество вредных примесей, выбрасываемых в

окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений

и т.п.;

8. Показатели стойкости к внешним воздействиям:

пылезащищенность, влагозащищенность, водонепроницаемость,

ударопрочность, вибропрочность, устойчивость к воздействию внешнего

магнитного поля и т.п.

В современных условиях стало недостаточным контролировать

качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного

процесса. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе стало

создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые

оказывают влияние на качество готового изделия: от заключения контракта с

поставщиками материалов до сбыта готовой продукции. Реализация

политики в области качества происходит через сформированную систему

качества, главной функцией которой является управлением качества.

Управление качества продукции – это взаимоувязанный комплекс мер

по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня

качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или

потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и

целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на

качество продукции.

Управление качеством продукции должно осуществляется системно,

т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством

продукции.

Система качества – совокупность организационной методики,

процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством

продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы

жизненного цикла продукции, образуя так называемую петлю качества.

«Петля качества» - модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих

на качество на различных стадиях – от определения потребностей до оценки

их удовлетворения (рис. 7).

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности

предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли

качества».

В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО

9000, в которых отражен концентрированный опыт международной практики

по управлению качеством продукции на предприятии. В соответствии с

этими документами выделяются политика в области качества, система

качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством

продукции.

Государственная система управления качеством продукции в

Российской Федерации включает в себя:

1. Законы и нормативные акты, регламентирующие права и

обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки,

создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции;

2. Государственную систему стандартизации;

3. Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и

состоянием измерительной техники;

4. Государственную статистическую отчетность предприятий по

качеству продукции;

5. Заводские (внутрифирменные) системы управления качеством

продукции.

Выбор системы управления качеством на предприятии обусловлен

многообразными факторами: сложностью продукции, степенью допустимых

параметров точности обработки, организацией технологического процесса и

пр. В связи с практической невозможностью определения брака в собранной

готовой продукции (особенно в сложных, состоящих из множества узлов

изделиях) заказчики перед заключением договоров подробно изучают

систему стандартов и контроля за качеством на рабочих местах,

измерительные приборы и пр. Управление качеством продукции выдвигается

в экономике на первое место и в связи с конкурентоспособностью на рынке.__

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Валютный контроль | Тема: Анализатор слуха и равновесия. Анализатор вкуса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.