Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Уровни познания действительности




В процессах познания обычно выделяют два основных уровня отражения действительности: чувственную ступень и рациональную ступень познания (живое созерцание и абстрактное мышление).

Поскольку процесс познания есть процесс накопления знания, а знание есть способ существования идеального сознания, то чувственное и рациональное отражение существуют в виде идеальных образов.

Чувственное познание – это улавливание внешних, лежащих на поверхности свойств. Основные формы чувственного отражения – ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это простейший чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений. Ощущение есть результат воздействия предметов объективной реальности на органы чувств (их пять). Примеры ощущений: белый, сладкий, шероховатый, громкий, душистый.

Восприятие – это целостный чувственный образ предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Например, образ отдельного человека.

Представление – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше; это чувственный образ предметов и явлений, которые в данный момент не действуют на органы чувств; эти образы воспроизводятся по памяти. Например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше.

Чувственное познание, таким образом, дает нам непосредственные знания об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Оно эмоционально ярко, многогранно, но дает лишь поверхностное, неполное знание о предметах, не позволяя познать предмет в его существенных признаках и качестве.

Кроме непосредственных знаний есть знания, истинность которых устанавливается опосредованно, с помощью других знаний, не опирающихся на показания органов чувств. Эти знания появляются в результате рационального познания, абстрактного мышления.

Основные формы рационального отражения: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются наиболее общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений.

Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается.

Умозаключение – это форма мышления, в которой из одних суждений выводятся другие, новые суждения.

Процесс познания сопряжен с творчеством, т.е. созданием нового. В научном и техническом творчестве существенную роль играют воображение и интуиция.

Интуиция – это прямое усмотрение истины без предварительного логического доказательства. За этой способностью стоят накопленный опыт, приобретенные ранее знания.

Воображение – способность человеческого сознания создавать новые чувственные или мысленные образы на основе полученных от

действительности впечатлений. Разновидностью творческого воображения является фантазия.

Фантазия – это нереальное сочетание реальных элементов.

Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению а от него – к практике».

Две ступени познания, чувственное и рациональное, находятся в диалектическом единстве:

1) их определяемость со стороны практики;

2) их взаимодополняемость, неизбежность перехода от чувственного к рациональному и обратно как ответ на требование практики;

3) постоянное воспроизводство противоречия между чувственным и рациональным знанием, необходимость постоянного разрешения этого противоречия как внутренний фактор в развитии познания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.