Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель интеллекта Р. Стернберга

Стернберг выделяет три категории компонентов интеллекта, отвечающих за переработку информации:

1. Метакомпоненты – процессы управления, регулирующие конкретные процессы переработки информации.

К этой категории относятся: признание существования проблемы; осознание проблемы и отбор процессов пригодных для ее решения; выбор стратегии; выбор ментальной репрезентации (внутреннего образа или формата кодирования); распределение “умственных ресурсов”; контроль прогресса решения проблем; оценка эффективности решения.

2. Исполнительные компоненты – процессы более низкого уровня иерархии. В частности, в процесс “индуктивного мышления” по Стернбергу (успешность которого определяется G фактором) входят кодирование, выявление отношений, приведение в соответствие, применение сравнения, обоснование, ответ. Эта часть концепции Стернберга наименее обоснована.

3. Компоненты приобретения знаний, необходимые для того, чтобы субъект научился делать то, что делают метакомпоненты и исполнительные компоненты.

По Стернбергу, к их числу относятся: избирательное кодирование; избирательное комбинирование; избирательное сравнение.

В ходе решения задачи для человека главное уметь оделить релевантную информацию от нерелевантной. В ходе решения задачи все три группы компонентов работают согласованно. Метакомпоненты регулируют функционирование исполнительных компонентов и компонентов приобретения знаний, а те в свою очередь обеспечивают обратную связь для метакомпонентов.

Уровень метакомпонентов описан в теории Стернберга наиболее детально и обоснованно. По мнению Стернберга, основная трудность при решении задач состоит в правильном понимании сути задачи и, следовательно, в выборе соответствующей стратегии ее решения (прерогатива метакомпонентов). Важность выбора соответствующей стратегии решения задачи объясняется Стернбергом главным образом меньшей нагрузкой на оперативную память.

Главным в исследовании Стернберга является выявление роли ментальной репрезентации информации при решении задач. Стернберг обнаружил несколько видов ментальных репрезентаций (например, при решении задач на аналогии испытуемые используют либо кластерную, либо пространственную репрезентации, при решении линейных силлогизмов – вербальную либо пространственную).

Вид предпочитаемой репрезентации, по мнению Дружинина В.Н., зависит не от содержания задачи, а от индивидуальной структуры основных факторов интеллекта (“фактор “когнитивной сложности” и фактор “скоростного интеллекта”.

Следует заметить, что главным фактором, обеспечивающим успешность интеллектуальной деятельности, для Стернберга является внимание. Им подчеркивается важность распределения ресурсов внимания относительно важных и неважных этапов решения задачи, а также контроля над решением задачи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели С. Барта | Теория множественного интеллекта Х. Гарднера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.