Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формально-динамические и содержательные особенности когнитивной сферы: задатки и способности, склонности и интересы

Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:

1. индивидуально-психологические особенности;

2. определяющие успешность выполнения деятельности;

3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Маничев С.А.:

1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация;

2. Темп обучения каким-либо ЗУН;

3. Наличие границ способности;

4. Нестандартность результатов;

5. Мера общественного признания;

6. Помехоустойчивость;

7. Уровень обобщенности, перенос.

Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.

Эмпирические признаки способностей:

1. Уровень продуктивной деятельности;

2. Скорость научения;

3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);

4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);

5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.

Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека – внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Виды способностей: общие – связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные – связаны с условиями отдельной деятельности.

Условия развития способностей:

1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;

2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);

3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:

- простая деятельность – снижение интересов;

- очень сложная деятельность – снижение темпа, мотивации.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).

Способности к задаткам не сводятся, задатки – одна из посылок для формирования способностей.

Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.

Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность – способность к обучению – и специальная – высокий уровень специальных способностей (особенно высокие – талант и гениальность).

Талант – это способность к достижению высшего порядка.

Гениальность – способность создавать что-то принципиально новое:

- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;

- осознание способности;

- включенность способности в характер.

Показатели одаренности:

- темп и легкость усвоения материала;

- широта переноса;

- время проявления;

- соотношение результатов с условиями.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

- исходная предпосылка - врожденные задатки;

- время выявления;

- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;

- всестороннее развитие интересов и способностей;

- соперничество и сотрудничество.

Склонности — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.

Основой склонностей являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью. Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей.

Первое, что характеризует с психической стороны человека, - это его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности. Между понятиями «интерес» и «склонность» имеется некоторое различие. Под интересом разумеется направленность на определённый предмет, под склонностью же — направленность на занятие определённой деятельностью. Интерес — это тенденция к ознакомлению с каким-нибудь предметом, к изучению его, стремление воспринимать его, думать о нём. Склонность — это тенденция заниматься какой-нибудь определённой деятельностью.

Часто интерес к предмету бывает связан со склонностью к соответствующей деятельности. Интерес к шахматам почти всегда возникает вместе со склонностью играть в шахматы. Но интерес может существовать независимо от склонности. Далеко не все люди, интересующиеся театром, имеют склонность к театральной деятельности. Можно иметь живой и устойчивый интерес к истории и никакой склонности к деятельности историка.

Склонности — это потребность личности в определенных видах деятельности. Главным показателем выраженности склонности является стремление человека к длительному и систематическому занятию определенным видом деятельности. У ребенка это стремление может найти выражение в предпочтительном отношении к определенным школьным предметам, стремлении заниматься в кружках, секциях, посвящать свободное время любимому делу.

Одни и те же склонности могут соотноситься с разными профессиями, например, склонность к занятиям с техникой может найти выражение и в профессии инженера, и в педагогической деятельности по преподаванию технических дисциплин. Склонности является устойчивыми интересами к процессу осуществления деятельности, в которой индивид обнаруживает у себя наличие специальных способностей и относительно высоких достижений и успехов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальный, практический, эмоциональный интеллекты и их соотношение с психометрическим интеллектом | Познавательная активность, как динамическая составляющая способностей, её связь с интеллектом и креативностью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.