Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Потребности как источник активности личности




Мотивы

Потребности как источник активности личности

Лекция 13

Мотивационно-потребностная сфера личности.

3. Направленность личности

 

I. Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности.

Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития.

Потребности имеют ряд особенностей.

 

 
 

 

 


Существует различные классификаций потребностей. Потребности различают по происхождению и по предмету.

 

 


Естественные потребностисвязаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению.

В культурных потребностяхвыражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

В материальных потребностяхвыявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.).

Потребности человека могут иметь общественный и личныйхарактер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.

У человека могут проявляться ведущие (основные) потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию (приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности) и второстепенные (нежизненно важные потребности), которые в определенных обстоятельствах могут играть ведущую роль в детерминации поведения человека.

Есть и другие основания для классификаций потребностей человека. Так, например, потребности могут быть социально полезными и вредными, асоциальными; реальными, соответствующими возможностям данного человека и уровню развития социальной и природной среды его жизнедеятельности; иллюзорными, наделенными фантазиями личности.

Если взять за основу содержание отражаемой в потребностях объективной реальности, то можно выделить следующие потребности: профессиональные, политические, правовые, нравственные и др.

По времени существования потребности могут быть устойчивыми (периодически актуализирующиеся, длительные) и неустойчивыми (кратковременные, ситуативные).

Потребности, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени, называют доминантными потребностями, а недоминантными те, которые косвенно влияют на особенности реализации первых. Следует признать, что в принципе каждая потребность в той или иной ситуации, при определенных обстоятельствах может стать доминантной.

В психологии принято выделять три типа доминантных потребностей человека: ситуативные (кратковременные) потребности; жизненные, определяющие стратегию жизни, линию поведения человека (потребности длительного существования), и потребности деятельности (промежуточные между двумя первыми), которые представляют собой потребности текущих дел.

Различают потребности теоретические (в познании) и практические (в предметно-практической деятельности).

Потребности человека во многом обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей. Объект, ставший для человека потребностью, преобразуется в ее цель, побуждая и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны удовлетворить несколько различных потребностей человека. Те или иные стороны объекта, которые служат удовлетворению конкретных потребностей человека, принято называть предметами потребностей.

По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как личности развиваются, видоизменяются и его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что, в свою очередь, ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления.

Воспитание и актуализация у человека потребности в труде также являются непременными условиями развития личности. Отсутствие у человека этой потребности (труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу – к ее деградации. Изучая потребностно-мотивационную сферу личности, следует учитывать, что основные ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.

 

II. Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетворить. Удовлетворить потребность можно только в активности, в духовной или физической деятельности. Промежуточным средством удовлетворения потребности, побуждающим человека к конкретной деятельности, выступает мотив.

Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив – способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.

Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Мотив характеризуется силой и устойчивостью; выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции.

   
 
 
 

 

 


Выделяют различные виды мотивов.

Биологические мотивы – это влечения, желания человека, обычно отражающие его биологические потребности.

Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют значительную роль в жизни человека.

Мотив достижения проявляется как устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата в деятельности.

 

 
 

 


Мотив избегания выражается в стремлении личности выбрать либо легкие для себя цели, гарантирующие ей успех, либо очень трудные (в этом случае неудача воспринимается не как личный неуспех, а как следствие привходящих и не зависящих от личности обстоятельств).

Мотив аффилиации (стремление к общению) проявляется как стремление личности наладить добрые, эмоциональные отношения с людьми.

Мотив отвергания выражается в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми.

Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, влиять, направлять, диктовать условия, определять нормы и правила поведения и т.д.

Предметные мотивы являются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности, обеспечивают надситуационную устойчивость и своеобразие поведения личности. В этом качестве они становятся атрибутами личности, т.е. ее сущностными особенностями.

Функциональные мотивы связаны с конкретными видами деятельности человека, например с учебной, профессиональной, общественно-политической и т.д.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или неосознаваемыми.

Если мотивы человека осознанные, он отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К осознанным мотивам можно отнести убеждения, идеалы, интересы.

При неосознанных мотивах человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К неосознанным мотивам относятся установки, влечения.

Поведение человека полимотивировано. Это значит, что в каждой конкретной ситуации актуализируется и действует не один, а несколько мотивов. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая в значительной степени определяет индивидуальность, неповторимость ее поведения и деятельности.

Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.

По мнению психологов, влечение – первичное проявление потребности, начальная стадия мотивационного процесса, который заканчивается осмыслением и в результате этого осмысления либо тормозится личностью, либо переходит в мотив и цель деятельности.

Рис. Мотивационные состояния

 
 

 


Установка – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Обеспечивает устойчивый характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.

В структуре установки выделяют три подструктуры:

· когнитивную – совокупность того, что готов познать и воспринять человек;

· эмоционально-оценочную – комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;

· поведенческую – готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Интересы – это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и обусловливающие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности. Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания.

Желание – это отражающие потребность переживания, перешедшие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.

Стремление – это первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к ее объекту.

 

III. Направленность личности – это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм. Она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

 

 
 

 

 

 

Современная внешняя политика России не может быть понята без изучения международных процессов и экономических реалий, проблем народонаселения, социальных и культурно-исторических аспектов.

Грани, отделяющие внутреннюю политику от внешней, экономику от политики, а политику от культуры, весьма подвижны. Они имеют лишь условные границы.

Процесс становления внешней политики России проходит на фоне динамичных глобальных трансформаций, имеющих, как межгосударственный, так и транснациональный характер.

 

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

 

Следствия глобализации:

1. Мировое разделение труда,

2. Миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов,

3. Стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов,

4. Сближение и слияние культур разных стран.

 

Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов.

Проявление глобализации:

1. Скачкообразное увеличение масштабов и темпов перемещения капиталов.

2. Опережающий рост международной торговли по сравнению с ВВП всех стран

3. Создание сетей международных производств с быстрым размещением мощностей по выпуску стандартизированной и унифицированной продукции

4. Формирование мировых финансовых рынков, на которых многие операции осуществляются быстро и практически круглосуточно

5. Становление финансовой сферы как самодовлеющей силы, определяющей возможности развития промышленности, с/х, инфраструктуры, сферы услуг; сегодня финансовая сфера становится «реальной экономикой»

6. Практически мгновенное распространение информации об изменениях на финансовых и других рынках за счет развития телекоммуникационных систем, программного обеспечения, в результате чего решения о перемещении капиталов, продажах и покупке валют, ценных бумаг, долговых обязательств и прочие принимаются в реальном масштабе времени, часто чисто рефлекторно

7. Выход мировых финансовых рынков из-под юрисдикции отдельных, даже наиболее крупных государств

8. Возникновение мощных субъектов мировой экономики за счет слияний и поглощений транснациональных корпораций

9. Резкое расширение рынков труда и изменение их структуры, произошедшее под воздействием внедрения новых технологий, с одной стороны, привело к массовой миграции в развитые страны и заметно изменило традиционный этнический состав населения развитых стран, породив социальное напряжение в ряде из них; с другой – к миграции производства, новых форм организации экономики из Европы и США в регионы, сохранявшие до того преимущественно традиционный уклад жизни. Это, в свою очередь, породило феномен «анклавной модернизации» во многих странах третьего мира и также способствовало росту социальной напряженности

10. Возникновение своего рода метаинфраструктуры перераспределения доходов в пользу государств промышленно развитого Севера

11.В рамках мировой экономики проявляются контуры ее специализированных сегментов. Формируется мировая система «экономического плюрализма» с тремя центрами: Северная и Южная Америка под эгидой США, Европа под эгидой ЕС, Юго-Восточная Азия под эгидой Японии

У глобализации есть различные аспекты, которые затрагивают мир несколькими различными способами, такими как:

· Индустриальный - появление международных рынков производства и более широкого доступа к диапазону иностранных продуктов для потребителей и компаний

· Финансовый - появление международных финансовых рынков и лучшего доступа к внешнему финансированию для корпоративных, национальных и поднациональных заемщиков

· Экономический - реализация глобального Общего рынка, основанного на свободе обмена товарами и капиталом.

· Политический - политическая глобализация - создание мирового правительства, которое должно регулировать отношения среди наций и гарантировать права, являющиеся результатом социально-экономической глобализации.

· Информационный - увеличиваются потоки информации между географически отдаленными странами

· Культурный - рост культурных контактов; появление новых категорий сознания, таких как Глобализм - который воплощает культурное распространение, желание потреблять и обладать иностранными продуктами и идеями, принимая новую технологию и методы, и участвовать в "мировой культуре"

· Экологический - появление глобальных экологических призывов, которые не могут быть решены без международного сотрудничества, например, изменение климата, грунтовые воды и загрязнение воздуха, истощение рыбных запасов океана, и распространение агрессивных разновидностей флоры и фауны.

· Социальный - достижение свободного обращения людей всех наций

· Транспортный - меньше и меньше европейских автомобилей на европейских дорогах с каждым годом (то же самое может также быть сказано об американских автомобилях на американских дорогах).

Человечество вступило в крайне сложную эпоху своего существования, когда мир одновременно организуется и хаотизируется, глобализуется и локализуется, объединяется и разделяется.

Получив наибольшее развитие в экономической сфере, глобализация в конце ХХ в. вышла за ее рамки и стала реально перестраивать политическую структуру мира.

Противоречия глобализации:

1. между общечеловеческими интересами во взаимозависимом мире и национальными и этническими особенностями

2. между глобализацией и стремлением к идентичности, самоопределению народов, социальных общностей, личностей

3. между гражданским порядком, сохраняющимся внутри государств, и «естественным состоянием», царящим в рамках международных отношений и др.

Экономическим базисом глобализации является безусловное господство так называемых транснациональных корпораций, в первую очередь финансовых.

 

Минусы глобализации:

1. Увеличивается взаимозависимость всех стран мира.

2. Глобализация мировой финансовой системы привела к резкому усилению влияния финансовых факторов на обеспечение национальной безопасности государств мира.

3. Более 90% стран мира имеют внешний долг.

4. Идет активное соперничество за мировое лидерство в финансовой сфере между двумя основными валютами мира – долларом и евро.

5. Усложнился и сам характер общемировых проблем. Экологические, демографические, ресурсные проблемы оказались теснейшим образом переплетены друг с другом, неразрывно связаны с общим состоянием мировой экономики и социального развития в различных странах и регионах мира. Все это привело к заметному сужению возможностей национальных правительств решать экологические и другие проблемы в локальных, ограниченных рамками своих государств масштабах, без тесной координации действий друг с другом.

6. В этом же направлении действует и такой глобальный фактор, как «отрыв» от национальной почвы все большего числа компаний и фирм, создающих свои отделения, филиалы, дочерние предприятия на территории других государств, а также рост числа неправительственных организаций и частных лиц, работающих за границей.

Плюсы глобализации:

1. Глобализация экономики создает благоприятные предпосылки для международного сотрудничества в решении общемировых проблем

2. Открылись уникальные возможности для широкого международного обмена научными идеями и осуществления совместных исследований и разработок учеными и специалистами разных стран в таких сложнейших и практически мало изученных отраслях знаний

3. Появились новые предпосылки для развития связей и интеграции между национальными правительственными учреждениями, неправительственными и другими структурами разных государств, выработки согласованной стратегии и совместных программ, направленных на достижение общей для всех цели – обеспечение экологически устойчивого сбалансированного развития

Глобализация оказывает влияние на все стороны жизни мирового сообщества:

Глобализация и дипломатия

Глобализация современного мира вынуждает страны даже при наличии враждебных отношений идти на переговоры и обсуждение тех или иных вопросов.

Международные переговоры выступают важнейшим фактором глобального развития мира. Глобализация и взаимозависимость мира привели также к увеличению значения дипломатии, осуществляемой на высоком и высочайшем уровне

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и глобализация.

Сейчас начинается информационная эра, для которой характерно создание единого глобального мирового информационного пространства. Возрастающая роль информации и информационных систем – исторический факт, лежащий в основе концепций информационного общества.

В политической сфере все большее значение приобретают не силовые, а информационные и идеологические факторы.

 

Политика и глобализация

В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета.

С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк.

С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

Регионализация и глобализация.

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает все большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на внутренние дела государства. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов.

Проблемы глобальной политики решаются в основном двумя клубами, такими как: Большая восьмёрка и Большая двадцатка; причём второй касается в основном экономических проблем.

Глобализация экономики.

Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают планетарные масштабы.

Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.

Глобализация экономики — сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др. Сделать плоды глобализации доступными максимальному числу стран — одна из задач, стоящих перед мировым сообществом.

Возникающие задачи экономики, часто, обсуждаются влиятельными политиками и экономистами вместе (Всемирный экономический форум).

Культура и глобализация.

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

Глобальная наука. Формируется глобальная наука, чему способствуют международные академические обмены, развитие мировой академической инфраструктуры (интернациональные форумы, журналы, издательства). Социология в числе других наук, и как система теоретического знания, и как общественный институт, становится глобальной.

Глобальный язык. Возник глобальный язык – английский, на котором проходит общение между различными странами и народами. Он связывает людей разных национальностей и цветов кожи, но, вместе с тем, его усиленное распространение угрожает в ряде отраслей общественной жизни (политике, бизнесе, науке) позициям даже очень развитых языков – русскому, китайскому, немецкому, французскому, испанскому и другим языкам. Сфера действия последних сужается даже на их национальных территориях. Национальные языки засоряются английским космополитическим сленгом, синтаксическими кальками, национальные языки деградируют до уровня смеси с английским языком.

Глобальный образ жизни. Возникает устойчивая тенденция к глобальной унификации образа жизни: на разных концах земли люди потребляют одну и ту же пищу, носят одну и ту же одежду, слушают одну и ту же музыку, смотрят одни и те же фильмы, получают информацию из рук одних и тех же средств массовой информации. Такая глобальная унификация уничтожает национальное своеобразие, местную самобытность во всех сферах жизни.

Можно выделить некоторые основные черты современных переходных процессов.

Во-первых, в глобальной политике США последних десятилетий все более усиливаются черты силового давления и гегемонистского подхода к решению спорных проблем мирового развития.

Во-вторых, последние два десятилетия высветили в новом ракурсе ключевую роль экономики в международных политических процессах.

В-третьих, особой темой мировой повестки дня стала «энергети­ческая политика».

Таким образом, глобальные трансформации создают особую историческую ситуацию, когда мир одновременно переживает рас­пад и рождение новой системы международных отношений.

Осо­бенность нынешнего времени состоит в том, что одновременно разворачиваются интеграционные и дезинтеграционные процессы, происходит динамичное размежевание новых и старых компонен­тов международных взаимосвязей, расширяются представления о нормах политической жизни и ресурсах влияния того или иного государства.

 

Европейская политика России складывалась в начале 1990-х гг. из нескольких направлений. Ключевое значение имели взаимоотно­шения с Европейским союзом и российско-германские двусторонние контакты. Во время своего первого визита в ФРГ в ноябре 1991 г. Б. Н. Ельцин выдвинул идею, что «Европа — наш общий дом», предлагая создать благоприятные условия для всестороннего экономического сотрудничества.

В 1975 г. была образована «семерка» ведущих экономических дер­жав — Германии, Великобритании, США, Франции, Италии, Канады и Японии. До конца 1970-х гг. повестка дня ежегодных заседаний G7 была преимущественно экономической, но впоследствии стала охватыватъ глобальные вопросы мирового развития. Решения обсуждались в закрытом порядке, принимались на основе консенсуса и не являлись формально обязательными. Хотя ООН сохраняла функции главного официального органа миросистемного урегулирования, узкому кругу лидеров самых влиятельных государств было легче договоритъся и выработать согласованные позиции на совещаниях формата «семерки», чем на расширенных заседаниях ООН.

В июле 1991 г. на совещании «семерки» в Лондоне был приглашен впервые в качестве гостя Президент СССР М. С. Горбачев. Затем в 1992 г. также был приглашен Президент России Б. Н. Ельцин. С это го времени российский Президент регулярно стал присутствовать на заседаниях.

Если Соединенные Штаты признали суверенитет России сразу же после официального объявления о прекращении существования СССР, то процесс признания со стороны Европейского союза рас­тянул ся. Независимость Российской Федерации была признана ЕС 6 апреля 1992 г.

Россия - НАТО. В этот период были заложены основы страте­гического диалога «Россия — НАТО». В начале 1994 г. была утверж­дена программа «Партнерство во имя мира» между Министерством обороны РФ и НАТО. Помимо позитивных тенденций сотрудничес­тва наметился в то же время круг проблем, чреватых будущими раз­ногласиями, поскольку затрагивал уже сложившиеся представления обеих сторон о национальной и региональной безопасности в целом. Это было связано в первую очередь с перспективой вхождения стран Центральной, Юго-Восточной Европы и Балтии в состав Евросоюза и НАТО, а также с жесткой позицией западных держав относительно будущего Югославии, традиционного партнера России на Балканах.

Поддержка авторитета ООН. Во второй половине 1990-х гг. во внешней политике России сложилось отдельное направление, нацеленное на поддержание международного авторитета ООН.

За Россией, как правопреемницей СССР, сохранился статус од­ного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и право вето.

Партнерство России с Европейским союзом и НАТО: формулы и формы сотрудничества

Организационные основы сотрудничества. В феврале 1996 г. Россия стала членом Совета Европы, а также участвовала в реформировании СБСЕ (Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе), создании новой политической концепции и структуры ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). На этой основе была разработана Модель общей и всеобщей безопасности для Европы XXI в.

Центральное место в системе отношений Россия — ЕС заняли встречи на высшем уровне (саммиты) по формуле «1+2» — Прези­дент России — Председатель Европейского совета и Председатель Комиссии ЕС, проводимые два раза в год, в период каждого из по­лугодовых председательств. Развивался также диалог в формате Председатель Правительства России — Председатель Комиссии Ев­ропейского союза (КЕС).

Проблема расширения ЕС и НАТО на Восток. Взаимные претензии охва­тывали значительный круг проблем.

Где проходят и будут проходить границы НАТО? Этот вопрос приобрел особую остроту. После завершения эпохи холодной войны НАТО претерпела существенные изменения как институционально­го, так и стратегического характера. Военно-оборонительный аль­янс, созданный в 1949 г. для противодействия советской экспансии, через пятьдесят лет своего существования постепенно трансформи­ровался в новую систему коллективной безопасности, цели и уста­новки которой были достаточно размыты.

В мае 1997 г. в Вест-Пойнте Президент США Б. Клинтон вы­ступил с программной речью, в которой обосновывалась политика расширения НАТО на Восток. Страны бывшего Восточного блока, с территории которых были выведены российские войска в первой половине 1990-х гг., заявили о своем добровольном решении всту­пить в Североатлантический альянс. Решение независимых госу­дарств Балтии — Латвии, Литвы и Эстонии, а также Венгрии, Поль­ши, Чехии и Словакии вызвало резкую реакцию Москвы.

В ответ Государственная Дума выступила с призывом к пар­ламентам европейских стран пересмотреть эти планы и перейти к созданию альтернативной системы коллективной безопасности в Европе. Российские парламентарии видели в этом прямую угрозу национальной безопасности.

Уже в июне 1996 г. на сессии Совета Североатлантического со­дружества в Берлине Е. М. Примаков сделал заявление, которое было воспринято как сенсационное на Западе. Москва не возража­ет против того, чтобы НАТО стала гарантом безопасности стран Центральной Европы. Но при этом Примаков подчеркнул, что имел в виду, как и ранее, лишь политическое расширение блока НАТО.

Определенным компромиссом можно считать подписание в Па­риже в мае 1997 г. Б. Н. Ельциным и Генеральным секретарем НАТО X. Соланой, а также руководителями государств — членов НАТО «Основополагающего акта НАТО - Россия о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора». Был создан Постоянный объединенный совет «Россия - НАТО», в который вошли члены Североатлантического совета и российский представитель. Совет должен был собираться не реже одного раза в месяц. Россия обладала правом решающего голоса при голосовании по вопросу о повестке дня.

Россия получила также возможность стать постоянным сопредседателем в Совете. Однако все эти меры были скорее направлены на то, чтобы умиротворить Россию, нежели дать реальные возможности оказывать какое-либо влияние на политику НАТО.

Складывалась довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны, высшее руководство страны открыто выражало недовольство темпами расширения НАТО. С другой стороны, сохраняло нейтральность по отношению к росту ЕС. Россия сама активно стремилась к тесной кооперации с Евросоюзом. Тем не менее отношении между Москвой и Брюсселем испытывали серьезные трудности Потенциал сотрудничества, заложенный в Соглашении о партнерстве между РФ и ЕС, так и не был реализован во второй половине 1990-х гг. Основные дискуссии в российско-европейских отношениях разворачивались на фоне югославского кризиса. Как в случае с балканским урегулированием, так и в процессе «остернизации» Россия занимала последовательную позицию, отстаивая свои национальные интересы.

Глобальное измерение внешней политики РФ

В контексте глобальной политики развиваются стратегии вступ­ления в ВТО, совместная международная борьба с терроризмом, общая борьба с нищетой и бедностью, когда развитые страны ока­зывают безвозмездную помощь странам с низким уровнем жизни. В последние годы прибавилось еще одно направление - это сов­местная работа над предотвращением последствий глобальных эко­логических катастроф и оказание помощи пострадавшим странам. В глобальной политике развиваются три основных вектора — это экономическое взаимодействие, гуманитарное международное со­трудничество, а также вопросы международной безопасности.

Российская дипломатия активно действует в глобальных струк­турах, прежде всего «восьмерки», и многочисленных региональных объединений, в частности ОБСЕ, Шанхайской организации сотруд­ничества, СНГ. Россия последовательно продолжала на протяжении последних восьми лет поддерживать международный авторитет ООН, которую рассматривает как основной центр мирового урегу­лирования конфликтов.

Политическое и экономическое сотрудничество с Европейским союзом

Стратегии развития диалога ЕС - Россия. В 1999 г. Европей­ский Совет принял Коллективную стратегию Европейского союза в отношении России, в которой содержались основные направле­ния сотрудничества на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) и констатировалась необходимость «подготовки основ партнерских отношений России и Европейского союза». В этой формулировке признавался тот факт, что партнерство как форма взаимовыгодной кооперации между РФ и ЕС еще не сложилось. Вместе с тем обе стороны видели основную задачу в укреплении и выполнении всех положений и условий СПС. Были выделены конкретные сферы, в ко­торых предполагалось развивать партнерские отношения:

• формирование зоны свободной торговли;

• энергетический диалог;

• космическая сфера;

• безопасность;

• торговля.

Процесс расширения ЕС и НАТО. Отмеченные выше направления сотрудничества между Россией и ЕС оказались неразрывно связанными с «восточной политикой» ЕС и НАТО. В течение восьми лет эта ключевая проблема воздействовала на ход и глубину двусторонних контактов.

Понятие «восточная политика» имеет не только расширительный смысл — включение в состав Евросоюза стран Центральной и Юго-Восточной Европы и Прибалтики. Одновременно оно определяет также политику ЕС и НАТО на постсоветском пространстве, в государствах СНГ.

Официальную позицию России можно охарактеризовать следующими положениями:

• во-первых, Россия имеет полное право и рассчитывает участвовать в европейских делах как равноправный партнер — не изолированный от остальной части континента новыми разделительными линиями и не являющийся объектом «цивилизаторского воздействия» со стороны других государств или их объединений, а именно как равный среди равных;

• во-вторых, по-прежнему считая контрпродуктивным присоединение к НАТО новых членов на Востоке Европы, Москва рассматривает процесс расширения как объективный, не пытаясь вмешиваться во внутренние дела государств, которые приняли доб­ровольное решение. В то же время Россия настаивает на том, чтобы ее государственные интересы также учитывались.

В течение 1990-х гг. между Евросоюзом и Россией происходили бурные дискуссии относительно расширения ЕС и присоединения к 15 странам — членам ЕС еще новых 10 государств. Решение о при­еме Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии было принято ЕС в декабре 2002 г. Офи­циально эти государства стали членами Евросоюза в 2004 г. ЕС стал ближе к России: почти удвоилась протяженность общей границы -с 1300 до 2200 км, а его доля в российском экспорте превысила 50%.

В начале 2004 г. Россия расширила и конкретизировала Перечень озабоченностей России в связи с расширением, составленный еще в 1999 г. Теперь он уже включал 14 пунктов. Особо подчеркивалось, что Евросоюз принял политические обязательства по минимизации торгово-экономических последствий расширения ЕС для интересов

России, сохранению традиционных товарных потоков и рынков сбыта российских экспортеров в странах «десятки».

Европейский Совет в феврале 2004 г. ультимативно потребо­вал от России распространить СПС на новых членов с момента их вступления, независимо и не взирая на результаты переговоров. ЕС выдвинул России ультиматум («предупреждение») о введении торговых санкций, если она не распространит СПС на новых членов. Несмотря на протесты Торгово-промышленной палаты и Союза рос­сийских промышленников и предпринимателей, указывавших на нарушение норм международного права, Комиссия ЕС (КЕС) и Евро­пейский парламент вежливо, но последовательно давали понять, что отступать от своих решений не намерены.

Одновременно Государственная Дума ратифицировала Киотский протокол, бывший длительное время предметом острых дискус­сий между Россией и Евросоюзом.

Своеобразным итогом переговорного процесса стало Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия - ЕС, подписан­ное на саммите в Люксембурге 27 апреля 2004 г. Тогда же был подпи­сан Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС), распространяющий действие СПС на новых государств — членов ЕС. В принятом заявлении, состоящем из 16 пунктов, содержались договоренности по наиболее спорным проблемам экономического и политического характера.

Впервые в российско-европейских дискуссиях вокруг проблемы «расширения» партнеры перешли на уровень прагматичных обсуж­дений и реального учета интересов обеих сторон. После окончания переговорного процесса Москва официально констатировала фор­мирование нового климата доверия и партнерства в отношениях с Евросоюзом.

На основе взаимоприемлемых условий была решена проблема «калининградского транзита», которая наиболее остро дискутиро­валась в российско-европейских отношениях в связи с вступлением стран Балтии в ЕС. В результате сложных переговоров по «калинин­градскому пакету» удалось найти трудное, но приемлемое решение. В его основу было положено соглашение, принятое на саммите Рос­сия — ЕС в Брюсселе в ноябре 2002 г. Оно не ставило под сомнение суверенитет России над Калининградской областью и признавало право российских граждан на свободное передвижение между раз­личными частями страны, разделенными границей Евросоюза. Раз­работанная тогда схема транзита людей между Калининградской областью и остальной территорией России была введена в действие и работает до настоящего времени.

Наконец, в дискуссиях о расширении ЕС Россия поставила вопрос о несоблюдении странами Прибалтики Копенгагенских принципов, согласно которым члены ЕС обязались выполнять международную конвенцию о ликвидации расовой дискриминации. Комитет ООН по расовой дискриминации подтвердил, что отдельные страны Балтии эту конвенцию не выполняют, нарушая гражданские права русскоязычного населения. Россия предоставила в Комиссию ЕС пакет материалов, в котором на фактическом, деполитизированном уровне, доказывались дискриминационные действия правительств Латвии и Эстонии по отношению к этническим русским группам, проживающим на их территории.

С января 2007 г. полноправными членами ЕС стали также Бол­гария и Румыния. Шестое расширение увеличило число участни­ков Европейского союза с 25 до 27 стран, а население — на 30 млн человек, ВВП - на 100 млрд евро. Итого за 2004-2007 гг. в ЕС было принято 12 стран. Этот невиданный, совершенно уникальный мас­штаб интеграции поставил точку в геополитическом разделении Европы на «западную» и «восточную». ЕС за последнее десятилетие действительно стал важнейшим автором в мировой политике, вы­ступающим от имени всей Европы. В то же время темпы и динамика расширения, столь сжатые во времени, имели оборотную сторону.

Проект Европейской конституции 2005 г. потерпел неудачу. Соответственно процессы укрепления единых европейских про­странств — экономического, правового, политического — будут проходить на разных скоростях интеграции, при которой разделе­ние стран-участниц на авангард, средний эшелон и периферию будет сохраняться.

Россия — НАТО. После террористической атаки на США 11 сен­тября, когда ведущие державы сформировали общую позицию по борьбе с международным терроризмом, со стороны НАТО неод­нократно стали звучать официальные заявления о том, что Россия больше не рассматривается в качестве потенциального противника. Из России в ответ следовали такие же заявления.

В идеологической системе формировалась установка о наличии общего врага — международных террористических сетей, действу­ющих по всему миру, и угрозы распространения ОМУ. Это понима­ние нашло выражение, в частности, в послании премьер-министра Великобритании Т. Блэра в 2002 г. Было предложено создать новый механизм взаимодействия между Россией и НАТО. Эта инициатива была поддержана рядом других лидеров Североатлантического аль­янса. Премьер-министр предложил сформировать структуру, в рам­ках которой Россия и государства НАТО на равноправной основе принимали бы решения по вопросам, представляющим взаимный интерес. Эта инициатива была поддержана Москвой. Были достиг­нуты договоренностями в рамках Совета Россия — НАТО о военной сдержанности и положениями Договора ДОВСЕ.

В 2002 г. на основе Римской декларации был создан Совет Рос­сия — НАТО (СРН), в основу деятельности которого была положена концепция общего евроатлантического пространства и понимание необходимости согласованных ответов на новые вызовы времени, прежде всего угрозы международного терроризма. Совет Россия — НАТО должен обеспечивать равноправное партнерство в вопросах безопасности.

Москва рассчитывала тогда на полное изъятие из военного планирования и политических деклараций стран — членов НАТО как прямых, так и косвенных компонентов антироссийской направ­ленности. Тем не менее логика дальнейшего расширения Альянса вызывала критическую реакцию в высших эшелонах власти РФ. На Стамбульском саммите НАТО летом 2004 г. было открыто провозг­лашено, что Альянс намерен продолжить свое продвижение на Кав­каз, в Центральную Азию, Африку, на Ближний Восток.

Серьезную озабоченность России вызывают планы США разме­щения системы ПРО на военных базах НАТО в Польше и Чехослова­кии. Правительствам этих стран были обещаны многомиллионные финансовые субсидии. В публичных выступлениях лидеры НАТО констатировали, что создание пояса американской системы ПРО направлено не против России, а в целях упреждения возможных ударов от Ирана. Это решение, принятое в нарушение всех прежних договоренностей между Россией и НАТО относительно процессов расширения, формирует опасную зону конфронтации, на этот раз в Центральной Европе.

Показательно выглядит решение Президента Франции Н. Саркози о возвращении его страны после 43-летнего перерыва в военные структуры НАТО, которое он вновь огласил в марте 2009 г.

Экономическая политика России и Европейского союза. Одним из важнейших координаторов экономических процессов выступает Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for economic cooperation and development) (сокращен­но - ОЭСР)1.

В 2000 г. ОЭСР опубликовала отчет по выполнению Российской программы, направленной на интеграцию России в мировую эко­номику. Особо отмечалось, что за 1990-е гг. ОЭСР содействовала восприятию европейского экономического опыта и стандартов Ор­ганизации в российской экономике, способствовала либерализации движения капиталов, системы налогообложения, концентрировала внимание на региональном уровне развития и социальной сфере, способствовала привлечению прямых инвестиций и развитию ста­бильного банковского сектора.

Дважды — в 1996 и 2003 г. - Россия делала попытки вступить в Организацию. Проводилась работа по расширению участия Рос­сии в рабочих органах ОЭСР в качестве наблюдателя — в частности, в Комитете по государственному регулированию и в Рабочей группе по негосударственному пенсионному страхованию. В июне 2003 г. ОЭСР повысила рейтинг России, переведя ее из пятой группы риска в четвертую. Еще одним шагом в процессе присоединения России к Соглашению ОЭСР стал совместный проект по развитию правовой базы и институциональной структуры в сфере борьбы с коррупци­ей, прежде всего по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок. В июле 2003 г. в контексте деятельности Антикоррупционной сети для стран с переходной экономикой был выдвинут масштабный «План дейс­твий по борьбе с коррупцией» для Армении, Азербайджана, Грузии, Российской Федерации, Таджикистана и Украины.

В 2003 г. была разработана Концепция общего европейского экономического пространства, которая включала рекомендации по сближению законодательств России и ЕС, регулирующих рыночную экономику, внешнюю торговлю и инвестиции. Эксперты, как со стороны РФ, так и со стороны ЕС, отдавали отчет в том, что Концеп­ция лишь позволяет использовать дифференцированный подход по ключевым аспектам взаимного сотрудничества. Но для ее реализа­ции необходим определенный переходный период, который может и затянуться.

Идея создания единого европейского пространства была осно­вана на четырех принципах - свободе передвижения товаров, ус­луг, капитала и рабочей силы. Но в силу неподготовленности обеих сторон к такому уровню интеграции, абсолютное большинство даже среднесрочных проектов в начале 2000-х гг. было ориентировано на взаимовыгодную, но ограниченную кооперацию.

Модель общего экономического пространства до настоящего времени находится на стадии экспертного анализа. Траектория дви­жения нацелена не только на создание зон свободной торговли, но, прежде всего, на сближение законодательств России и ЕС.

Уже в 2004 г. оптимистичная риторика во взаимоотношениях двух сторон заметно сократилась. В феврале 2004 г. Европейский парламент принял резолюцию, в которой констатировался разрыв между планируемыми достижениями в экономическом сотруд­ничестве Москвы и Брюсселя и реальными результатами. Низкая эффективность российско-европейского экономического сотрудни­чества объяснялась «слишком большим количеством целей иш отсутствии четких приоритетов».

Впервые был озвучен тезис о том, что ЕС в своей экономической политике «исходил из переоценки своей зависимости от российских нефти и газа и недооценки потребности России в европейских рынках». Особо стоит отметить, что в резолюции давалась рекомендация выстраивать отношения с РФ не на основе «общих ценностей-, а исходя из общих интересов. Спад оптимистических ожидании был характерен и для других документов Евросоюза. В Послании Европейской комиссии этого же года появились формулировки об «усиливающемся напряжении», «недостаточном прогрессе в целом».

Особенностью российско-европейских отношений как в политической сфере, так и в экономике является видимое различие в двусторонних и многосторонних контактах. Если отношения России с отдельными странами ЕС имеют весьма положительную динамику, как, к примеру, с Германией, Италией и Францией, то взаимодействие по линии «Москва — Брюссель» осложнено, как видим, многими обстоятельствами.

Проблема продления Соглашения о партнерстве и сотруд­ничестве между РФ и ЕС. Начиная с 2006 г., Польша стала активно выступать на уровне ЕС с предложениями «поэтапного давления» на Россию в области энергетической политики. В 2007 г. истек срок действия СПС. Одним из важных факторов, вызвавших острые дискуссии в переговорном процессе по его продлению, была припципиальная позиция польского правительства. Продление базового Соглашения между РФ и ЕС оно увязывало с необходимостью ратификации Россией Договора к Энергетической хартии. Москва, тем не менее, неоднократно давала понять своим европейским партнерам, что не пойдет на этот шаг, расценивая его как угрозу национальной безопасности.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было автомата чески продлено еще на 12 месяцев. Москва и Брюссель осознали важность заключения нового соглашения. В то же время Россия предлагает убрать детализирующие и регламентирующие статьи из СПС, которые были актуальны для середины 1990-х гг. В условиях стабильной и развивающейся российской экономики они стали рас­цениваться как слишком жесткая регламентация со стороны ЕС.

Итак, европейское направление внешней политики РФ за пос­ледние восемь лет существенно трансформировалось. Если в начале первого десятилетия XXI в. оно имело приоритетное, ключевое положение, то после 2004-2005 гг. комплекс взаимных неурегулиро­ванных проблем и претензий существенно увеличился. Ясно, что ЕС утратил как «жесткие» (финансово-кредитные, торгово-тарифные), так и «мягкие» (культурные, идейно-референтные) рычаги воздейс­твия на Россию. В настоящее время сложилась такая ситуация в рос­сийско-европейских отношениях, когда экономический прагматизм обеих сторон может выступить катализатором нового политическо­го диалога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.