Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14 Культура и духовная жизнь СССР в годы перестройки

План.

Лекция 14. Международные отношения в 20-50-е годы

1. Советская Россия и мировая пролетарская революция.

2. Внешняя политика СССР в предвоенный период.

3. Мир в условиях второй мировой войны (1939-1945).

4. Великая Отечественная война советского народа 1941-1945 гг.

5. «Холодная война»: противостояние по линии Восток – Запад.

Вопрос 1. Советская Россия и мировая пролетарская революция.

Первые большевистские вожди были настоящими глобалистами. Они мечтали о едином мировом пространстве, мечтали о всемирной советской республике, которая рождается под грохот мировой революции. Любимый коммунистический лозунг – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - это призыв к мировой революции. В том, что такая революция произойдет и не через тысячу лет, а самое ближайшее время, свято верил и сам Ленин, и его соратники.

Но большевики не только ждали и надеялись, но и действовали. В советской Москве в самый разгар гражданской войны возник международный центр коммунистической власти, а при нем появился аппарат, так называемый Коминтерн - III Интернационал. В 1917 г. Россия, в ту пору огромная крестьянская страна, в одночасье стала родиной мирового пролетариата. Большевистская пропаганда раззвонила об этом на весь мир. Ленин ощущает себя главой мирового революционного правительства. Но революцию нужно финансировать.

Партийных касс было две: официальная, которой распоряжался ЦК партии, и неофициальная, секретная, которой распоряжался единолично Ленин. Мировая революция финансировалась из секретной кассы. На вывезенные из растерзанной России деньги была организована широкая нелегальная деятельность. Берлинское бюро приступило к финансированию нищих коммунистических партий Европы. Для чего? Ну, например, устроить революцию в Германии.

Ничего из этой авантюры не вышло, германские рабочие не захотели идти в последний и решительный бой. Только в Гамбурге коммунисты под руководством Эрнста Тельмана на несколько дней захватили контроль над рабочими кварталами, вот и все. Главными вдохновителями революционного штурма в Германии были Зиновьев, Каменев и Сталин. И они же назначали виновников провала.

Отдельная тема – это Коминтерн и советская разведка. Целая плеяда знаменитых советских разведчиков начинала свою деятельность именно в Отделе международных связей Коминтерна. Это и Рихард Зорге, Вальтер Кривицкий, и Арнольд Дейч, всех не перечислить. Как и везде и всюду в Коминтерне были люди, кто совершенно искренне, самоотверженно поклонялся этому идолу мировой революции. Они были готовы умереть, а идол требовал все новых и новых жертв.

В 1927 г. Сталин приказал организовать в Китае вооруженное восстание вопреки всему. Никакой надежды на успех не было, Сталин об этом прекрасно знал. Как известно, очень скоро Сталин займет свое место на вершине советского политического Олимпа и тогда его отношение к идее мировой революции изменится. Произойдет важная смена вех. Нет, Сталина не покинут глобалистские амбиции, он всегда будет стремиться из Москвы вершить судьбами всего мира. Но он, похоже, разочаруется в мировой революции, разочаруется раз и навсегда. Вождь и учитель сделает ставку на мировую войну.

Вопрос 2. Внешняя политика СССР в предвоенный период.

Коммунизм с первых же шагов на исторической арене выступил как явление антикапиталистическое. Естественно, он не мог вызвать симпатий у Запада. А после Октябрьской революции 1917 г. в России ненависть к нему и страх перед ним стали непременным элементом западной жизни. Именно это обстоятельство нужно учитывать при анализе предвоенной международной политики.

СССР проводил активную внешнюю политику. На первом этапе (20-е-начало 30-х гг.) часть правящих кругов Запада надеялась на перерождение Советской власти в результате НЭПа и поэтому пошла на дипломатическое признание нашей страны. Но ВКП (б) ориентировалась на разрушение всей западной цивилизации путем мировой пролетарской революции. Правда, внешняя коммунистическая экспансия проявлялась не в стремлении к открытой военной агрессии Красной Армии, а в поддержке дестабилизирующих сил, разжигании изнутри классовой борьбы.

С этой целью Советским Союзом была создана широкая агентурная сеть в западных странах, оказывалась помощь западным компартиям, революционному движению, особенно через аппарат Коминтерна. Такой же тактики против СССР придерживались и западные разведки, используя белую эмиграцию, но в этом противостоянии потерпели крах.

Однако наступление фашизма, нарастание угрозы мировой войны в 30-е годы привели ко второму этапу внешней политики (1933-1939). В этих условиях СССР, отказавшись от разжигания мировой революции, боролся за создание системы коллективной безопасности в Европе против фашизма совместно с другими западными странами (военный союз с Францией и Чехословакией 1934 г.).

Но западные страны одновременно проводили политику умиротворения Германии (Мюнхенский сговор 1938 г.). Запад позволил Гитлеру безнаказанно захватить Чехословакию. Они дали подняться фашизму, стремясь направить его агрессию против СССР в силу антизападности последнего, поддержки им левых сил (например, в Испании 1936-1939 гг.). На трехсторонних военных переговорах августа 1939 г. Англии, Франции и СССР не удалось заключить антигерманского соглашения. Это делало временный союз между фашистской Германией и СССР практически неизбежным и поэтому начался третий этап 1939-1941 гг.

23 августа 1939 г., за несколько дней до начала второй мировой войны, был заключен советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет, который сопровождался дополнительными секретными протоколами о разделе территорий, находившихся между СССР и Германией (пакт Риббентропа-Молотова). Затем последовал еще ряд соглашений (о дружбе и границах, об экономическом и военно-техническом сотрудничестве и др.).

Германия получила большой выигрыш от этих договоров. Она обезопасила себя с Востока, заплатив территориями, которые ей не принадлежали (Прибалтика, Западные Украина и Белоруссия), получила возможность использовать сырьевые ресурсы России. СССР, кроме удовлетворения имперских амбиций (вернули большую часть земель царской России), избежал угрозы войны на два фронта уже в 1939 г. (японская угроза на Дальнем Востоке). Однако в стране была свернута антифашистская пропаганда, пострадал и без того поблекший из-за репрессий 1937-1938 гг. международный престиж государства. А главное, не было гарантии, что этот союз обеспечит долговременную безопасность страны.

 

Вопрос 3. Мир в условиях второй мировой войны (1939-1945).

1 сентября 1939 г. началась вторая мировая война, которая на первом этапе (1939-1941) была направлена на разрушение европейской цивилизации. Угроза для нее исходила от блока фашистских государств. Но затем (с июня 1941 г.) война стала более многосторонним явлением. В ее составе было несколько конфликтов: война западного мира против мира коммунистического, война внутри самого западного мира за доминирование в нем и за ослабление и даже уничтожение конкурентов, и война за объединение Европы под эгидой гитлеровской Германии. Но все три силы (западные демократии, фашизм и коммунизм) стремились в итоге к созданию своей всемирной империи, глобальной цивилизации, своего сверхобщества.

Между ними было много различий, но имелось и большое сходство в устройстве этих империй. Во-первых, наличие страны-лидера, осуществлявшего объединение под своей эгидой, каким была, например, гитлеровская Германия в фашистском блоке. Таким был и Советский Союз в коммунистическом мире, а США – в демократическом. Во-вторых, вертикальная структура объединяемых стран. На высшем уровне в фашистском блоке предполагалась Германия, уровнем ниже – Италия, еще ниже – прочие европейские государства. Нечто подобное имелось и в отношениях СССР уже после войны с другими коммунистическими странами Восточной Европы, а также США и Западной Европой тогда же. И в-третьих, навязывание страной-лидером прочим странам социального строя, аналогичного своему. Эту политику проводили СССР и США в послевоенном мире.

Сейчас западная пропаганда изображает вторую мировую войну благородной борьбой так называемых «западных демократий» против одного из двух мировых зол – фашизма с помощью другого тождественного первому мирового зла – коммунизма. Но у фашизма больше сходства с Западом, чем с коммунизмом. Во-первых, он не является полной противоположностью Западу в отличие от коммунизма. Во-вторых, он возник внутри Запада и поэтому был наиболее опасен.

Кроме того, задолго до появления коммунизма и фашизма почти все западные страны либо создавали мировые империи под своим господством, либо стремились к этому, либо пытались поставить под контроль территории своих соседей. Самой значительной мировой империей такого рода была Британская колониальная империя, империя страны, которая была пионером на западном пути развития. Самыми серьезными попытками создания империй в рамках Европы были завоевательные войны Наполеона в начале XIX в. и Гитлера в середине XX-го. В критической литературе даже используется термин «империализм» для обозначения этого аспекта истории западных стран.

Таким образом, западная цивилизация всегда предполагала в качестве основного условия своего развития не рынок и демократию, а существование подвластного, более низкого слоя человечества, который эксплуатировали и откуда черпали ресурсы: зависимых крестьян, населения зависимых стран, колоний, разных на разных этапах. Менялись только формы подчинения и господства. Поэтому фашизм – это доведенная до своего логического завершения новейшая форма западной цивилизации, это неприкрытая суть Запада без фигового листка свободного рынка и так называемой демократии. В советской же империи СССР не эксплуатировал, а помогал всем и вся. Если тут и было что-то имперское, то, наоборот, ибо основной народ этой «империи» - русские – жил в гораздо худших условиях, чем прочие народы, над которыми он якобы господствовал.

 

Вопрос 4. Великая Отечественная война советского народа 1941-1945 гг.

Если забежать немного вперед, то следует отметить, что первые часы, дни и месяцы ВОВ показали, что страна была элементарно не готова к войне с Германией, не готова во всех отношениях: военном, техническом, политическом, стратегическом. За одним единственным исключением, одно только «но» - идеология. Сталин успел провести в советском государстве идеологическое перевооружение. Он вернул советским людям важное чувство, без которого невозможно сражаться и умирать – чувство патриотизма.

Ибо невозможно укреплять государство и оплевывать русскую историю. Опыт Петра I и петровского государства в данном случае неприемлем. Петр был царем, он сам был символом государства, а Сталин на первых порах – это партийный лидер, а точнее один из. Ему только предстояло стать отцом, учителем и великим вождем советского народа. А народа, даже советского, без истории не бывает.

Знаменитый режиссер Сергей Эйзенштейн в 1937 г. получил из Кремля заказ – создать фильм «Александр Невский». Сталину нужна была не просто история, вернее история как таковая вождя вообще не интересовала. Ему нужны были исторические мифы о героях прошлого. Но настоящей идеологии нужны не ремесленные поделки, нужны шедевры. Сталин остался доволен результатом и тут же поздравил режиссера по телефону.

О том, что тогда сказал Сталин, мы не знаем. Но можно вспомнить, что напишет впоследствии писатель Виктор Шкловский: «Танки Гудериана, которые шли на нас, не были совсем неожиданными». Советские люди были предупреждены и как бы морально подготовлены. Они были подготовлены кадрами Ледового побоища, великой музыкой Прокофьева и вдохновенным лицом Николая Черкасова в роли Александра Невского.

Итак, ранним воскресным утром 22 июня 1941 г. Германия с союзниками, следуя намеченному плану «Барбаросса», без объявления войны напала на СССР. Небывалая по своим масштабам война стала величайшим испытанием для советского народа и новой, социалистической общественной системы. Это был своего рода экзамен на выживание, поверка на жизнеспособность.

Бесчеловечные цели нацистов, их жестокие методы ведения войны усилили у советских людей стремление спасти Родину и самих себя от полного порабощения, и даже истребления. Война сразу приобрела национально - освободительный характер и справедливо вошла в историю как ВеликаяОтечественная. Так начался первый (1941-1942) трагический этап войны.

Главная причина военных неудач СССР в это время заключалась в гигантском, разрушительном потенциале, созданной фашистами, военной машины, перед которой не смогли устоять армии таких держав как Англия и Франция. Другие причины – полное несоответствие сложившейся ситуации военной доктрины СССР, глобальная ошибка в оценке нацистской угрозы в июне 1941 г., ущербная политика в области вооружений, дезорганизация командного состава вследствие репрессий 1937-1938 гг.

Но хотя фашисты и достигли к осени 1941 г. огромных успехов, продвинувшись к Ленинграду, Москве и Ростову, это была еще не победа. Гитлера подвела ставка на блицкриг, «молниеносную войну», а пришлось вести затяжную войну на истощение, к которой Германия и ее экономика оказались не готовы. Существуют две точки зрения на причины срыва блицкрига и последующего перелома в войне.

Перваятрадиционная: народ победил благодаря сталинской, социалистической системе. То есть государственная собственность на средства производства и основанная на ней строго централизованная система управления экономикой, организующая и вдохновляющая роль компартии, героизм народа позволили СССР быстро сосредоточить все ресурсы на военном производстве и укреплении армии. Следовательно, сказалось превосходство и преимущества передовой советской, социалистической системы (сталинизма) над капиталистической.

Вторая точка зрения – народ победил не благодаря, а вопреки сталинской командно-административной системе, так эта система в первые же военные недели и месяцы обнаружила свою недееспособность. И поначалу репрессивная система включила свои обычные рычаги - методы «закручивания гаек», поиск виновных. Но скоро стало очевидно: закрутив гайки до упора, можно задавить народ и удержать на ногах шатающуюся систему, но только в мирное время, в стабильной ситуации. В военное же, а тем более в дни поражений, как ни парадоксально, путь репрессий – кратчайшая дорога к краху всей системы.

И потому в жесткую, негибкую сталинскую систему, несоответствующую сложной ситуации, были внесены большие изменения. Власть обратилась к традиционным ценностям, национальным и патриотическим, которые с новой силой прозвучали в речи Сталина, переданной по радио 3 июля 1941 г. Недоучившийся семинарист избрал традиционное обращение к народу, которое на протяжении веков звало к национальному единению: «Братья и сестры! Смертельная опасность нависла над Отечеством!» (а не над социализмом). О том же говорили слова известной песни «Идет война народная с проклятою ордой» и лозунг с плаката «Родина-мать зовет».

И вот что удивительно и о чем в один голос говорили современники – Сталину поверили. И наивно думать, что он стал спекулировать на патриотических идеалах, когда немцы подходили к Минску. Вот тогда бы ему, действительно, никто не поверил. Чтобы создать идеологию, нужны годы. Вот где Гитлер серьезно просчитался. Сталинский национал-большевизм был ему не по зубам.

Кроме того, учитывая немецкую политику роспуска колхозов на оккупированных территориях, советское правительство постаралось обеспечить себе поддержку крестьянства: пришлось разрешить большую свободу в реализации крестьянами продукции их подсобных хозяйств, размеры которых были увеличены, колхозный рынок заметно активизировался.

Восстановление традиционных ценностей в армии (форма, погоны и ордена), окончательный отказ от института политкомиссаров в пользу принципа единоначалия были шагами в том же направлении. Другой аспект идеологической эволюции режима за годы войны состоял в сближении коммунистической власти с Русской православной церковью и мусульманами страны.

Все это позволило добиться коренного перелома в войне на втором ее этапе 1942-1943 гг. (Сталинград и Курск). Изменения были и в последующем. До 1944 г. государственным и партийным гимном СССР был «Интернационал»: «Весь мир насилья мы разрушим Кто был никем, тот станет всем». Теперь советское руководство приняло решение о создании нового Государственного гимна, что, несомненно, отвечало объективным требованиям времени: «Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь».

Эволюция режима была видна и в сближении с западными демократиями против общего врага. С первых же часов войны стало ясно, что расчеты Гитлера на международную изоляцию СССР не оправдались, была создана антигитлеровская коалиция, в которой главную роль играла наша страна, США и Англия. Поставка союзниками по ленд-лизу вооружений, полуфабрикатов и продовольствия сыграли экономически очень важную роль. В ответ Сталин объявил о роспуске Коминтерна в мае 1943 г.

Но весной 1945 г. отношения меду Англией и США, с одной стороны, и СССР, с другой, осложнились. По словам Черчилля, англичане и американцы опасались, что после победы над Германией будет трудно остановить «русский империализм на пути к мировому господству», и поэтому решили, что на последнем этапе войны западные союзники должны как можно дальше продвинуться на Восток. В июне 1944 г. ими, наконец, был открыт второй фронт, а в августе 1945 г. американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

Но и на третьем, освободительном этапе войны (1944-1945) наибольшие успехи были достигнуты Советской Армией и решающая роль в победе над фашизмом, без сомнения, принадлежит СССР. Победа в Великой Отечественной войне предрешила итог всей второй мировой войны. Советский Союз в августе 1945 г. включился в ликвидацию второго очага агрессии – японского милитаризма. В короткие сроки была разгромлена Квантунская армия – главная группировка сухопутных войск противника на Дальнем Востоке. Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 г.

Внутри страны в последние годы войны возникает своеобразная общественнаяатмосфера, которая даже в условиях военного времени позволяет ставить вопрос о глубоких послевоенных реформах. Но им не суждено было сбыться. В войне действовали две переплетающиеся, но разнородные силы: народ и система. В начальный период войны система оказалась основной силой, правда малоэффективной, негибкой. Тогда главной действующей силой стал народ – выдвинул из своей среды полководцев, проявил массовый героизм, расплатился многими жизнями за победу.

Каждая сила внесла свой вклад в итог войны; но если сила народная освобождала, то сила системная, идущая вслед, тотчас заключала освобожденных в свои стальные объятия. Так и Победа, будто приз, была перехвачена на финальном этапе сталинской системой. Народ из главной, движущей силы автоматически вернулся в разряд орудий, инструментов политики. Трагедия народа заключалась в том, что это было почти неизбежно – народ не имел общественного механизма ни чтобы прогнать обанкротившееся правительство в 41-м, ни чтобы не отдать ему Победу в 45-м. Сталину удалось вину за поражения свалить на других, а победы приписать себе.

 

Вопрос 5. «Холодная война»: противостояние по линии Восток – Запад.

Лидерам западных стран удалось в ходе второй мировой войны направить агрессию Германии против Советского Союза. Но попытка разгромить его военным путем и чужими руками не удалась. Более того, в результате победы над Германией СССР навязал свой строй странам Восточной Европы и Азии и колоссально усилил свое влияние в мире. Усилились компартии и в Западной Европе (Италия и Франция). Советский Союз стал превращаться во вторую сверхдержаву планеты с огромным и все растущим военным потенциалом. Угроза мирового коммунизма стала вполне реальной.

Все это резко сократило возможности Запада в отношении колонизации и эксплуатации ресурсов в мире. А в перспективе над Западом нависла угроза вообще быть загнанным в свои национальные границы, что было бы равносильно его упадку и даже исторической гибели. В этих условиях идея особого рода войны против наступающего коммунизма, то есть идея «холодной войны» (доктрина сдерживания и отбрасывания коммунизма), возникла как нечто само собой разумеющееся.

Инициатива в развязывании «холодной войны» принадлежала Западу, в первую очередь - США. Это никогда не скрывалось. Наоборот, это оправдывалось как некая благородная борьба против «советского тоталитаризма». Обычно называют следующие события, положившие начало «холодной войне». В 1946 г. У. Черчилль высказал идею создания «железного занавеса» от советского влияния в Европе. В 1947 г. появилась доктрина американского президента Г. Трумэна, в которой впервые был употреблен термин «холодная война». Доктрина призывала ограничить коммунистическое проникновение в Европу.

Был принят план Маршалла, имевший целью помочь странам Западной Европы встать на ноги после войны в экономике и тем самым противостоять распространению коммунизма. В 1949 г. был основан военно-политический блок НАТО. После этого последовала целая серия доктрин, планов, установок, в том числе военный план «Дропшот» (атомные бомбардировки 100 основных советских городов).

10 сентября 1946 г. министр торговли США Г. Уоллес подал служебную записку президенту Трумэну. В ней говорилось: «Наши действия наводят на мысль, что мы готовимся к войне, которая нам кажется неизбежной. И собираемся накопить превосходящие силы, чтобы запугать остальную часть человечества. Как бы мы себя чувствовали, если бы Россия имела атомную бомбу, 10 тысяч бомбардировщиков и воздушные базы вблизи от наших берегов, а мы нет?» Через три дня Уоллес был отправлен в отставку. В марте 1947 г. Трумэн издал приказ о проверке лояльности всех госслужащих. Лица, обвиненные в связях с коммунистами и занесенные в «черные списки», увольнялись с работы и подвергались всевозможным преследованиям.

Конфликт между коммунистическим и западным мирами, особенно между США и СССР, начавшийся сразу после окончания второй мировой войны, назвали «холодным», поскольку в него не были прямо вовлечены вооруженные силы сторон. По единодушному признанию лидеров Запада, «горячая» война с использованием современного оружия была бы безумием.

«Холодная война» не ограничилась сдерживанием советского проникновения в Европу. Она превратилась в борьбу против расползания коммунизма по всей планете. Целью ее стало вообще полное разрушение Советского Союза и всего блока коммунистических стран. Разумеется, это обосновывалось необходимостью освобождения народов от ига коммунизма, помощи в овладении ими западными ценностями свободы. Поэтому это была первая в истории человечества глобальная и всеобъемлющая война нового типа. Главным оружием в ней были средства идеологии, пропаганды и психологического воздействия.

«Холодная война» в большой степени способствовала интеграции западныхстран перед лицом общего врага. Это была первая в истории операция глобального масштаба Запада как единого целого. Возвышение США над странами Западной Европы и американизация ее явились одним из аспектов этого процесса. Это было фактически покорением Западной Европы внешней для нее силой. Под предлогом борьбы с коммунизмом США подчинили Европу гуманными, демократическими, экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами. Но все эти средства опирались на военную мощь США, которая неуклонно наращивалась. Гонка вооружений истощала экономику противника.

 

Общие условия развития культуры. 1985–1991 годы стали для СССР поистине революционными. Весьма плодотворной была внешняя политика. М.С. Горбачеву удалось разрушить образ воинственной державы, готовой ради распространения идей социализма на любые действия.

Впервые из уст советского руководителя прозвучало: «Международные связи только тогда будут сполна отражать подлинные интересы народов и надежно служить делу их общей безопасности, когда в центре всего будет человек, его заботы, права и свободы». За это время были выведены войска из Афганистана, СССР прекращает вмешиваться во внутренние дела государств социалистического содружества, за что М.С. Горбачев был удостоен Нобелевской премии мира за 1990 г.

Гораздо драматичнее складывалась ситуация внутри страны, которая к 1985 г. оказалась на пороге очередного кризиса. Правительство попыталось провести «косметический ремонт», считая социализм в СССР вполне жизнеспособным.

В области экономики в 1985 г. выдвигается концепция ускорения экономического развития на основе НТР (главное звено – тяжелое машиностроение, традиционное – «станки ради станков»). На этом же этапе были проведены кампании борьбы с пьянством и алкоголизмом, с нетрудовыми доходами. В 1989 г. взят курс на регулируемую рыночную экономику.

С 1987 г. началась «перестройка», реформа политической системы, затем последовали отменена 6-ой статьи Конституции, формирование многопартийной системы, были избраны Президенты СССР и России. Граждане стали свидетелями и участниками «парадасуверенитетов», процесс завершился распадом огромной державы.

С каждым «поворотом» наша страна все глубже погружалась в пучину экономических, политических и социальных проблем. В «активе» реформ – спекуляции спиртным, самогоноварение, «сахарный бум», уничтожение ценнейших плантаций виноградников, гонения на владельцев садовых участков, выращивавших и продававших свою продукцию на рынках; полное разложение экономической системы: разбалансированность народного хозяйства, инфляция, денежные эмиссии, ажиотажный спрос на товары; бесконтрольность, всеобщее пренебрежение к закону, рост преступности. Впервые за многие десятилетия население открыто высказывает недовольство. Прокатилась волна массовых выступлений трудящихся, митинги и забастовки.

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 г. имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе "перестройки" (1985-1991) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.

Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и "социалистического плюрализма" мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.

Созданная за 70 лет существования советской власти система совершенно себя не оправдала. Бюрократические структуры стали непреодолимым тормозом на пути технического и культурного прогресса. Мы оказались далеко не самой передовой страной в мире, как это внушалось раньше. Развитые государства ушли далеко вперед в техническом оснащении. В СССР в промышленности около двух пятых всех работ, в строительстве – более половины, а в сельском хозяйстве, торговле – свыше двух третей выполнялось вручную. У нас насчитали 86,5% «бедных» (в США 20% малообеспеченных), а 40 млн. находились ниже «уровня бедности».

Безнадежно рухнул миф о СССР как о самой демократичной стране в мире, где «свободно дышит человек». Народное представительство в советах оказалось фикцией. Все решала только партия, которая утверждала свою власть с помощью силы, не допускала никакого инакомыслия. Особенно болезненно воспринималась правда о, так называемых, «белых пятнах» в собственной истории. Большинство отечественных героев в одночасье стали антигероями.

Во всеуслышание заговорили об афганской проблеме. Советские войска из этой страны вывели только в феврале 1989 г. «Афганистан …отнял нечто самое главное – простые и ясные представления о добре и зле, о безусловной ценности и неприкосновенности личности», – пишет Д. Ольшанский. Все участники этой акции пережили психологический стресс под давлением постоянной опасности гибели, научились не сдерживать жестокость в ответ на жесткость душманов.

Появляется термин – афганский синдром или «афганская преступность». Только в годы перестройки правительство перестало делать вид, что афганской проблемы не существует. «Афганцам» начали оказывать моральную и материальную помощь.

Под давлением гласности рухнула социалистическая идеология. Идеологическаяперестройка приобрела откровенно разрушительный характер, начиная со сноса исторических памятников до объявления изначально ошибочными всех деяний Октября. 70-летнюю историю и культуру советского народа стали показывать только как негативную. А заодно, пересмотру подвергли всю русскую историю, создалось впечатление, что и здесь, говоря словами одного из героев отечественных фильмов, «орудовала банда недоучившихся двоечников».

Ситуация ухудшалась тем, что тотальный рост цен приводит к падению тиражей книг, газет, журналов, сокращению выпуска научной литературы, учебников. Театры, концертные залы, музеи становятся малодоступными для абсолютного большинства населения, опять же по причине дороговизны входных билетов. В погоне за прибылью издаются низкосортные произведения, пользующиеся спросом – детективы, фантастика, эротика. Идеологизированную культуру, фактически, заменили на эрзац-культуру, что ведет к безнравственности и духовнойопустошенности общества.

Доверие к власти, которая не исполняла собственных решений, металась от проблемы к проблеме, катастрофически падает. Безверие, растерянность, потеря идеологических ориентиров характеризуют состояние общественногосознания этого периода, которое само по себе становится в высшей степени идеологизированным. Часть населения мечтала о возврате к прошлым временам, говоря: «Коммунизм-то, оказывается уже был, только мы не заметили». Послышались требования «вернуть Сталина» и жесткой рукой навести порядок. Другая часть – боролась, в полном смысле слова, за возрождение и развитие демократических традиций.

В особенно сложной ситуации оказалась молодежь. Поток разоблачений, пересмотр исторического прошлого, чаще в негативном варианте, посеяли в душах полную неразбериху. Материальное стало заслонять духовное. Отсюда, абсолютное безразличие к собственной истории и культуре, фактическое предательство старшего поколения.

В этих условиях усиливается интерес к религии. В Россию хлынули секты, в том числе и тоталитарные, запрещенные в других странах. Лжеучителя не стеснялись использовать криминальные методы привлечения верующих (гипноз, психотропные средства). Ярким примером является многочисленное движение «Белое братство».

Разумным противовесом для людей, испытывающих потребность в вере, стало возрождение русских православных традиций. После долгих гонений церковь превращается в полноправный государственный институт. Выходит большое количество религиозной литературы. Были изданы Библия, в том числе и для детей, Библейская энциклопедия, «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых».

Правительство, в свою очередь, предпринимает попытки восстановить равновесие в обществе. В ноябре 1990 г. состоялась встреча М.С. Горбачева с творческой интеллигенцией. Впервые руководители сами спрашивали совета. Участникам встречи была предложена анкета. Фактически, все опрошенные выразили уверенность в том, что наше общество способно духовно возродиться.

Образование. С середины 80-х проблемы школы стали предметом пристального внимания общественности. В прессе появились многочисленные критические публикации. Большой популярностью пользовались знаменитые останкинские вечера педагогов-новаторов. В «Учительской газете» сторонники кардинальной реформы школы опубликовали свой манифест под названием «Педагогика сотрудничества».

Под руководством ученого, министра образования России Э. Днепрова была подготовлена и принята «Четвертая школьная реформа», основу которой составили десять принципов: демократизация образования (отказ от концепции «винтика» ради концепции Человека, как высшей ценности общества); плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования, при этом в школе произойдет обогащение национального общечеловеческим; открытость образования; регионализация образования (каждый регион, в зависимости от местных условий имеет права создавать свою собственную программу образования); гуманизация образования (поворот школы к ребенку, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей); гуманитаризация образования (отход от технократизма, акцент делается на духовных ценностях человечества); дифференциация образования (обеспечение многовариантности школы, права ребенка на выбор образования); развивающий характер образования (пробуждение способности личности к самостоятельному труду); непрерывность, преемственность различных ступеней образования.

Предполагаемая школьная реформа была лишь частью общей реформы образования в России, которая коснулась всех ступеней системы, включая вузы.

С другой стороны, попытки исправить сложившееся положение часто приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. Отказываясь от использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без учебников, либо вынуждены были использовать весьма сомнительного качества новые. Введение в школьные курсы новых предметов (таких, например, как «Этика и психология семейной жизни», «Информатика») оказалось неподготовленным: не было ни квалифицированных преподавателей, готовых вести новые дисциплины, ни технических возможностей, ни учебно-методической литературы. Изжившие себя пионерская и комсомольские организации были наконец упразднены, но взамен им не было создано ничего нового – подрастающее поколение выпало из воспитательного процесса. В большинстве случаев «реформы» свелись к перемене названий: в массовом порядке обыкновенные средние школы, ПТУ и техникумы стали именовать себя гимназиями, лицеями, колледжами и даже академиями. Суть с изменением вывески не менялась. Попытки создать гибкую систему образования, отвечающую потребностям времени, наталкивались на косность значительной части преподавательского состава и недостаток средств.

Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей, многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали заграницу.

Наука. Самые заметные перемены произошли в философии, истории, экономике. Над ними перестали довлеть марксистско-ленинские догмы. Тон всему задавали историки. Ощущение шока вызвали публикации новых документальных материалов, исследований о коллективизации, индустриализации, культурной революции, красном терроре, Великой отечественной войне (В.П. Данилов «Коллективизация: как это было», Н.Г. Павленко «На первом этапе войны»).

Источниковедческую базу пополнили мемуары видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Впервые увидели свет работы Л.Н. Гумилева, создателя теории этногенеза.

В точных науках бесспорное лидерство принадлежало атомной энергетике. Самым мощнымоставался ядерно-оружейный комплекс, где было занято более 100 тысяч человек. В нашей стране работали 29 атомных блоков, которые вырабатывали 12% производимой электроэнергии, а в европейской части России – около 30%. Причем, атомный реактор – это не только источник тепла и электричества, но и возможность воспроизводства ядерного и термоядерного топлива, синтеза искусственных элементов, наработки радиоактивных изотопов для медицины.

Пальма первенства в научных изысканиях принадлежала двум крупнейшим центрам: Арзамас–16 и Челябинск–70. Здесь проводились фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, натурные испытания образцов вооружения на ядерных полигонах. Одним из важных аспектов деятельности Минатома России стало осуществление утилизацииядерных боеприпасов в соответствии с программой сокращения ядерных вооружений.

Однако атомная энергетика принесла нам не только успехи. Серьезнейшим испытанием для многих наших современников, да и для самой идеи развития и использования ядерной энергии стала Чернобыльская катастрофа.

Советские ученые продолжают освоение космоса. Увеличивается длительность полетов. Космическое пространство все чаще штурмуют международные экипажи. Одновременно, ученые изучают возможности массовой и постоянной работы в космосе, о чем мечтал еще К.Э. Циолковский. В 1984 г. в Институте биофизики Красноярского Академгородка в качестве эксперимента организовали исследовательский наземный комплекс «БИОС–3». Пять месяцев Н. Бугреев и С. Алексеев находились в замкнутой биологической системе, автономной и независимой от окружающей среды. Они сеяли, растили, убирали пшеницу, из зерна мололи муку. Когда бронированная дверь открылась, в руках космонавтов был каравай только что испеченного, пышного хлеба.

Всемирную известность приобрел С.Н. Федоров, создавший межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургии глаза». За три года было открыто 12 филиалов, где делали тысячу операций в день, в год – двести тысяч. В Московском центре проводятся сложнейшие реконструктивные операции глаза. Врачи комплекса постоянно работают над новыми технологиями лечения больных. Кроме того, Федоров организовал плавучую поликлинику, побывавшую в Персидском заливе, в Объединенных Арабских Эмиратах.

Год от года советская наука испытывает все большие трудности, острый недостаток средств. Делаются первые попытки перейти на самофинансирование.

Для "перестройки" характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам.

Основные тенденции в литературе и искусстве. Художественное творчество окончательно и без сожаления расстается с социалистическим реализмом. Примелькавшиеся штампы героев производства уступают место исследованию исторического и нравственного аспектов личности.

По большому счету, в творчестве возникла пауза. Во-первых, потому, что хлынул поток серьезных, «мощных» произведений. На фоне таких гигантов трудно стать лидером. «Художник должен чувствовать себя идущим рядом с эпохой, идущим чуть впереди эпохи!» – говорит режиссер А. Герман.

Во-вторых, выяснилось, что творческая интеллигенция не умеет работать в условиях свободы. Привыкли жить под прессом, бороться, а теперь – не с кем и не с чем. Вместо творческой работы начались распри, столкновения консерваторов и реформаторов, раздел «имущества» композиторами, художниками, литераторами, актерами. Все это выплеснулось на страницы печати, на радио и телевидение, отнюдь не способствуя духовному обновлению общества. Не случайно, 64% опрошенных деятелей советской культуры отметили, что ситуация в их творческом союзе ухудшилась.

Этим объясняется поголовное увлечение публицистикой и документалистикой, причем, в большинстве случаев, главной темой становится покаяние и попытка ответить на вопрос: «Кто виноват?».

Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с Русским зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.

Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали "шестидесятники".

80-е гг. - время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ ("Плаха" Ч. Айтматова, фильм "Покаяние" Т. Абуладзе).

Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Характерным явлением духовной жизни конца 80-х гг. стало переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое. Стали публиковаться документы, недоступные ранее даже специалистам. Наблюдался всплеск интереса к публицистическим произведениям и документальной прозе.

По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х гг. напоминает начало XX в. в русской культуре.

Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX в.) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Вместе с тем ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели и негативную сторону. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.

К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.

Литература. С января 1987 в результате политики гласности страна переживает читательский бум. Тиражи литературно-художественных журналов возросли в десятки раз. Хлынула лавина, прежде всего, «возвращенной» литературы, ранее опубликованной на Западе или пролежавшей в столах до своего часа: проза М. Булгакова, Ю. Домбровского, Д. Гранина, А. Рыбакова, В. Шаламова, В. Набокова, Е. Замятина, А. Солженицына; поэзия И. Бродского, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой.

Литература поднимала общество на новую ступень исторического мышления. Безостановочно шел процесс демифологизации общественного сознания, говоря словами критика Л. Аннинского: «…если “Чевенгура” не было, то это один народ, а если “Чевенгур” все-таки был, то это несколько другой народ».

Нарубеже 80–90-х гг.лидирующую роль в литературном процессе заняли публицистика и критика. Выходят отдельные статьи (В. Селюнина «Истоки», О. Лациса «Перелом», Е. Евтушенко «Притерпелость», Ф. Бурлацкого «Какой социализм народу нужен», критические статьи Л. Аннинского) и целые публицистические сборники, такие как «Иного не дано», «Погружение в трясину», «На пути к свободе совести».

В работах писателей, поэтов, публицистов, критиков дискутируются самые злободневные исторические и политические проблемы (о демократии, реформах, состоянии русской культуры). Идет крайне острая полемика о войне, о судьбе деревни, о будущем нашей молодежи. Пожалуй, впервые, делается попытка понять умонастроение народа на разных исторических этапах, ответить на вопросы: «Почему соотечественник уничтожал соотечественника? Почему мы такие? И, вообще, какие мы?

Документ надолго заменил вымысел даже в романе. Такие произведения получили название «невыдуманная проза». Острейшие проблемы, с которыми столкнулась наша страна, становятся главными темами литературных произведений 80–начала 90-х гг. Едкую характеристику общества «застоя» мы находим у Л. Разгона, об упадке нравственности, бездуховности читаем у Ч. Айтматова («Плаха»), В. Распутина («Пожар»), В. Астафьева («Печальный детектив»). Духом безысходности пропитаны произведения Ю. Полякова («Сто дней до приказа», «Апофегей»), Л. Петрушевской, где высвечиваются самые мрачные стороны жизни 70-х.

Совершенно необходимо отметить еще одну черту современных повестей и романов, таких как, В. Маканин «Предтеча», «Гражданин убегающий», «Антилидер», Р. Киреев «Путешествие в Таганрог», «И тут расстаемся с ними», М. Кураев «Ночной дозор», «Капитан Дикштейн». В них полноправным хозяином становится, как назвал его Л. Аннинский, «серединный человек». Он одновременно и добрый и злой, чаще никакой, для которого чудачество, блажь – норма. Это человек из пустоты, у него нет корней, истории. Он ненавидит все, что «хоть на волос выделяется из ряда…, высовывается из всеобщего “как все”».

По общему мнению критики, литература о современности не поднялась на новый рубеж. Возможно, писателям трудно соперничать с потоком «возвращенных» произведений. Хотя, совершенно очевидно, что литераторы нового поколения уже привлекли к себе внимание.

Кино и телевидение оказались в эпицентре борьбы старого и нового. На экранах появляется огромное количество документальных лент, исторических передач. Увидели свет «полочные» фильмы, ранее недоступные работы мирового кинематографа. Один за другим вышли «застойные» картины кинорежиссера А. Германа – «Лапшин», «Проверка на дорогах». Опальный режиссер стал лауреатом государственных премий СССР, РСФСР, заслуженным деятелем искусств.

Настоящей сенсацией справедливо называют «Покаяние» (режиссер Т. Абуладзе) и «Собачье сердце», с Е. Ефстигнеевым в главной роли. Популярнейшие актеры (В. Гафт, Л. Ахиджакова, О. Басилашвили, С. Немоляева, Л. Броневой, Н. Гундарева, В. Невинный, Р. Карцев) заняты в «Небесах обетованных» Э. Рязанова. Героями этой ленты стали на редкость интеллигентные бомжи, туповатые омоновцы, дурковатая советская власть, которую можно обвести вокруг пальца. На описанной режиссером помойке оказалось все наше общество, в котором освободиться можно лишь на «небесах обетованных».

В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние» Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя» С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего»). Вместе с тем кроме серьезных, глубоких фильмов, наполненных размышлениями о судьбе страны, о ее истории, снималось много весьма слабых картин, авторы которых старались обеспечить зрительский интерес за счет нарочито мрачного изображения социальной действительности. Такие фильмы были рассчитаны на скандальную популярность, их образная система строилась на контрасте с традиционным советским кинематографом, в котором принято было избегать излишнего натурализма, постельных сцен и прочих вульгарных приемов. Такие фильмы в просторечии получили название «чернухи» («Маленькая Вера» реж. В. Пичул).

Впервые в советском киноискусстве возникла проблема проката. Если раньше этим занимались три – четыре человека в центре, то теперь право выбора фильмов передали назначенцам местных обкомов партии. На «Ленфильме» вышла картина «”ЧП” районного масштаба». Нашумевшая лента попала к зрителю лишь после расформирования партийных комитетов, потому что там сидели те чиновники, о которых речь идет в фильме.

При чем, ситуация с прокатом постоянно ухудшалась. Чем больше было свободы, тем очевидное становилось стремление сделать кино чисто коммерческим. Прокат начал диктовать уровень. На экраны хлынули западные низкопробные картины с насилием, порнографией, воспевающие преступность, пренебрежение к законам.

Театр. В начале перестройки театр переживает настоящую эйфорию, ощущение праздника свободы. На сцене один за другим появляются «крамольные» спектакли: «Говори!» в ермоловском, «Диктатура совести» в Ленкоме, инсценировки возвращенной литературы («Доктор Живаго», «Белые одежды», «Дети Арбата», «Собачье сердце», «Жизнь и судьба», «Факультет ненужных вещей»). Интерес публики был чрезвычайно велик о чем свидетельствовали постоянные толпы у касс и переполненные залы.

В 1986 г. прошел учредительный съезд Союза театральных деятелей, где были приняты решения, обеспечивающие дальнейшее развитие театрального искусства. Предполагалось открыть новые студии, ликвидировалась театральная цензура. Съезд рассмотрел вопросы, связанные с социальной защитой актеров.

Однако очень скоро театр оказался в сложном положении, а точнее в состоянии глубокого кризиса. «Под цензурой мы были несвободны в главном – в самовыражении, – говорит Л.Е. Хейфец. – Теперь я могу выразить все, что хочу, но это почти невозможно практически». Театр не в состоянии заработать столько, чтобы покрыть расходы. Для спектакля необходимо сшить костюмы, изготовить декорации. Во всем мире театры находятся на попечении муниципальных властей или на частном содержании.

Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров даже в Москве. Политические пьесы с запретными до недавнего времени персонажами были слишком поверхностны. Зрительский интерес к театру падает, часто спектакли идут при полупустых залах.

Публицистика и телевидение. Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», в «Литературной газете». Особенно большой любовью читателей в те времена пользовался еженедельник «Аргументы и факты». Тираж «АиФ» перестроечной поры перекрыл все мыслимые пределы и попал в «Книгу рекордов Гиннеса».

Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи», «600 секунд». Несмотря на то, что шли эти передачи в неудобное для большинства зрителей время (поздно вечером), они пользовались очень большой популярностью, а показанные в них сюжеты становились предметом всеобщего обсуждения. Журналисты обращались к самым жгучим и волнующим темам современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические катастрофы и пр. Ведущие программ были не похожи на традиционных советских дикторов: раскованны, современны, умны (В. Листьев, В. Любимов, В. Молчанов и др.)

Наиболее ярко в это время в русской рок-музыке раскрылись такие направления как классический рок-н-ролл («Зоопарк», «Браво»), лирический фолк-рок («Машина времени», «Чайф»), «тяжелый металл» («Ария», «Черный кофе», «Черный обелиск», «Коррозия металла»), панк-рок («Автоматические удовлетворители»), новая волна («Телевизор»), джаз-рок («Арсенал»). Интересными и яркими явлениями стали «Крематорий» и «Звуки Му» с их постмодернистскими настроениями, «Аукцыон», музыка которого вобрала в себя самые различные стили и направления. Третьим крупным центром рок-движения (помимо Москвы и Ленинграда) стал Свердловск (Екатеринбург). Уральский рок был на тот момент представлен командами «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус» «Чайф», «Настя» и уфимским «ДДТ».

Одной из характерных особенностей советского рока был музыкальный минимализм, связанный с тем, что музыканты были лишены возможностей пользоваться новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования. В результате основная нагрузка в песнях приходилась на тексты. Стихи ведущих музыкантов этой эпохи — Макаревича, Гребенщикова, Цоя, Шевчука - отличались особым социально-критическим содержанием и повышенной эмоциональной напряженностью. В том, какое значение уделялось текстам песен, советская рок-музыка 80-х была близка к авторской песне, в ней звучали отголоски творчества Булата Окуджавы, Александра Галича, Владимира Высоцкого.

После выхода из подполья советский рок обретает новое звучание и получает возможность выхода за пределы Союза. В 1986 в США был выпущен двойной альбом «Red Wave» с записями четырех групп: «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино». После этого события советские рок-музыканты получили возможность гастролировать за границей.

К концу эпохи «Перестройки» русские рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению гастрольных туров, выпуску альбомов на государственной студии грамзаписи «Мелодия», появлению их на телевидении и на радио. Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки («Машина времени», «Аквариум», «Кино», «Алиса»).

Гласность привела к неожиданным открытиям. Никто не подозревал, что в СССР, где коллекционирование не поощрялось, существуют частные коллекции подлинно музейной ценности. При Советском фонде культуры появляется клуб коллекционеров. Под его эгидой прошли выставки в Москве и Ленинграде, во многих столицах за рубежом. Оказывается, у нас сохранилась традиции меценатства. Известный врач А.Я. Абрамян несколько лет назад подарил свое собрание Еревану, на ее основе возник музей русского искусства. В Москве при ГМИИ им. Пушкина создан музей частных коллекций, куда отдали или завещали свои коллекции такие знаменитые собиратели, как И. Зильберштейн и А. Рамм.

Перестройка, при всей своей противоречивости, открыла новые возможности для дальнейшего развития русской культуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффективность инвестиционных проектов. Для оценки эффективности инвестиционных проектов используются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов | Лекция 14: Сердечно-сосудистая система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.