Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социограммы

Типичные подструктуры

 

                   
   
 
   
   
 
 
 
По типу мишени Нортвей
 
Локограмма
 

 


Биографический метод - это основной источник детальных и мотивированных описаний 'истории' отдельных личностей. Мы изучаем документальное или устное описание событий с точки зрения случая, т.е. совокупности данных из истории жизни, карьеры и т.д. одного человека (его личные письма, автобиографию, дневники газетные сообщения и т.п.). Документом в социологическом исследовании считается 'предмет', специально созданный человеком для хранения и передачи информации (не включая предметы материальной культуры и быта).

Контент-анализ – это количественное изучение массовых документов в целях описания социального поведения или проверки гипотез о нем. Наиболее часто он используется для описания событий или процессов, происходящих в обществе, изучения социальных изменений. Так, используя контент-анализ средств массовой коммуникации или каких-либо частных документов, можно изучать изменения в системе ценностей, установках, мотивах поведения людей. Например, индекс дискриминации каких-либо малых национальных групп можно измерить подсчетом частоты появления негативных стереотипов в учебниках по истории, на обложках журналов, в телевизионных и радиопрограммах, газетах, рекламе.

Семиотический метод – это способ изучения значений, которые содержатся в данном 'тексте', т.е. в программе или статье. Этот метод основан на семиологии – науке, изучающей занаки в обществе. Семиотический анализ начинается с предположения, что отношения между людьми опосредованы кодами: жестами, выражением лиц, словами, которые несут определенное значение. Например, Д.Спендер ('Язык, созданный мужчиной'), используя семиотический метод, провела подробный анализ языка и показала, что он является не нейтральным или естественным, но глубоко сексистским. Как код может изучаться одежда. Существуют различные коды одежды для мужчин и женщин и их смешивание может означатьразличные вещи в разных контекстах, культурах и в разные исторические периоды.

Игровые методы в социологии. Их история начинается в 30-х годах в России. В 1930 году в ленинградском инженерно-экономическом институте была организована 'группа пуска новостроек'. В результате исследований, проведенных этой группой, было установлено, что одной из важнейших причин неудач в запусках крупных заводов являлась нехватка опыта у руководящих кадров. М.М.Бирштейн предложила обучать руководителей на примере условных ситуаций, моделирующих реальные, еще до пуска объекта (подобные методы использовались ранее в военных играх). Так возникла идея деловой игры.

Деловые игры подразделяются на:

¨ Организационно-деятельные игры ориентированы на развитие деятельности в противоположность её тиражированию, через овладение участниками коллективной мыследеятельностью;

¨ Инновационные игры (создатель В.С.Дудченко) как самотрансформирующееся средство исследования и практического преобразования социальных систем за счет организации опыта саморазвития участников.

¨ Проектные игры, основной задачей которых является акцентирование проектного аспекта.

¨ Организационно-мыслительные игры ориентированы на овладение методологией, формирование культуры мышления, воспитание умения строить понятия, системы критериев и концепции деятельности.

¨ Учебно-проблемно-практические игры (автор С.Н.Железко) ориентированы на выявление реальных и потенциальных деятелей и выработку у них новых навыков.

¨ Практически-деловые игры (А.И.Пригожин) – серийные игры, ориентированные на углубленную диагностику проблемы и последующую выработку и апробацию решений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 14. Организация социологического исследования | Что такое методология исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.