Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Психологические особенности процесса принятия решения




Преимущества и недостатки коллективного метода принятия решения

Преимущества Недостатки
· устраняются субъективизм, стереотипы и личные пристрастия; · больше вариантов решений лучшего качества; · создают атмосферу сотрудничества, хорошего рабочего контакта, снижают сопротивление несогласных; · большая продуманность возможных последствий; · ближе к истине по сложным вопросам; · выработанное коллективное мнение является положительным мотивационным фактором · требуют больших затрать времени; · более рискованные, т.к. ответственность распределяется на всех; · не имеют смысла, если руководитель намного компетентнее рядовых членов группы и они с этим согласны; · повышается степень конформизма членов группы; · повышается степень конфликтности группы; · блокирование решения, когда высказываемые точки зрения не сближаются

ü по широте охвата

общие специальные
касаются одинаковых для всех проблем; вносят в деятельность организации элемент стабильности относятся к узким проблемам, присущим одному подразделению или группе

ü с точки зрения предопределенности

запрограммированные (аналитические) незапрограммированные (творческие, поисковые)
принимаются в стандартных, регулярно повторяющихся ситуациях; число возможных альтернатив ограничено, и они легко формулируются принимаются в новых, неординарных ситуациях; требуют творческого подхода, глубоких знаний, опыта

ü по способам принятия

интуитивные адаптационные
в основе лежит способность руководителя предугадывать, предвидеть, предполагать; принимаются в условиях дефицита времени; велик риск ошибок; являются исключением, а не правилом основываются на общих знаниях, здравом смысле, профессиональной деятельности; выполнение действий, которые были успешны в прошлом в аналогичной ситуации; просты и оперативны в принятии

Процесс принятия решения в управленческой деятельности рассматривается в психологии как этап волевого акта, результатом которого является формирование цели и средств ее достижения. Этот процесс реализуется на базе традиционно выделяемых психических процессов (когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных), но в то же время не сводится к ним. Он выполняет в структуре психики в основном регулятивную функцию (как и процессы целеобразования, прогнозирования, планирования и т.д.).

При принятии решения руководитель последовательно проходит психологические операции: мысленное продумывание альтернативных вариантов решения, письменное формулирование решения, доведение решения до исполнителей.

Можно назвать следующие психологические аспекты управленческого решения:

¨ решение как процесс от незнания к знанию;

¨ личностный профиль решения: совокупность индивидуальных особенностей руководителя;

¨ взаимодействие людей, участвующих в процессе принятия решения (те, кто готовит решение, чьи интересы оно затрагивает, и кто его исполняет);

¨ восприятие решений исполнителем: оно должно быть психологически обоснованным и понятным;

¨ программа деятельности исполнителя.

Любое управленческое решение не только организует людей, но и формирует психологию его исполнителей. В процессе принятия решения проявляются деловые и личностные качества руководителя. Процедура принятия управленческого решения отражает сильные и слабые стороны его личности, но не только нужно обладать всеми качествами, нужно владеть процессом исполнения решения.

Исследователи выделяют психологические условия, способствующие развитию искусства исполнения принятого решения. Прежде всего, это условие прогнозирования пути решения задач и их соотнесение с реальными условиями реализации. Далее, составление информационного описания "слагаемых" необходимых для принятия решения; а также умение оперировать знаниями, используя профессиональный опыт и интуицию. Следующим условием является подключение к разработке решения специалистов; а также наличие волевой подготовки для преодоления "борьбы мотивов" в пользу принятого решения.

Различают руководителя с внешней и внутренней стратегией принятия решения. В основе подобного деления лежит характер самооценки руководителем своих данных. Руководитель с внутренней стратегией считает, что качество решения зависит от его компетентности, интеллекта, способностей и воли. Он проявляет большую активность в поисках информации, конструктивно действует в экстремальных ситуациях, устойчив к давлению чужого мнения.

Лица с внешней стратегией убеждены, что их успехи или неудачи зависят от внешних обстоятельств. Они пассивны, считают, что поиск дополнительной информации по решению - это лишь трата времени; а также под давлением извне отказываются от своей позиции, стараясь избежать риска и ответственности. При психологической подготовке к принятию решения руководитель должен не допускать крайностей, которым могут быть подвержены обе стратегии.

Процесс принятия решения может сопровождаться разного рода ошибками: как объективными, так психологического плана. К первым относятся - перенасыщенность принятых решений, дублирование решений, противоречивость новых решений прежним, нереалистичность сроков исполнения и т.д.

Психологические ошибки связаны, прежде всего, с характеристиками руководителя:

¨ переоценкой успеха решения;

¨ привычкой принимать решение по шаблону, инертностью мышления;

¨ апелляцией к собственному опыту;

¨ недооценкой рисков;

¨ стремлением доказать свою правоту;

¨ принятием решения, исходя из субъективного желания;

¨ давлением неудач.

Передача управленческого решения на исполнение предполагает использование пяти основных методов, благодаря которым работники исполняют решение или нет. Это методы:

1) «побуждения», основанного на доверии, уважении, психологии стимулирования;

2) «убеждения», основанного на разъяснении, объяснении задания, доброжелательности;

3) «увещевания», основанного на просьбе, уговаривании, обещании;

4) «понуждения», основанного на официальных рекомендациях и указаниях;

5) «принуждения», основанного на безоговорочном требовании, приказе, властном распоряжении.

Выбор того или иного метода зависит от того, как сочетаются доверие и требовательность руководителя по отношению к подчиненному. Чем больше требовательности, тем более категорично обращение руководителя. И наоборот, чем больше доверия, тем менее категорично по форме может быть обращение.

Таким образом, процесс принятия решения, являясь важным элементом в системе управления, обладает сложным с психологической точки зрения содержанием. Специфика принятия управленческого решения зависит от использования руководителем той или иной стратегии. Процессом принятия решения можно управлять, если заранее продумать организационно-психологический механизм «запуска» и исполнения решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.