Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анатомо-физиологические особенности нервной системы




Тема: Нервно-психическое развитие.

НПР, его особенности у детей раннего возраста.

Темпы нервно-психического развития неодинаковы в различные периоды жизни. Уровень НПР можно определить, используя возрастную модель нормального развития ребенка. На каждом возрастном этапе есть свои ведущие линии развития. На 1-ом году жизни их 8: зрительные (Аз) и слуховые (Ас) ориентировочные реакции, эмоции (Э), движения общие (До), движения руки и действия с предметами (Др), подготовительные этапы активной речи (Ра), и понимания речи (Пр), навыки и умения в процессах (Н). Развитие детей первого полугодия жизни проверяется по всем линиям развития, кроме седьмой (Пр), во втором полугодии не оценивают третью линию развития – эмоции, контролируют развитие действия с предметами, а не движения руки. На 2-ом году жизни выделено 6 линий развития: понимания речи, активная речь, сенсорное развитие, игра, движения и навыки. На 3-ем году жизни следует вести контроль по 5 линиям развития: активная речь, сенсорное развитие, игра, движения и навыки. Также на втором, третьем году жизни контролируют показатели поведения (настроение, засыпание, аппетит, характер бодрствования и настроения ребенка).

Алгоритм оценки НПР табличным методом:

1. Определить уровень ведущих линий НПР у ребенка по оценочным таблицам.

2. Выяснить если задержка НПР.

3. Найти показатель с наибольшей задержкой по эпикризному сроку и по нему определить группу НПР:

1-ая группа НПР 2-ая группа НПР 3-ая группа НПР 4-ая группа НПР
Дети с опережением развития: А) на 2 ЭС – высокое; Б) на 1 ЭС – ускоренное развитие. Дети с задержкой на 1 ЭС. Дети с задержкой на 2 ЭС. Дети с задержкой на 3 ЭС.
Верхнегармоничное развитие: Часть показателей > на 1 ЭС, часть >на 2 ЭС Дети с нетипичным негармоничным развитием: Часть показателей >,часть <на 1 ЭС. Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием: часть показателей < на 1 ЭС, часть < на 2 ЭС.  
Дети с нормальным развитием      

 

4. Определить равномерна ли задержка и, если она равномерна, оценить ее степень:

1-ая ст. – задержка 1-2 показателей;

2-ая ст. – 3-4 показателей;

3-я ст. – 5-7 показателей.

5. Если задержка неравномерна, то НПР расценивается как негармоничное.

 

Задача: Определить группу и гармоничность НПР:

1. Мальчик 12 месяцев НПР Аз-12, Ас-12, Э-12, Др-11, До-10, Пр-11, Ар-10, Н-9. (Ответ: 4-ая группа НПР, негармоничное развитие)

2. Девочка 4 месяца. НПР Аз-4, Ас-4, Э-4, Др-3, До-3, Пр-3, Н-4. (Ответ: 2-ая группа НПР, задержка 2-й степени.)

3. Девочка 2 года. НПР Пр-2, Ар-1,6, С-1,9, И-1,9, До-2, Н-2. (Ответ: 3-ая группа НПР, негармоничное)

4. Девочка 11 месяцев. НПР Аз-11, Ас-11,Э-11,Др-11,До-10,Пр-11,Ар-10, Н-11. (Ответ: 2-ая группа НПР, задержка 1-й степени).

Особенностью нервной системы новорожденного является ее относительная морфологическая и функциональная незрелость.

Особенности строения головного мозга:

1. Масса головного мозга при рождении относительно велика. Первые три года жизни идет активное нарастание массы мозга. При рождении – 350–380гр, к году увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза.

2. Количество извилин и борозд в полушариях новорожденного такое же, как и у взрослого, но их развитие и дифференцировка выражены слабо, их интенсивный рост идет на первом году жизни.

3. Нервные клетки ЦНС имеют мало отростков.

4. Серое вещество плохо дифференцировано от белого, отсутствует миелиновая оболочка.

5. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

6. Мозговая ткань богата водой, содержит мало специфических органических веществ.

7. Окончательная миелинизация нервных волокон заканчивается в зрелом возрасте.

Особенности строения спинного мозга:

1. Развивается раньше головного мозга, является более зрелым.

2. Относительно длиннее спинного мозга взрослого.

3. Темп увеличения массы и длины спинного мозга после рождения более медленный, чем головного.

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (сосательный, глотательный, защитный), также у детей имеются и примитивные рефлексы, исчезающие со временем:

1. Рефлексы со стороны глаз – мигания, ослепления, «заходящего солнца».

2. Рефлексы со стороны лица – сосания, поисковый (Куссмауля), хоботковый.

3. Рефлексы со стороны рук – верхний хватательный Робинсона, ладонно-рото-головной (Бабкина), рефлекс объятия (Моро).

4. Рефлексы со стороны туловища – р. Галанта, р. Переза.

5. Рефлексы со стороны ног – нижний хватательный, опоры, автоматической ходьбы, р. Бабинского.

Образование условных рефлексов в период новорожденности ограничено. В 2-3 недельном возрасте можно выработать простые условные вестибулярные рефлексы на положение тела под грудью и покачивание. С конца 3-го месяца условные рефлексы становятся довольно сложными. В течение первого года жизни появляются и развиваются условные рефлексы первой сигнальной системы, к концу первого года начинается развитие функций второй сигнальной системы, которая в дальнейшем обеспечивает речевое общение ребенка с окружающими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.