КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия и этапы социализации мифа
Любой миф начинает свое существование как индивидуальный, и возникает он как мнение конкретного человека о своем отношении к чему-то. Вначале он проявляется как понятное и самодостаточное для автора мнение, и на этом этапе не является собственно «мифом». Но человеку свойственно делится своим мнением с окружающими. Попробуем проследить ход изменения индивидуального мнения, постепенно превращающегося в миф. Например, М. Дымшиц отмечает, что в процессе попытки поделиться своим мнением может выясниться, что: 1) не интересен объект мнения (как предельный случай: просто неизвестен) и возникнет необходимость в формировании интереса к объекту; 2) мнение непонятно, и тогда возможность однозначной интерпретации всеми участниками обсуждения высказанных критериев падает практически до нуля; 3) мнение не исчерпывающе (использованы не все возможные критерии), что может привести к многократному росту количества привлекаемых для оценки критериев; 4) мнение несамодостаточно (требуется дополнительный источник информации для обсуждения мнения), но эти критерии предлагаются многочисленными источниками. В этой ситуации для того чтобы рассказать «о чем-то», необходимо «этому» дать ИМЯ, то есть ограничить описание объекта. Последующее согласование критериев, операций описания и возникающая необходимость сократить число используемых критериев приводят к еще большему ограничению описания объекта. На определенном этапе это сокращение описания объекта оказывается информационно недостаточным и не позволяет дифференцировать его от других аналогичных объектов. В результате после многочисленных актов коммуникации остается только рассказчик (1), имя объекта (2) и то, что у инициатора коммуникации было «отношением к объекту», а у остальных формируется как «переживания от называния имени объекта» (3). Таким образом, рассказчик, имя объекта и переживания об имени и составляют «миф».
Хотелось бы обратить внимание, что: 1) сам объект мифотворчества может быть к этому моменту уже утерян (мифологизация вождя после его смерти), или, «обратный» эффект, объект мифотворчества «заново приобретается» реципиентом – после нескольких встреч с мифом (покупка товара после рекламы). При этом устойчивость «обратного» эффекта гораздо меньше, чем «прямого»: несколько недель по сравнению со столетиями; 2) «переживания от называния имени объекта» хотя и описываются через слова (т. н. «ключевая лексика» – молитвы, например), к ним не сводятся и ими не описываются. В современных условиях, как правило, нет столетий для самостоятельной «кристаллизации» мифа (как, например, было это время у религиозных конфессий), он требуется или сейчас, или должен выполнять определенную задачу в ближайшем будущем. Соответственно, три составные части разрабатываются при соблюдении условий, соответствие которым необходимо для успешной социализации мифа. Условия успешной социализации мифа делятся на содержательные и количественные. Первым и основным, содержательным условием является совпадение кодов Источника (рассказчика) и реципиентов: описание должно проводиться с использованием только той лексики, которая используется реципиентами для описания соответствующих объектов, и только с использованием тех операций, которые используются реципиентами. Проблема «совпадения кодов» была осознана в рамках европейской традиции около 15 столетий назад и выразилась в запрете перевода Библии на национальные языки, а в восточной традиции была осознана гораздо раньше и признана по сути нерешаемой. Такое решение выразилось в формировании процесса обучения через «личное созерцание», а не через коммуникацию, как в европейской традиции.
Вторым, так же содержательным, условием является соответствие рассказчика образу «тот, кому я могу доверять». В современных условиях это не обязательно человек. Газета, журнал, телепередача, творческая группа и т. д. также подлежат оценке как «имеющие/не имеющие доверие в данных вопросах» для использования в качестве рассказчика. Однако в дальнейшем происходит персонификация носителя информации реципиентами (слушателями) через конкретных людей (напр.: «Комсомолка» написала...). Степень доверия к информации в зависимости от ее источника осознается даже на уровне обыденного сознания (вопрос «Откуда ты это знаешь?» в ответ на неожиданное сообщение является стандартным). В условиях опосредованной коммуникации значение имеют газета или телепередача, ПЕРВОЙ сообщившая о событии или факте, издательство, в котором вышла книга, посвященная той или иной проблеме, и т. д. Третьим, количественным условием является необходимый уровень интенсивности воздействия, обеспечивающий удержание внимания реципиентов и не позволяющий занять внимание конкурирующим сообщениям. Необходимая интенсивность и длительность воздействия определяется характером распространяемой информации и, вопреки распространенному мнению, практически не зависит от наличия конкурирующей информации по данной теме. В случае равной интенсивности воздействия конкурирующей информации по конкретной теме общество выбирает ту, которая больше соответствует указанным выше критериям – соответствие по коду и по «рассказчику». Социализация мифа состоит из четырех последовательных этапов: 1. Этап «вывода имени»: уровень знания имени от 2,5% (типичный уровень «фантома» по знанию брендов, событий и т. д.) до 30-35% интересующей социальной группы. В это время понимание имени характеризуется исключительно «предвосхищением» людей, формируемым звучанием имени, восприятием упаковки и т. д., а источник информации («рассказчик») по имени не атрибутирован. 2. При превышении уровня знания в 30-35% начинается этап «формирование понимания»: начинается этап активного присвоения характеристик объекту. Крайне опасный этап: разнообразие мнений о характеристиках объекта и наиболее достоверных источников о нем может привести к конфликту между ними и отказу общества от дальнейшей «работы» с именем. Может сформироваться группа активных последователей «имени», смещения мифа в маргинальные социальные группы, но массовым данный миф уже не станет никогда.
3. При превышении уровня знания в 70% происходит «мифологизация»: потеря незначимых, с точки зрения реципиентов, характеристик, уменьшение их числа, что облегчает продвижение в широкие массы. Также происходит «потеря» источников информации, что также облегчает принятие мифа все большим количеством людей и формирование «самодостаточности» мифа, когда его приверженцы начинают адаптировать миф к изменяющимся условиям внешней среды без активного участия «источников» или без осознания таких источников («рассказчиков»). 4. Этап «демифологизации» наступает в случае «обрастания» объекта мифа дополнительными характеристиками. В этом случае при сохранении высокого знания начинает падать приверженность мифу и он «умирает». Существует несколько «контрольных» областей: конфессиональность (не религиозность как таковая), идеологическая работа и брендинг. По данным брендинга, доля приверженцев лидирующей торговой марки конкретной товарной группы никогда не превышает 40-45% всех потребителей этой группы, а чаще всего и того меньше (отчасти это зависит от количества конкурирующих марок в товарной группе). Возможности поддержки той или иной формы идеологических взглядов определяются теми же закономерностями, что и в брендинге. Соответственно, увеличение доли приверженцев определенных взглядов в определенной группе более 45% может быть реализовано только насилием, примерами которого заполнены исторические хроники. Правда, это приводило к довольно интересному результату: часть приверженцев «победившей» точки зрения через небольшой промежуток времени опять формировали «альтернативное» мнение, и цикл борьбы за победы «единственно верного учения» повторялся.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |