Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприимчивость или чувство вины

Эта стадия обычно приходится на возраст от четырёх до пяти лет.

Ребенок жадно и активно познает окружающий мир; в игре, создавая воображаемые, моделирующие ситуации, ребенок совместно со сверстниками осваивает «экономический этос культуры», то есть систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется желание включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Но взрослые остаются для ребенка всемогущими и непостижимыми, они могут пристыживать и наказывать.

В это время социальный мир ребёнка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков.

Дошкольник уже приобрёл множество физических навыков, он умеет ездить на трёхколёсном велосипеде, умеет бегать, резать ножом и т.д. Ребёнок начинает придумывать себе занятия. Он начинает интересоваться трудом других людей, пробует новое. Ребёнок становится очень любознательным, энергичным, развивается его познавательная активность, у ребёнка формируются представления о том, каким он может стать человеком, границы дозволенного.

 

Позитивный путь:

1) взрослый поощряет инициативу ребёнка, когда ребёнок может бегать, прыгать и т.д.;

2) родители готовы подробно отвечать на все вопросы ребёнка.

3) взрослые позволяют ребёнку играть, фантазировать, они вступают в сотрудничество с ребёнком.

4) детям предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, они по своему желанию бегают, борются, катаются на санках, на коньках и т.д.

Итог позитивного пути:

1) у ребёнка вырабатывается и закрепляется предприимчивость, инициативность, целеустремлённость, активность, самостоятельность;

2) возникает чувство товарищества с родителями;

3) появляется способность к самонаблюдению и к самоуправлению.

4) ребёнок способен принимать на себя ответственность.

«Я могу делать много удивительных вещей». «Иногда мои возможности кажутся мне волшебными».

 

Негативный путь:

1) родители говорят, что игры утомительны и вредны;

2) вопросы ребёнка назойливы, фантазии бестолковы;

3) родители наказывают ребёнка за незначительные поступки.

4) родители показывают ребёнку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна.

Итог негативного пути:

1) ребёнок начинает чувствовать себя виноватым и приносит чувство вины за многие годы;

2) переживание постоянных неудач способствует возникновению чувства покорности и препятствует формированию инициативности; у ребёнка нет решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и достигать их.

3) ребёнок чувствует покинутость и чувство никчёмности. Такой ребёнок обычно боится постоять за себя.

4) пассивность.

«Я бываю таким ужасным, и другие так сердятся на меня за то, что я делаю, они готовы меня уничтожить».

 

Содержание конфликта: «Мне это любопытно, я хочу это исследовать, но это не понравится взрослым, потому что я всё делаю неправильно».

Проявление конфликта: страх, боязнь наказаний за тайные мысли и поступки. У взрослого человека проявляется в истерическом самоограничении и самоотрицании.

Идентичность: Стадия идентификации себя со взрослым определённого пола и освоение свойственных этому полу форм поведения.

 

Значение, которое Эриксон придаёт игре в этом возрасте.

а) когда дети играют, то они пытаются воссоздать ситуации, которые вызывали у них сильные эмоции. Этими эмоциями они стремятся овладеть, видоизменяя игровые модели пережитой действительности. Например, ребёнок пережил наводнение;

б) воспроизводя потрясшие ребёнка события и преобразуя их, дети выносят вовне свои переживания, закрепляют их за своими рисунками, поделками, игрушками, постройками;

в) тем самым ребёнок понимает свои эмоции, аффекты и освобождается от их болезненного и навящивого эффекта.

Игра – это естественный способ самоврачевания, который нам предлагает детство. Таким образом, игровая деятельность выполняет терапевтическую функцию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самостоятельность или нерешительность | Идентификация личности или спутанность ролей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.