Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории потребительского поведения. Оптимальный выбор потребителя

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Термин «полезность» был введен английским философом И.Бентамом.

В основе потребительского поведения лежит Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него), который объясняет отрицательный наклон кривойспроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цен ы.

Экономическая модель потребительского поведения объясняет, как вкусы и доходы потребителей наряду с ценами благ определяют их функции спроса на эти блага.

В теории потребительского поведения используются два закона потребительского поведения кардиналистки й, или количественный закон и ординалистский, или порядковый закон. В кардиналистской теории потребительского поведения лежит гипотеза о рациональности потребителя. Гипотеза о рациональном потреблении заключается в том, что потребитель стремится максимизировать общую полезность при ограниченном доходе. При заданных ценах и данном доходе он стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления, руководствуясь личными вкусами. Чтобы максимизировать полезность, потребитель должен быть в состоянии сравнивать, соизмерять полезности различных благ и их наборов.

Исследования XIX в. выявили, что потребляемые последовательно части какого-либо благаобладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (TU). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимальная общая полезность достигается в точке, когда MU становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление блага приносит вред (MU отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Принцип убывающей предельной полезности часто называют первым законом Госсена (нем), который впервые сформулировал его в 1854г.

Представители австрийской школы К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер впервые попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребител я. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности. Согласно данной теории, цена блага для потребителя определяется предельной полезностью.

Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага (MU) с ростом его количества (Q):

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3) все покупатели прекрасно представляют MU всех продуктов;

4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления.

2. Ненасыщеность. MU всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это можно выразить так: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность.

Равновесие потребителя – это состояние, при котором он покупает товары по данным ценам в таких о бъемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.

 

Условие равновесия потребителя:

 

где MUi – предельная полезность i-того блага; Pi - цена i-того блага.

Соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен:

MU1: MU2: …: MUn = P1: P2: …: Pn.

Обозначим взвешенную предельную полезность через λ = MUi / Pi, это будет предельная полезность денег. Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так: MUi = Pi λ.

Это означает, что MU блага равняется предельным затратам потребителя.

При ординалистском (порядковом) подходе используются кривые и карта кривых безразличия. Кривая безразличия – это изображение на плоскости множества наборов товаров, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребителю безразлично, какой приобрести набор. (рис. 7.1).

 

Рис. 7.1. Кривая безразличия

 

Свойства кривых безразличия основаны на предположениях ординалистской концепции.

1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон (товары Х, Y).

Предположим, что i – кривая безразличия для этих товаров. Все наборы товаров, находящиеся на кривой безразличия i во II и IV квадрантах, идентичны набору А. Все наборы I-го квадранта будут предпочтительнее, чем набор в точке А, а все наборы III-го квадранта будут менее предпочтительнее, чем набор А.

3. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

4. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве квадрантов, и мы будем иметь карту безразличия.

Карта безразличиянабор кривых безразличия, где каждая кривая безразличия, находящаяся выше, чем исходная, является более предпочтительной.

Точка А предпочтительнее, чем С, так как А дает больше х и y (чем больше, тем лучше, по предположению) (рис. 7.2).

Рис.7.2 Карта безразличия

 

5. Предельная норма замещенияуменьшается при движении вниз по кривой безразличия. Предельная норма замещения товаром Х товар Y (MRSХ,У) – количество товара Y, которое потребитель согласен уступить в обмен на рост количества товара Х на одну единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным:

 

При движении из точки А в точку В увеличивается количество товара Х и снижается Y, то есть происходит замещение одного товара другим.

В товарном мире возможны разные нормы замещения одного товара другим.

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного товара другим, но не определяют, какой набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает бюджетное ограничение, показывающее, какие потребительские наборы можно приобрести на данную сумму денег.

Выбор набора товаров зависит от цен на товары и бюджета потребителя. Пусть свой бюджет (I) потребитель тратит на покупку двух товаров: товара Х по цене Рх, товара Y по цене Ру, тогда уравнение бюджетной линии (для 2 х товаров) будет иметь вид

или (типа y=a0-a1*x).

При потреблении нескольких товаров:

где P1...Pn – цены товаров от 1 до n; X1...Xn – количество товаров от 1 до n; I – бюджет.

Бюджетная линия показывает одинаковую величину бюджета потребителя при разных сочетаниях товаров Y и Х (рис.7.3).

а) б) с)


Рис. 7.3. Линии бюджетного ограничения

Свойства бюджетной линии.

  1. Точки А и В показывают максимально возможный объем потребления товара Y и Х соответственно, т.е. весь бюджет тратится только на товар Y или товар Х соответственно.

2. Наклон бюджетной линии равен

3. При изменении дохода потребителя бюджетная линия движется параллельно вправо - при росте дохода или влево - при уменьшении дохода.

4. При изменении цен на товары изменяется угол наклона бюджетной линии, и потребитель может больше (меньше) купить товара Х (Y).

Оптимальный выбор товаров и услуг должен отвечать двум требованиям.

  1. Он должен находиться на бюджетной линии. Если он находится слева и ниже, то значит неизрасходована некоторая часть дохода; справа и вышене может быть закупки в рамках данного дохода (рис.7.4).

Рис. 7.4. Положение равновесия потребителя (в ординалистской теории полезности)

  1. Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии. Это будет точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.

Равновесие покупателя изменяется под влиянием:

1. – изменения дохода покупателя (рис.7.5); 2– 2. - цен на товары и услуги (рис.7.6);3.– роста реального дохода, вследствие чего изменяется структура потребностей.


Рис. 7.5. Кривая «доход-потребление» (уровня жизни) Рис. 7.6. Кривая «цена-потребление»

Впервые обратил на это внимание немецкий статистик Э. Энгель (1821-1896) (рис.7.7).

Рис. 7.7. Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.