Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребительская кооперация в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и послевоенные годы

 

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В первые месяцы войны захватчики оккупировали значительную территорию европейской России. Большие материальные потери, перебазирование предприятий на восток страны, переоборудование предприятий, выпускавших потребительские товары, на выпуск продукции для военных целей, привели к кризису в потреблении. Было введено нормированное снабжение для рабочих оборонной промышленности, рабочих совхозов, служащих учреждений, интеллигенции, эвакуированного населения. Общее число граждан, получавших во время войны продукты по карточкам, составило около 77 млн. человек

Потребительская кооперация подчинила свою работу за­дачам снабжения и укрепления тыла Красной Армии, осу­ществляла мероприятия по перестройке своей хозяйственной деятельности применительно к условиям военного времени, передала на нужды обороны страны путем приобретения об­лигаций государственного займа значительную часть своих денежных средств, для этих же нужд был мобилизован почти весь ее автомобильный транспорт.

Потребительская кооперация была включена в систему снабжения армии и нормированного снабжения населения. Кроме того, потребительская кооперация осуществляла торговлю, а именно продавала промышленные товары сельскохозяйственным товаропроизводителям (сельским жителям и колхозам) в порядке встречной продажи под сдаваемые сельскохозяйственные продукты. Продажа товаров осуществлялась на не оккупированной территории через стационарные магазины и развозную торговую сеть.

Особое значение в пополнении товарных ресурсов уделялось заготовительной деятельности потребительской кооперации. На не оккупированной территории усиленно развивалась материально-техническая база заготовок, были построены разные виды перерабатывающих предприятий, особенно овоще и фруктосушильные. Поставка для армии сушёного картофеля, овощей и фруктов позволила высвободить большое количество транспорта, необходимого для их перевозки, и снабжать армию качественной продукцией.

Особое значение для пополнения товарных ресурсов имело развитие подсобных хозяйств при потребительских обществах и их районных союзах, в которых занимались выращиванием сельскохозяйственной продукции, разведением крупного рогатого скота, свиней, домашней птицы, кроликов, вели лов рыбы, содержали молочные фермы.

Потребительская кооперация занималась производством непродовольственных товаров: валенок, кожаной обуви, чулок, носков, швейных и трикотажных изделий, сельскохозяйственного инвентаря, телег, саней, шорных изделий, строительных материалов (кирпича, извести) мыла.

По мере освобождения территорий от фашистских захватчиков шло восстановление разрушенного войной хозяйства потребительских обществ и их союзов. Потребительская кооперация наращивала производство товаров на собственных предприятиях. В последние годы войны удельный вес товаров собственного производства в розничном товарообороте потребительской кооперации достиг 10%.

Следует особо выделить значение во время войны такого вида деятельности потребительской кооперации как общественное питание. Организации потребительской кооперации создавали столовые при предприятиях и учреждениях, обеспечивая питанием рабочих и служащих; организовывали питание населения, эвакуированного из оккупированных территорий; детей, военнослужащих в госпиталях, семей военнослужащих.

Во время войны потребительская кооперация занималась заготовкой в больших количествах лекарственно-технического сырья, из которых изготовлялись лекарственные препараты, спасшие жизни сотням тысяч солдат и офицеров.

Работники потребительской кооперации старались помощь армии в изготовлении оружия: заготовляли лом чёрных и цветных металлов, кооператоры направляли личные сбережения в фонд обороны. В первые годы войны за счёт средств кооператоров были построены танковые колонны, получившие название «Потребительская кооперация», «Кооператор Дона», эскадрилья самолётов, построен истребитель «Саратовский кооператор».

Многие работники потребительской кооперации сражались в рядах Красной армии: каждая организация потребительской кооперации бережно хранит память о своих героях.

Сто кооператоров России удостоились высокого звания – Героя Советского Союза, среди них и студентка Московского института советской кооперативной торговли Вера Даниловна Волошина.

Работники потребительских обществ и их союзов самоотверженно трудились и среди них женщины, численность которых в общей численности работников потребительской кооперации возросла с 20 % в 1940 году почти до 70 % в 1945 году.

За самоотверженный труд в годы войны 601 человек - тружеников потребительской кооперации, награждены орденами и медалями Советского Союза.

Потребительская кооперация внесла достойный вклад в победу нашей Родины в Великой Отечественной войне.

Война задержала развитие кооперации на длительный период. На временно оккупированной территории СССР была ликвидирована деятельность более 17 тыс. потребительских обществ и почти 1700 районных союзов. Полностью раз­рушенными и частично поврежденными оказались свыше 59 тыс. магазинов, лавок, оптовых баз, складов и других пред­приятий. Общая сумма ущерба, нанесенного потребительской кооперации, превысила 6 млрд руб. Сильно пострадали коопе­ративные организации Белоруссии и Украины, а в Российской Федерации наибольший урон понесла кооперация Орловской, Смоленской, Ленинградской и Тульской областей.

В послевоенный период потребительская кооперация занималась восстановлением разрушенного хозяйства на оккупированных территориях.

Государство содействовало развитию кооперативной системы. В потребительской кооперации отсутствовали необходимые собственные оборотные средства для закупки товаров и сырья, поэтому Государственный банк предоставил ей льготные кредиты; одновременно были снижены налоги (подоходный, на оборот розничной торговли и общественного питания, другие).

9 ноября 1946 года в связи с ухудшением снабжения продуктами питания городского населения Совет министров СССР принял постановление «О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольственными и промышленными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями». Этим постановлением было разрешено открывать коммерческие магазины и чайные в городах. Цены на реализуемые товары в городских кооперативных торговых предприятиях были в два-три раза выше по сравнению с ценами в государственных магазинах и предприятиях общественного питания. Коммерческая деятельность кооператоров в городах позволила увеличить доходы от продажи товаров и пополнить оборотные средства.

Однако, потребительской кооперации не разрешалось создавать городские потребительские общества (горпо). Несмотря на это, городские кооперативные магазины и предприятия общественного питания успешно конкурировали как с городскими предприятиями, так и с колхозными рынками. Конкурентоспособные городские кооперативные предприятия, создаваемые и укрепляемые кооператорами в 1946-1949 гг., были изъяты у потребительской кооперации и переданы государству в августе 1949 года. Это была третья национализация собственности потребительской кооперации, включающая 12,1 тыс. магазинов и более 6 тыс. предприятий общественного питания.

Большое значение для улучшения деятельности потре­бительской кооперации имели изменения в жизни общества, связанные с именем Никиты Хрущева (1894-1971) и вошед­шие в историю как "хрущевская оттепель". С одной сторо­ны, произошел отказ от некоторых недемократических край­ностей сохраняющейся командно-административной системы управления. Кратковременное потепление общественного кли­мата явилось результатом разоблачения сталинского культа личности и его страшных последствий. С другой стороны, были частично исправлены ошибочные теоретические установки о том, что товарное обращение несовместимо с перспективой пе­рехода от социализма к коммунизму.

В сентябре 1953 г. стали осуществляться мероприятия по подъему сельского хозяйства. Было положено начало восста­новлению принципа материальной заинтересованности колхо­зов и тружеников села в увеличении производства продуктов. Повышались заготовительные и закупочные цены на сельско­хозяйственную продукцию. Вскоре началось освоение целин­ных и залежных земель. Все это не замедлило благоприятно сказаться на работе потребительской кооперации как сельской торговой и заготовительной системы.

Стремление советского государства к сокращению кооперативной собственности и увеличению государственной собственности подтверждает национализация в 1957 году 20 тысяч её предприятий бытового обслуживания (мастерских по ремонту обуви и пошиву одежды, по установке и ремонту бытовой техники, парикмахерских, бань и др. предприятий) а также около тысячи гостиниц.

Государство использовало ресурсы потребительской кооперации для обеспечения товарами населения городов и рабочих поселков. Важно, что потребительская кооперация постоянно увеличивала производство собственных товарных ресурсов, привлекаемых ее организациями из местных источников. С этой целью потребительская кооперация усиленно развивала материально-техническую базу заготовительной и производственной деятельности.

Вклад потребительской кооперации в социалистическое строительство высоко оценен советским государством. В 1958 году потребительская кооперация награждена орденом Ленина.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие потребительской кооперации в период с 1917 по 1940 годы | Развитие потребительской кооперации в условиях советской власти в годы незавершенных социально-экономических преобразований с 1961 по 1990 годы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.