Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начнём с педагогической ситуации




Педагогическая техника.

Педагогическая технология

Педагогическое мастерство

Давайте попробуем их соотнести друг с другом для проверки нашего понимания, прежде чем рассматривать другие понятия в рамках нашей лекции.

Рассмотреть: " МАТРЁШКА"педагогическое мастерство – педагогическая технология – педагогическая техника.

 

Педагогическая технология отражает задачную структуру педагогической деятельности.

Что это значит?

Это значит, что педагогический процесс и его основа – профессиональное педагогическое общение всегда представляют собой определённую цепь педагогических ситуаций.

Педагогическая ситуация и педагогическая задача – взаимосвязанные явления.

Эту взаимосвязь нам сейчас и предстоит определить.

Под педагогической ситуацией в самом общем смысле этого слова понимают объективное состояние педагогической системы в определённый момент времени.

По сути, педагогическая ситуация - это совокупность объективных условий, в которых учитель ставит цели и задачи, принимает и реализует педагогические решения.

То есть любая ситуация, по сути, может стать педагогической, если в ней ставятся задачи обучения и воспитания.

В психологии, которая как мы знаем, очень тесно связана с педагогикой, есть два подхода к анализу ситуаций.

Сторонники первого подхода считают, что ситуация – это совокупность внешних условий, не включающая самого человека и не зависящая от него. Применительно к учителю это означает, что педагогическая ситуация существует как бы независимо от него, и он лишь сталкивается с ней в своей работе.

Согласно второму подходу, ситуация включает в себя как внешние обстоятельства, так и самого человека, который своим присутствием влияет на неё. В этом случае оказывается, что всякая педагогическая ситуация так или иначе может определяться самим учителем и его учениками.

Кроме того, педагогическая ситуация может быть стандартной и нестандартной, осознаваемой или не осознаваемой педагогом. Не осознаваемы обычно привычные, ставшие стандартными ситуации. Они повторяются ежедневно и, в силу этого, стали для педагога уже поведенческим стереотипом.

Например: входя в класс, учитель может поздороваться с детьми автоматически, так же автоматически дождаться тишины или потребовать её соблюдения.

Педагогическая ситуация в целом – это продукт активного взаимодействия внешних условий и поведения всех её участников.

Исходя из этого определения, учителю важно не воспринимать педагогическую ситуацию, как какую – то неизбежность, к которой остаётся только приспосабливаться, Учителю важно занимать в педагогической ситуации активную позицию, находить в ней изменения через взаимодействие всех её участников. Это как раз и является показателем педагогической зрелости учителя.

Сегодня различают запланированные и стихийно возникающие педагогические ситуации, спокойные и конфликтные, постоянные и эпизодические.

Количество неожиданных ситуаций в труде учителя вообще достаточно велико.

Любая педагогическая ситуация проблемна. Для того, чтобы "снять" эту проблемность, педагог должен осмыслить педагогическую ситуацию, поставить перед собой задачу по решению её проблемности.

Как только педагог начинает действовать осмысленно, подчиняя свои действия осознаваемым целям, проблемная педагогическая ситуация превращается в педагогическую задачу.

В связи с этим нам необходимо определиться с понятием и сущностью педагогической задачи и показать её отличие от других задач.

Термин "задача" употребляется в разных науках и трактуется при этом очень широко. Задача – это и цель, и поручение, и задание, и вопрос, который нужно решить.

В психологии "задача" понимается как соотношение цели и условия, цели и ситуации.

Педагогическая же задача понимается как система особого рода. Она представляет собой основную единицу педагогического процесса.

Под педагогической задачей нужно понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесённой в неё целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.

В чём же проявляется специфика педагогических задач?

1. Педагогическую задачу решают по меньшей мере два человека – педагог и воспитанник.

2. Решение педагогической задачи от педагога всегда требует анализа её результата.

3. Педагогические задачи всегда тесно связаны с задачами учебными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.