Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 1. Понятие социальной роли




Тема 2.1. Роли и ролевые ожидания.

Таким образом, мы с вами рассмотрели конструирование педагогического процесса на основе двух основных видов педагогической деятельности – воспитания и преподавания.

Собственно планирование урока представляет собой три основных стадии.

Первая стадия – определение целей урока (обязательно: воспитательные, образовательные и развивающие в их единстве). Цели должны определяться предельно конкретно, соответствовать теме урока.

Вторая стадия – в соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых для урока средств.

Третья стадия планирования - здесь учитель конкретизирует структуру урока и разрабатывает учебные ситуации. Здесь же учитель продумывает собственное воздействие на эмоции и чувства детей.

Итогом такой работы рабочий или поурочный план. Его форма и объём жёстко не регламентируются для учителя, но, как мы уже говорили, могут зависеть от опытности педагога и сложности темы урока.

В плане урока обязательно должны быть указаны:

- дата его проведения, класс, № темы по тематическому плану

- тема, цели, задачи урока

- структура урока с указанием его основных этапов

- содержание учебного материала

- методы и приёмы работы учителя и детей в каждой учебной ситуации

- учебное оборудование, необходимое для проведения урока

- образцы решения задач (на уроках математики, физики, химии).

Каждый из этих видов деятельности планируется педагогом, исходя из опыта своей работы и специфики педагогической деятельности в рамках воспитания или обучения.

 

 

Студент должен иметь представления:

О том, что каждая социальная роль несет определенный набор прав и обязанностей.

Студент должен знать:

Понятия социальной роли. ролевого конфликта. Виды и характеристики социальных ролей.

Студент должен уметь:

Анализировать предложенные упраж­нения, подкрепляя практический опыт теоретическими знаниями. Осмыслить, каждую социальную роль и найти для себя оптимальный стиль поведения.

 

План:

1. Понятие социальной роли.

2. Виды и характеристики социальных ролей.

3. Ролевые ожидания. Ролевой конфликт.

4. Влияние социальной роли на развитие личности.

 

& Межличностные отношения непосредственным образом оп­ределяются ролевыми отношениями, с одной стороны, индивидуальными личностными характеристиками субъектов — с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями.

& Общество осуществляет контроль за взаимодействием людей в соответствии с репертуаром ролей, исполняемых общающимися людьми. Каждому индивиду в течение жизни приходится испол­нять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, представителя определенного соци­ального слоя и т.д. Ролевое обучение необходимо, чтобы:

1) выполнять обязанности и пользоваться правами в соот­ветствии с той или иной ролью;

2) приобрести установки, навыки поведения, которые соот­ветствуют данной роли, и иметь адекватный ей эмоциональный настрой.

Ü Социальная роль — это социальная функция личности, со­ответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Как правило, это нормативно одобренный и предписанный обществом или социальной группой способ, алгоритм, шаблон деятельности и поведения личности, добровольно или принуди­тельно ею принимаемый при реализации определенных социаль­ных функций. Например, социальная роль учителя заключается в воспитании и обучении молодых людей в соответствии с их ин­дивидуальными способностями. Успеха в общении добивается тот преподаватель, который правильно осознает свою социаль­ную роль и успешно реализует предписываемые ею обязанности.

@ Существует точка зрения, что социальная роль — это сово­купность социальных норм, освоить которые общество или груп­па побуждают или принуждают индивида. Обычно же социаль­ную роль определяют как динамический аспект статуса, как пе­речень реальных функций, заданных группой ее члену, как набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнени­ем конкретной работы.

@ Социальные роли различны по своей значимости. Роль объ­ективно задается социальной позицией вне зависимости от инди­видуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Один и тот же человек реализует несколько социальных ролей. Так, директор школы на уроке — учитель, для своих детей — отец, для своих родителей — сын, для жены — муж, на приеме у врача — пациент и т.д.

@ Внутренняя структура личности (картина мира, желания, ус­тановки) может располагать к одним социальным ролям и не спо­собствовать выбору других социальных ролей. Люди по-разному идентифицируют себя со своей социальной ролью. Некоторые максимально сливаются с ней и ведут себя в соответствии с ее предписаниями везде и всюду, даже там, где совершенно не тре­буется.

Ü Таким образом, социальной ролью называют ожидаемое по­ведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.