Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные черты ЭГП СЗФО

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение СЗФО как экономический потенциал региона

Экономический потенциал СЗФО

Экономико-географическое положение СЗФО как составляющая экономического потенциала региона.

Лекция 4. Экономический потенциал СЗФО.

Важнейшим фактором развития федерального округа сле­дует считать его экономический потенциал.

Под экономиче­ским потенциалом федерального округа будем понимать возмож­ности регионов, входящих в его состав, в достижении цели страте­гического социально-экономического развития за счет концентра­ции всех имеющихся факторов производства, сырьевых, матери­альных, трудовых и финансовых ресурсов.

Исходя из принятого определения, экономический потенциал может характеризоваться совокупностью природно-ресурсного, промышленного, транс­портного и человеческого (трудового) потенциалов.

Традиционно при характеристике региона используются сведения о географическом положении, размерах территории, природных ресурсах, населении, административном устройстве и др.

Мы основываемся на определении региона или региональной системы как триады «природа-население-хозяйство» плюс пространственный фактор. Под пространственным фактором будем понимать физико-географическое положение региона как данность, влияющее на его ЭГП и ПГП. Таким образом, ниже рассмотрим экономический потенциал СЗФО и дадим оценку его ФГП, ЭГП.

Основой хозяйства Северо-Западного федерального окру­га является использование богатого природно-ресурсного потенциала и выгодного экономико-географического поло­жения макрорегиона. Наличие в округе значительных мине­рально-сырьевых и топливных запасов, а также водных и лес­ных ресурсов является важным фактором его экономического развития в условиях формирования рыночной экономики.

Географическое положение и площадь территории, особенно в условиях России, часто является наиболее важным (определяющим) потенциалом для ее развития.

Экономико-географическое положение (ЭГП) постоянно меняется, т.к. оно связано с развитием территории.

К благоприятным природно-климатическим условиям часто относят не только центральные районы России, но и Северо-Запад – Псковскую, Новгородскую, Ленинградскую, Калининградскую области.

Суровые природно-климатические условия определили экономику Европейского Севера.

Территория округа - 1677,9 тыс. км2 (9,8% от площади Рос­сии в целом). Центр СЗФО - город федерального значения Санкт-Петербург (субъект РФ).

1. СЗФО занимает окраинное и пограничное положение, имея выходы к двум океанам: Атлантическому (через Балтийское море) и Северный Ледовитый (через Белое, Баренцево и Карское моря).

Северо-Западный федеральный округ - единственный из федеральных округов России, который непосредственно граничит со странами Европейского Союза, Центральной и Северной Европы - Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Белоруссией.

Россия и Норвегия координируют работу в Баренцевом море, отлов рыбы, добычу топливных ресурсов, а также использование Северного морского пути.

2. На его территории располагается северная столица России – Санкт-Петербург.

Эти два фактора дополняя друг друга сыграли важнейшую роль в формировании особенностей населения и экономики региона.

Так, например, экономика Санкт-Петербурга формировалась и развивалась на привозном сырье. Балтийское море играло роль связующего звена в развитии отношений с зарубежными партнерами. Близость к Западной Европе, удобство торговли и рыболовства.

Территории СЗФО принадлежит крайняя западная точка России – 19 град. 38 мин в.д. в Балтийском море Калининградской обл.

Внутренними соседями округа на юге юго-востоке являются соответственно Центральный и Приволжский федеральные округа, на востоке Уральский – наиболее мощные в хозяйственном отношении, они сосредотачивают более 50% населения страны, а также основных фондов экономики и производимой продукции. Подобное соседство благоприятно сказывается на регионе.

Через Балтийское, Баренцево, Белое моря округ имеет широкий выход в акваторию Северной Атлантики. В последние годы все активнее развивается Северный морской путь, связывающий Европейскую часть России с восточными регионами.

Примерно 1/6 СЗФО пересекается полярным кругом, что накладывает влияние на хозяйственную деятельность, жизнь и здоровье людей. Так в Мурманске полярная ночь (когда солнце не восходит над горизонтом) и полярный день (когда солнце не заходит за горизонт) длится 45 суток. Приполярные районы региона имеют крайне малую продолжительность теплого периода: менее 60 дней. В республике Карелия, на юге Архангельской области и Республике Коми – от 60 до 90 дней, а в СПб, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской области – от 120 до 150 теплых дней. Калининградская обл. имеет от 150 до 180 теплых дней. Это обусловливает особенности хозяйственной деятельности. Как отмечалось выше в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях повышенная стоимость жизни вследствие повышенных затрат на производство продукции, и повышенную энергоемкость хозяйственной деятельности.

Большое значение имеет для экономики Мурманской обл. теплое течение Гольфстрим (Северо-Атлантическое течение), которое обусловливает работу не замерзающего порта Мурманск в течение всего года.

СЗФО богат различными полезными ископаемыми, важнейшими природными ресурсами. Европейский Север называют кладовой России. Богатства региона обеспечивают не только потребности собственной территории, но и активно экспортируются. Данный вопрос рассмотрен выше.

Транспортно-географическая составляющая местоположе­ния большинства субъектов РФ, входящих в состав СЗФО, весь­ма благоприятная, но значение ее уменьшается в направлении с запада на восток.

Основные грузопотоки формируются в республике Карелии, Вологодской и Ленинградской областях и Санкт-Петербурге.

Важнейшее место в развитии автотранспорта занимают внешние автомобильные перевозки.

На СЗФО приходится 20 % всех ввозимых автотранспортом в Россию импортных грузов и 50 % - вывозимых автотранспортом экспортных грузов. Перевозки грузов за рубеж осуществляются через 29 пунктов пропуска. Наиболее напряженные движения осуществляются через пункты республики Карелия (Мягиярви, Инари и др.) и Псковской области (Дрозды, Морозовский). Осуществляется движение на границах сопредельных государств: Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, Польши, Беларуси.

Благоприятное экономико-географическое и геополитическое положение региона позволило сформировать настоящую сеть автомобильных дорог. Она представляет собой опорный каркас (ОК) территории, включающий 16 дорог федерального направления и ряд дорог регионального значения. Несколько трасс федерального значения включены в состав панъевропейского коридора Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва-Киев-Кишинев.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории СЗФО составляет 75 257 км, в том числе федеральных дорог – 5 233 км, региональных дорог – 70 024 км или соответственно 7% и 93% от общей протяженности дорог.

Ряд магистралей включен в состав Европейсколй сети: Е-105 «Кола», «Россия», «Печенга»; Е-77 «Калининград-граница Латвии, Е-95 Санкт-Петербург-граница Беларуси; Е-18 «Скандинавия» и др.

Железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния.

Ж/д транспорт занимает ведущее положение в транспортной системе СЗФО. Крупным ж/д узлом является Санкт-Петербург, от которого берут начало 12 магистралей на Москву, Урал, в Бела­русь и на Украину и другие направления.

Большое значение имеет магистраль Санкт-Петербург — Череповец — Вологда — Пермь, соединившая про­мышленные районы Севера и Урала.

Железнодорожная линия Санкт-Петербург - Мурманск соединила два крупных портовых города.

Немаловажное значение имеет магистраль Санкт-Петербург – Таллин-Рига-Калининград.

Меридиональные линии представлены железнодорожными магист­ралями Москва - Архангельск, Волхов - Петрозаводск - Мур­манск.

Широтные линии: Санкт-Петербург - Череповец - Вологда - Киров - Екатеринбург, Обозерская – Беломорск связали северную и северо-западную части округа с Уралом, Сибирью, Северную и Октябрьскую ж/д. Магистраль Коноша – Котлас - Воркута – Салехард – Лабытнанги соединила Федеральный округ с Западной Сибирью.

Внешнеэкономические связи со странами Скандинавии осуществляет ж/д магистраль Санкт-Петербург – Хельсинки.

Огромное значение в развитии ж/д транспортной системы имеет Октябрьская ж/д (ОЖД). На ее долю приходится более 8 % грузооборота и 12 % пассажирооборота. Она протянулась через 6 субъектов СЗФО. Большое значение в грузообороте занимает перевозка леса, минеральных удобрений, железной руды и продовольствия.

ОЖД обслуживает не только внутренние, но и международные направления, обеспечивая связь со странами Зарубежной Европы, Балтии и Украины.

Особое направление – создание высокоскоростных ж/д магистралей. Примером может служить проект магистрали Москва - Санкт-Петеррбург. Она была спроектирована как сугубо пассажирская, со скоростью движения поездов 300-350 км/ч и затратами времени около 3-х часов – поезд Сабсан.

Строительство подобных магистралей связано со значительным экологическим ущербом. При закладке подобных дорог отводится полоса земли шириной 30-45 м, в которой ведутся разнообразные работы. Следовательно, на каждую 1000 км ж/д полотна уничтожается 45 кв км естественного растительного покрова. Но ж/д транспорт значительно чище других. Он выбрасывает в 20 раз меньше вредных веществ, нежели автомобильный, в 640 раз меньше, чем авиационный.

Большое значение для региона имеют также Северная ж/д, связывающая Санкт-Петербург с Вологодской, Архангельской областью и республикой Коми, и Калининградская ж/д, соединяющая Калининградскую область с Россией.

В начале XVIII в., при Петре Великом, были построены каналы между реками бассейнов Невы и Волги, создана Вышневолоцкая водная система. В начале XIX в. ее дополнили еще две системы: Тихвинская и Мариинская, и одна система, объединившая бассейны Невы и Северной Двины.

В настоящее время использование данного транспорта сократилось в несколько раз.

На территории Северо-Западного федерального округа действуют пять Бассейновых управлений водных путей и пароходств, которые отвечают за следующие внутренние водные бассейны.

Волго-Балтийский бассейн (от Санкт-Петербурга до Череповца и направления на Новгород и Псков) протяженностью более 1300 км.

Беломоро-Онежский бассейн (из Вознесенья в Беломорск и несколько каналов, обеспечивающих доступ к портам).

Северный (Архангельский) бассейн, обслуживающий территории от Архангельского морского порта до Котласа, продолжающийся вглубь на восток и на юг от Котласа, длиной в 1615 км.

Сухонский (Вологодский) бассейн, соединяющий Волго-Балт с Северным бассейном, длиной 690 км.

Печорский бассейн в республике Коми длиной в 1320 км.

Основное значение имеет Волго-Балтийский водный путь, построенный в советский период. Он связывает Балтийское море с Белым посредством Беломорско-Балтийского канала, а также Балтику с Волгой, посредством Волго-Балтийского канала. С учетом того, что бассейн Волги соединяется с рекой Дон (Волго-Донской канал), а также связи Волга-канал им. Москвы можно говорить о созданной единой речной системе на Европейской территории.

Крупнейшим речным портом является Санкт-Петербург, грузооборот которого составляет более 3,6 млн тонн грузов в год. Санкт-Петербург и Беломорск считаются воротами, соединяющими внутренние водные системы Северо-Запада и акватории Балтийского и Белого морей. Также Волго-Балтийская водная система является частью Трансъевропейского Транспортного Коридора, который соединяет северные и северо-западные территории страны с южными.

Большое судоходное значение имеют реки Северная Двина, Вы­чегда, Печора и Северо-Двинская система.

На Северо-Западе РФ сосредоточено несколько крупнейших морских портов, через которые проходит около 90 млн тонн грузов.

Санкт-Петербург, являясь одним из крупнейших портов России, не обеспечивает потребности региона в морских перевозках грузов из-за своей малой мощности.

Уникальность порта Санкт-Петербург состоит в том, что он является единственным портом на Балтике, который способен обрабатывать крупнотоннажные морские суда дедвейтом до 30 тыс. тонн. Грузооборот порта Санкт-Петербург в 2009 г. составил около 60 млн тонн. Порт является многофункциональным, он способен обрабатывать разнообразные грузы: лес, химические материалы, нефтепродукты, сыпучие продукты и материалы и другие.

Поэтому важнейшими направлениями в развитии морского транспорта являются работы, связанные с расширением портов на Балтике. В данную группу портов на Финском заливе входят: Приморский, Выборгский, Высоцкий с нефтеналивными терминалами, а также порты на южном побережье залива - Ломоносов и порт Усть-Луга. Порт Усть -Луга начал свою работу в сентябре 2006 г. и связал Санкт Петербург с Калининградской областью.

В порту Приморск объем нефтеперевалки с 2008 г. после ввода продуктопровода «Север» доведено до 120 млн тонн в год.

Была введена в строй первая очередь проекта «Север» - нефтепродуктовод Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск и морской терминал по перевалке светлых нефтепродуктов.

В настоящее время в порту Усть-Луга завершено строительство терминала по перевалке угля, терминала по перевалке леса, универсального перегрузочного комплекса и ж/д-паромной переправы «Усть-Луга-Калининградская область-Германия».

Значение Усть-Луги возрастет когда вступит в строй ответвление от участка нефтепровода «Дружба» в Брянской области – вблизи границы РФ с Белоруссией и Украиной. Оно пройдет вдоль границ РФ с Белоруссией, Латвией, Эстонией до порта Усть-Луга.

Введение нефтеналивных терминалов на Балтике позволило обеспечить более выгодный маршрут передачи нефти из республики Коми и Приобского месторождения в страны Европейского Союза.

Из Мурманска и Архангельска грузы отправляются по Северному морскому пути, к портам, расположенным в низовьях рек, впадающих в моря Северного Ледовитого океана. Расширение Северного морского пути связано с развитием транзитных направлений между портами Европы и Азии.

Мурманск – крупнейший порт, расположенный за полярным кругом и незамерзающий в течение года. Большое значение приобретает реконструкция ж/д станции Мурманск, которая позволит увеличить объемы переработки и отправки грузов примерно на 7 млн тонн.

Архангельск – старейший порт на побережье Северного Ледовитого океана. В настоящее время он позволяет отправлять и перерабатывать до 3,5 млн тонн грузов, как нефтеналивных, так и сухих. Дальнейшее развитие связано с организацией связей в Уральским федеральным округом.

Несколько портов местного значения с меньшим объемом перевозок, такие как Кандалакша, Кемь, Нарьян-Мар, Андерма.

Значение воздушного транспорта Северо-Запада велико. На многих территориях СЗФО он служит единственным видом транспорта. Примером служат отдельные районы Мурманской, Архангельской областей, а также республики Коми и Ненецкого АО.

Воздушный транспорт в основном служит для перевозки пассажиров и срочных грузов. На территории СЗФО работает 80 аэропортов, 7 из которых международные.

Крупнейшим аэропортом является аэропорт «Пулково» в Санкт-Петербурге, где сосредоточено два комплекса: «Пулково-1», обслуживающий внутренние авиалинии, и «Пулково-2», обслуживающий международные направления. В 2002 году через аэропорт «Пулково» перевезено более 3 млн человек и отправлено более 25 тыс. тонн грузов.

Большое значение также имеют аэропорты Мурманск, Архангельск, Калининград, имеющие как внутренние, так и международные направления, а также Сыктывкар и Вологда.

Трубопроводный транспорт (нефтепроводный и газопроводный) является узкоспециализированным видом транспорта, который предназначен для транспортировки жидких и газообразных продуктов.

В 70-е годы большой размах получает строительство газопроводов из республики Коми, которые до сих пор имеют большое значение. От Вуктыльского месторождения берет свое начало газопровод «Сияние Севера», по территории округа прохо­дят газопроводы из Западной Сибири, среди них Уренгой — На­дым, Пунга — Вуктыл — Торжок — Ивацевичи, который обеспечи­вает поставки газового топлива в Центр и зарубежные страны.

К высокопроизводительным системам преобладающего широтного направления подключены нефтяные месторождения республики Коми (нефтепровод Ухта-Ярославль-Кириши).

В перспективе планируется транспортное ос­воение северных регионов округа, где разворачиваются работы по добыче нефти и природного газа, а также создания трансфертных магистралей широтного направления, связывающих территорию округа с государствами Северной Европы.

 

Обобщая сказанное, заметим здесь, что сопредельность с рядом госу­дарств может оцениваться как положительный фактор развития, однако предопределяет повышенное внимание к вопросам эконо­мической, равно как и в целом - государственной безопасности. Прямые выходы на мировой рынок и близость европейских госу­дарств, наличие трех незамерзающих морских портов (Мурманск, Балтийск, Калининград), созданная сухопутная транспортная сеть и соседство с ос­новными индустриально-развитыми округами России - Централь­ным и Уральским - во многом определили многоплановую роль СЗФО как крупного поставщика разнообразного сырья и промыш­ленной продукции, топливно-энергетических ресурсов, кузницы квалифицированных кадров, важнейшего российского экспортера продукции не только собственной, но и произведенной в других регионах России. Одновременно округ является крупнейшим им­портером разнообразной продукции, основным получателем ино­странных инвестиций, важным транзитным районом России.

Округ играет важную стратегическую роль приграничного региона России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ 3. Числовые характеристики случайных величин | Показатели сравнительной оценки эффективности инвестиционных проектов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.